Публикации Формирование компонентов готовности к школьному обучению

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование компонентов готовности к школьному обучению
Автор: Романовская Татьяна Николаевна


Формирование компонентов готовности к школьному обучению.
Среди множества задач, решаемых каждой ступенью образования, одной из важнейших является подготовка субъекта образования к переходу на следующую ступень. Для дошкольного образования такой ступенью становится начальная школа. И готовность ребенка к школьному обучению является своеобразным итогом дошкольного периода.
Отечественные психологи интенсивно исследовали вопрос: из чего же складывается так называемая готовность к школе и как помочь ребенку подготовиться к новой для него школьной жизни? Было показано, что навыки чтения, счета и письма, усвоенные еще в дошкольном возрасте, не обеспечивают успешность школьного обучения ребенка. Сложилось вполне обоснованное представление о неспецифических компонентах школьной зрелости, среди которых первое место заняла сформированность произвольности как особого качества психических процессов, проявляющегося у детей в старшем дошкольном возрасте, а также как способности ребенка к контролю собственного поведения — его двигательной составляющей, эмоциональных реакций, речевого поведения.
Вторым важнейшим компонентом готовности к школе является показатель уровня развития речи.
Монологическая речь — основа любого школьного ответа. Умение поставить вопрос — основа познавательной деятельности. Диалогическая речь — основа адекватной коммуникации.
Третьим компонентом, определяющим социальное положение ребенка в классе, в коллективе сверстников и в глазах учителя, является коммуникативная компетентность, сформированность навыков общения.
Особое внимание исследователи уделили анализу специфики учебной деятельности. Было показано: ее отличительная особенность заключается в том, что субъект и объект этой деятельности представлены одним и тем же лицом. Учение — это деятельность по преобразованию самого себя, своей системы знаний, навыков, возможностей. Заслуга отечественной психологической школы в том, что она указала на субъектный характер учения и тем самым поставила практику перед необходимостью искать новые методические подходы к организации самого педагогического процесса.
И, конечно же, любая деятельность в качестве движущего источника имеет мотивацию.
Главным показателем готовности к школе являются мотивы учения, то есть желание учиться в школе. Мотивация познания проявляет себя уже у младенцев, есть она и у высших животных. Мотивация учения формируется на ее основе, но не сводится к ней. В становлении мотивации учения имеют большое значение также социальные факторы, в частности формирующийся образ Я ребенка, система внешних социальных ожиданий, и познавательные факторы. Необходимость специальной педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста для формирования мотивации учения неоднократно подчеркивалась.
Одним из показателей сформированности учебной мотивации является готовность принять позицию ученика. Эта позиция предполагает доверие к учителю как носителю достоверной и полезной информации, способному обеспечить обучение и развитие подопечных, а также готовность действовать по инструкции или заданию. Это социальные мотивы. Они связаны с желанием ребенка занять новое место в системе отношений: стать учеником, ощутить себя большим, школьником.
Другим показателем готовности к школе являются познавательные мотивы. Они проявляются в интеллектуальной активности, в желании больше знать, уметь, в способности и потребности задавать вопросы и познавать окружающий мир.
Для готового к школе ребенка обычно характерен сплав социальных мотивов и познавательных. Он хочет учиться и потому, что стремится скорее стать большим, занять определенную позицию в обществе, и потому, что у него появились познавательные интересы, которые он уже не может удовлетворить дома или в детском саду.
Нередко у детей преобладают социальные мотивы учения, а познавательные выражены слабо. В таком случае детей интересуют в школе не знания, а строгое исполнение роли ученика. Ребенок ориентирован в основном на одобрение и похвалу учителя, потому что только учитель может оценить, как он исполняет роль ученика. На первых порах такая исполнительность и готовность делать все как надо могут давать неплохие результаты, но как только эта роль станет для ребенка привычной, и исчерпает свою привлекательность, учение в школе утратит для него смысл, если, конечно, к этому времени у него не сформируются собственно учебные мотивы.
