Публикации Методический доклад «Прыжки. Специфика музыкального сопровождения раздела урока классического танца «Allegro»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методический доклад «Прыжки. Специфика музыкального сопровождения раздела урока классического танца «Allegro»
Автор: Яфанова Наталия Владимировна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская хореографическая школа имени М. М. Плисецкой городского округа ТольяттиМетодический доклад Прыжки. Специфика музыкального сопровожденияраздела урока классического танца «Allegro»Составитель:концертмейстерЯфанова Наталия Владимировна2022 г.ВведениеПрыжки - самая трудная часть урока. Все, что вырабатывается экзерсисом и adagio, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их развитию. Но особенное внимание следует уделять самим прыжкам.В прыжке очень важна музыка. Она позволяет усилить восприятие прыжка. Одно и то же танцевальное движение при необходимости можно представить в любом музыкальном метре. Тем не менее существуют довольно стереотипные представления о соответствии выразительных особенностей двухдольного и трехдольного метра различным видам движений. Концертмейстер может руководствоваться той семантикой и теми «кинетическими» качествами, представление которых может создавать различная музыкальная пульсация. Известно, что двухдольные метры обладают свойствами, характеризующимися четкостью, упругостью, мерностью, некоторой элементарностью по сравнению с более сложными временными организациями. Трехдольные метры, в свою очередь, в целом воспринимаются как более пластичные, мягкие и закругленные и, благодаря этому, податливые к агогическим отклонениям. Подобные особенности музыкального метра могут быть соотнесены с характером движений, используемых преподавателем в комбинации. Во многих случаях выбор определенной метрической пульсации обуславливается временем, затрачиваемым на исполнение того или иного прыжка. «Короткие», маленькие прыжки чаще соотносятся с двудольным музыкальным размером. «Более протяженные», занимающие чуть более долгое время, высокие прыжки - с трехдольным.Комплекс решаемых здесь задач можно свести к трем основным - выбор музыкального метра, создание изобразительных эффектов полетности, воздушности, трамплина, достижение синхронности исполнения.Подбор музыкального сопровождения Allegro на уроке классического танцаПрыжки задаются в классе в возрастающем порядке: маленькие, средние, большие. В соответствии с увеличением прыжка размер музыкального аккомпанемента меняется, проходя (часто, но не всегда) следующие стадии: от 2/4-го полькообразного, короткого дыхания - к 6/8 с ясно выраженной трехдольной пульсацией или 2/4-му маршеобразного характера, затем к трехдольному вальсовому, а в определенных случаях - двудольному галопообразному («балетная кода»). Подобрать музыку для Allegro довольно легко. Но удобно сыграть непросто. Сильные доли необходимо облегчить и вся музыка должна как бы «подхватывать» и «поднимать» исполнителей вверх. Музыкальный материал для среднего и малого Allegro подбирается, в основном, на две четверти. При исполнении больших прыжков часто используется размер 3/4. Но далеко не каждый вальс подойдет для сопровождения комбинации больших прыжков. Музыка должна быть энергичной, жизнеутверждающей, можно сказать напористой, помогать сильным толчкам и маховым движениям ног.Всякому прыжку предшествует demi plie. Заканчивается прыжок также в demi plie. Таким образом, на лицо сочетание плавного по характеру движения plie с отрывисто четким моментом отдачи пятками от пола прыжком. В музыкальном оформлении прыжков оба эти момента должны найти свое отчетливое выражение.Рассмотрим ритмическую сторону прыжков, демонстрирующую их отношение к музыкальной сильной доле. По этому признаку движения можно поделить на две большие группы:-группа прыжков - в основном, маленьких и средних, для исполнения которых толчок осуществляется с двух ног. Ритмически это происходит так: момент начальной фазы прыжка («отрывание» от земли) совпадает с затактовой долей музыкального сопровождения. Момент сильной доли соответствует приземлению. Здесь в аккомпанементе предпочтительное внимание уделяется демонстрации легкости, пружинной рессорности. Изобразительные качества музыкального аккомпанемента приобретают специфическую особенность легкого дыхания, как будто грудь наполняется воздухом постепенно, в результате частых вздохов, при этом выдыханий почти не слышно. Эффект достигается с помощью некоторой акцентуации затактов, при исполнении музыкальных построений «короткого дыхания».