Однако если у ребенка доминируют познавательные мотивы учения, а социальные практически отсутствуют, то это тоже может вызвать существенные трудности. Такие дети обычно приходят в школу, умея читать и считать, а в школу стремятся, чтобы больше узнать. Стремления хорошо выполнять обязанности ученика, понимания своей новой ответственности у них может и не быть. И если такому ребенку на уроке становится скучно, он легко может заняться посторонним делом или выйти вовсе из класса. Он учится лишь до тех пор, пока новый материал представляет для него познавательную ценность.
Ему скучно делать все, что не вызывает его непосредственного интереса: выполнять домашние задания, тренировать руку к письму, решать однотипные задачи. Ученики с преобладанием познавательной мотивации, но слабо выраженными социальными мотивами учения могут оказаться даже менее готовыми к школьному обучению (в том виде, как оно существует на сегодняшний день), чем дети с преобладанием социальных мотивов. Естественно, что индивидуальность каждого ребенка проявляется в преобладании одного из указанных мотивов, но в какой-то форме они оба должны быть выражены.
Дошкольник существо непосредственное. Он делает и говорит то, что хочет, и не задумывается как именно и почему он это делает. В конце дошкольного периода дети обычно теряют эту непосредственность; перед ними возникают вопросы: Правильно ли я делаю? Как нужно? Они начинают опосредовать свои действия представлением о том, как надо делать, что превращает их поведение в произвольное и осознанное. Многие трудности в обучении шестилетних детей связаны как раз с тем, что они еще не утратили непосредственности, которая очень мила в семье, но мало приемлема в школе.
Помимо психологической готовности к школе существуют специальные навыки и умения, которые также необходимы. Это, прежде всего, умения писать и читать. Конечно, если у ребенка есть психологическая готовность к обучению, если он хочет и умеет учиться, он без труда овладеет этими навыками. Но все же, если вы хотите облегчить адаптацию ребенка в школе, лучше заранее учить его этому.
Особенно тяжело дается детям письмо. Чтобы избежать серьезных проблем в этой области, лучше готовить руку к письму с пяти лет: необходимо приучать руку к любым мелким, но точным движениям - лепка, аппликация, рисование и т.д. Если у ребенка хорошо развита микромоторика руки, он без труда овладеет навыками письма.
Учить читать тоже лучше до школы. В 4-5 лет это значительно легче. Чем в семь-восемь. Ребенок еще экспериментирует со словом, интуитивное чувство языка еще не притупилось, поток детских вопросов еще не иссяк. Язык дошкольнику еще интересен. Вам остается только придать этому интересу направление, нужное для овладения письменной речи и грамотой. Если ребенок научиться писать и читать до поступления в школу, это во многом облегчит ему переход к новой для него школьной жизни. А переход этот труден для каждого ребенка, на которого буквально обрушиваются новый мир отношений со взрослыми и сверстниками, новые формы поведения, новые обязанности, новый режим.
К сожалению, оборотной стороной обостренного внимания дошкольных педагогов, направленного на обучение (естественно, они стремятся подготовить своих воспитанников к поступлению в лучшие, сильные школы с повышенными требованиями), становится несформированность важнейших неспецифических компонентов школьной готовности.
Все больше детей шести лет говорят, что они не хотят идти в школу, не хотят учиться. Обнаруживается, что они не готовы слушаться взрослых, не способны на требуемом уровне контролировать свои эмоции и поведение, недостаточно самостоятельны в самообслуживании; затрудняются в установлении контактов со сверстниками и новыми для них взрослыми. Скучая на уроках в первом полугодии первого класса и привыкнув ничего не делать, они с трудом втягиваются в работу в дальнейшем. Раннее чтение не гарантирует его качества. Беглый счет не обеспечивает способности понимать суть задачи — и так далее.
Необходимо также учитывать, что все указанные компоненты формируются не за один год. Развитие ребенка дошкольного возраста — непрерывный процесс, который начинается с рождения. Хорошо известно, что от богатства развивающей и социальной среды, окружающей младенца, от насыщенности его опыта разнообразными сенсорными впечатлениями зависит развитие или угасание ориентировочно-исследовательского поведения, базы познавательной мотивации.