Для аккомпанемента концертмейстером подбираются музыкальные фрагменты соответствующего характера; легкая полькообразная (не бытовые, а балетные польки) двудольная музыка и музыка на шесть восьмых с характерным ритмом: затактовая восьмая - четверть - восьмая - четверть. руппа прыжков, для исполнения которых отталкивание осуществляется с одной ноги. Предваряет подобные прыжки подход, разбег. Момент отталкивания от земли при исполнении прыжка совпадает с приходом сильной доли в аккомпанементе. При этом подход будет соответствовать затактовым долям музыкального сопровождения. Полетный прыжок, как правило, занимает несколько больше времени, чем маленький, «затактовый». Поэтому приземление после большого прыжка чаще всего соответствует следующей сильной (например, в вальсовом аккомпанементе) или относительно сильной (например, в размере 6/8) доле или происходит чуть-чуть раньше или позже ее. В данном случае нужно понимать тот факт, что энергия, необходимая для большого полетного прыжка, требует максимальной концентрации усилии в момент толчка. Опорой для него является не только реальный пол зала или сцены, но и своеобразный музыкальный «трамплин», создаваемый сильными долями аккомпанемента. Они должны звучать весомо и точно совпадать по времени с толчковым движением ноги ученика. Для аккомпанемента большим прыжкам используются энергичные, бравурные или «полетные» вальсы, вальсообразные балетные вариации, а также аналогичного характера балетные «коды». Особенностью этих музыкальных произведений довольно часто является их кантиленный характер, отражающий свойства музыки широкого дыхания, вокальный тип мелодики. Основной функциональной задачей аккомпаниатора как участника совместного исполнения является создание музыкальной метрической и артикуляционной опоры в момент толчка, достижения синхронности. В то же время творческая, образно-выразительная задача состоит в музыкальном отображении полета, эффекта задержки, «зависания» в воздухе. Выполнению этой задачи во многом способствует внимание аккомпаниатора к легким тактам, окончаниям лиг, соответствующим моменту приземления, нивелирующим его тяжесть. В музыке эффект полета можно передать различным образом, например, с помощью передачи ощущения невесомости. Подобное впечатление «парения в воздухе», отсутствия опоры может быть достигнуто с помощью использования синкоп (например, Вальс из «Спящей красавицы», «Вальс снежных хлопьев» из «Щелкунчика» П.И. Чайковского). Полет можно изобразить как образ устремленности, создавая музыкальными средствами ощущение энергичного взлета. В качестве иллюстрации роли пространственно-двигательных пластических образов Евгений Владимирович  Наза́йкинский - советский и российский музыковед, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории приводит балетную музыку в целом: «Представление об упругих гаммообразных взлетах как об имитации изящных танцевальных движений знакомо всем любителям балета».Таким образом, комбинация прыжков, как ритмическая схема, представляет собой пульсирующую цепь затактовых и сильных долей, имеющих различное для концертмейстера содержательно-выразительное значение. Избранный для аккомпанемента метр помогает отразить особенности ритмической пульсации и характер движений. В одних случаях музыкальная метрика позволяет продемонстрировать затактовую долю и создать эффект воздушности и виртуозности, в других - осуществить синхронность совпадения с моментом сильной доли, одновременно отображая энергичность взлета. Следует обратить внимание, что прыжки делятся на две группы: «затактовую» и группу «сильной доли». Например, cabriole на 45°, классифицирующийся как средний прыжок, исполняется с подхода - tambee, и в соответствии с этим данный прыжок будет относиться к группе «сильной доли». В свою очередь, большой прыжок grand sissonne ouverte исполняется «с двух ног», поэтому начальная фаза его исполнения совпадет с затактом, а приземление - с сильной долей. Основной функциональной задачей концертмейстера как участника совместного исполнения является создание музыкальной метрической и артикуляционной опоры в момент толчка, достижение синхронности. В то же время творческая, образно-выразительная задача состоит в музыкальном отображении полета, эффекта задержки, «зависания» в воздухе. Выполнению этой задачи во многом способствует внимание аккомпаниатора к легким тактам, окончаниям лиг, соответствующим моменту приземления, нивелирующим его тяжесть. В музыке эффект полета можно передать различным образом, например с помощью передачи ощущения невесомости. Подобное впечатление «парения в воздухе», отсутствия опоры может быть достигнуто с помощью использования синкоп. Полет можно изобразить, как образ устремленности, восходящими пассажами, приводящие к сильной доле такта. Время гаммообразного взлета будет совпадать с подходом к движению, с моментом разбега подготовки для прыжка. В классическом танце используются разные виды подходов к большим прыжкам - одни из них по мере «возрастания», то есть в зависимости от увеличения количества времени, необходимого для исполнения подхода - от самых коротких до более длинных: шаг pas couppe, pas tomhee, pas glissade, pas cauru, pas de bouree. Подход к прыжку далеко не всегда точно совпадает с конкретными затактовыми нотами и границами музыкального мотива - отношения их свободны, не синхронны. Но время, затрачиваемое на подход, вполне определенно - оно должно учитываться концертмейстером при выборе необходимого темпа исполнения и метрического оформления музыкального материала. Трехдольный музыкальный размер, в отличие от двудольного содержит две слабые доли то есть больше свободного «затактового пространства», поэтому чаще полетным прыжкам с длинного подхода соответствует вальсовая метрика. Темп, установленный для каждой прыжковой комбинации, сохраняется до конца фразы, даже если комбинация состоит из маленьких и больших разнородных прыжков. Темп, установленный для каждой прыжковой комбинации, сохраняется до конца фразы, даже если комбинация состоит из маленьких и больших разнородных прыжков. В комбинациях часто используются «паузы» - остановки между прыжками. Музыкальное сопровождение должно соответствовать характеру исполняемых движений и объединять в себе несколько вариантов. Нужно точно сыграть фрагмент, чтобы в нем улавливалось изменение движения – четкий, активный характер прыжка и более плавный, мягкий характер партерного соединения или «плие» и «пауз» в комбинационном построении. ЗаключениеМузыкальный аккомпанемент прыжкам представляет собой свободную структуру с четко определяемыми в необходимых случаях моментами синхронизации. Ритм исполнения прыжковых комбинаций достаточно сложен, полноценное восприятие его, как правило, результат длительного «опыта понимания». Аккомпанируя, концертмейстер стремится создать наиболее благоприятные музыкальные условия для исполнения, однако, единство достигается здесь объединенными усилиями всех участников ансамбля - и музыканта и ученика. Список литературы1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца: Учебно-методическое пособие. Изд.2 – Л.: Искусство, 1983.2. Безуглая Г. Концертмейстер балета: Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром. Санкт – Петербург, 2005.3. Блок Л. Классический танец: История и современность. – М.: Искусство, 1987.4. Ваганова А. Основы классического танца. Изд. 6. – СПб.: Изд-во «Лань», 2000.5.Зихлинская Л.,Мей В. Первые шаги. Примеры уроков для молодых педагогов профессиональных хореографических училищ: практическое пособие по методике преподавания классического танца в младших классах (первый год обучения). К.: ЛОГОС 2003.6.Катонова С. Музыка в балете. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1961.7. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – М.: Искусство, 1976.8. Ярмолович Л. Принципы музыкального оформления уроков классического танца. Л.: Музыка, 1968.