Публикации "Центр Здоровьясбережения в подготовительной группе"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Центр Здоровьясбережения в подготовительной группе"
Автор: Свинолобова Ирина Васильевна

Здоровье это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.И первые шаги к здоровью, стремлению к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья начинаются в дошкольном учреждении. Особое внимание уделяем следующим компонентам ЗОЖ:занятия физкультурой, прогулки;рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;бережное отношение к окружающей среде, к природе. В процессе воспитательной  деятельности мы стараемся так строить свою работу, чтобы дети много двигались. Недаром древнегреческие мудрецы говорили :  « Хочешь быть здоровым – бегай».Созданная нами предметно-развивающая среда по сохранению физического здоровья и формированию здорового образа жизни включает в себя: - зону двигательной активности, центр «Здоровячек» , лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты, очень пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дети занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с малым мячом, метание в цель и т. п. Также для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе,   имеются  так называемые    полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, ).  В дверных проёмах тренажёры для глаз Пространство организовано таким образом, чтобы у детей появилась возможность для многовариативных  спортивных игр. В центре «Здоровячек» имеется следующий спортивный инвентарь: мячи, скакалки короткие, тренажер «Здоровье» детский для профилактики плоскостопия , атрибуты к подвижным играм, дуги, корзины, спортивные игры и другое стандартное и нестандартное оборудование.Весь физкультурный инвентарь и оборудование соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, безопасен для детей, легко моется.Обеспечено безопасное хранение физкультурного инвентаря, удобство его расстановки.Физкультурный инвентарь предусматривает удовлетворение потребности детей разного уровня физической подготовленности в движении и их двигательных предпочтений в зависимости от пола.Для проведения закаливающих мероприятий имеются массажные дорожки из бросового материала «Гусеница», «Следы», они оформлены ярко и красочно, чем очень привлекают детей. Эти дорожки легко моются и удобны в хранении. А так же у нас есть индивидуальные стаканчики для полоскания полости рта после приема пищи.Сохранению психического здоровья способствуют центры музицирования и театрализации, мы с детьми назвали их «Играем в театр и музицируем» Задачи центров: развитие интонационной выразительности, мимики, жестов и движений, творческой активности, раскрепощённости, слухового восприятия и внимания, ритма, тембра, фонематического слуха. Формирование монологической, диалогической, связной речи. Для театрализованной и музыкальной деятельности в этом центре имеются: ширмы и наборы для кукольного театра, теневого театра, бибабо и др., магнитофон с дисками, детские музыкальные инструменты: металлофон, пианино, дудочки, барабан, бубен, губная гармошка, маракасы, погремушки «поющие» игрушки. Звучащие предметы – заместители, музыкально-дидактические игры. Эти центры более всего способствует поднятию эмоционального тонуса психологического комфорта детей. Для снятия  излишнего возбуждения у детей я использую технологию  релаксации, используя классическую музыку и звуки природы.Рядом с центром «Играем в театр и музицируем» и «Хочу всё знать» расположен уголок уединения под названием «Мой маленький домик» Задачи уголка: Обеспечить детям возможность отдыха от окружающих, чувство защищённости. Дети по своему темпераменту разные. Кто-то спокойно переносит шумную обстановку, царящую в группе, а кому-то необходимо отдохнуть от всех, побыть в тишине, уединиться в том месте, где он будет чувствовать себя спокойно и уютно, где он сможет, полистать любимые книжки, рассмотреть семейный альбом, обнять или поиграть со своей любимой игрушкой, просто помечтать, как бы спрятаться «в норку» и восстановить силы, или просто пообщаться друг с другом В этом центре есть уютный диван, детские журналы, фотоальбомы с семейными фотографиями. Всю работу в группе по охране психического здоровья мы осуществляем при помощи этих центров, кроме музицирования и театрализации, используя игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций, применяем приёмы релаксации, организуем минуты тишины, музыкальные паузы, психогимнастику, а так же, и другие технологии, обеспечивающие социально-психологическое здоровье, такие как пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, самомассаж , сказкотерапию и музыкотерапию.Нами разработаны картотеки комплексов утренних гимнастик, подвижных игр, пальчиковых гимнастик, упражнений на развитие координации речи с движениями, упражнений на релаксацию, игр – тренингов, корригирующей гимнастики после сна, корригирующей гимнастики для глаз.У детей нашей группы сформирована привычка, следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды, прической. Начиная с младшего возраста, мы использовали народный фольклор «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Водичка – водичка», «Катя- Катя маленькая». И благодаря этому, дети получили знания непринуждённо, эмоционально, играя. Мы, используем и жизненные ситуации: общение с детьми (праздники, отдых) режимные процессы (умывание, питание, укладывание спать) для того, чтобы показать ребёнку, что «умеют» делать его руки, ноги, зачем нужны глаза, уши и как их беречь. Мы сами показывали, как правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки насухо. Объясняем детям, что во время мытья рук удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызвать различные заболевания, контролировала последовательность и качество всех элементов навыков.  Дети уже научились самостоятельно выполнять элементарные поручения: стали самостоятельно готовить материал к занятиям, убирать на место после игры игрушки, строительный материал. При этом мы отмечаем, как красиво и уютно стало у нас в группе, потому что все старались, учим детей видеть результат своего труда. Решению поставленных задач также в нашей группе способствует уголок по ОБЖ «Спасайкин». Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, дидактическими играми. В нем есть всевозможные игрушки, транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, дорожные знаки, макет пожарного щита, огнетушители, изготовленные из бутылок, различные дидактические игры по правилам пожарной безопасности, безопасности поведения на улице и помещениях, тематические папки, наглядный материал.. Все это позволяет нам расширять и закреплять знания по ОБЖ и ЗОЖ.Центр сюжетной игры «Мы играем» также способствует формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.Задачи центра: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображение у детей основ культуры общения через решение проблемных ситуаций, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме. Для формирования  устойчивых   знаний проводятся дидактические   игры: «Конструктор  тела» -  соотнесение  частей  тела, «Найди полезные продукты»- на  формирование  знаний о полезных и вредных  продуктах; на развитие ощущений: «Что  для носа хорошо, а  что  плохо», «Узнай на ощупь», «Угадай, кто позвал»,  «Что увидели глаза» и др. Чтобы формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, своим возможностям и способностям, используем различные дидактические игры, пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены, советы по укреплению иммунитета, которые помогают прививать навыки здорового образа жизни, личной гигиены, правильного питания, безопасности жизнедеятельности. В книжном уголке есть книги по данной тематике: стихи для малышей Н. Пикулевой и М. Дружининой,  «Мойдодыр» К. Чуковского с иллюстрациями В. Конашевича, «Неболейка» И. Соковня и  «Румяные щечки» С. Прокофьевой. Художественные образы помогают ребенку осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям, предотвращать опасные контакты  и ситуации, угрожающие безопасности жизнедеятельности. Оформлен альбом с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий, бесед, физкультурных занятий, санитарно – гигиенических и закаливающих процедур, плакаты. В уголке по ИЗО подобраны книжки – раскраски по данной тематике..В просветительской работе по пропаганде здорового образа жизни принимают участие и сами дети,  проговаривая  речевки на гимнастике, участвуя в спортивных соревнованиях,  их родители, приносят в детский сад семейные  фотографии где они готовят вместе с детьми и рисунки спортивных занятий дома.   Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, умение применить на практике в реальной жизни полученные знания и навыки. Достичь успеха можно только в том случае, если есть поддержка родителей, для них мы организовали ряд консультаций на тему «Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью», разработала памятки, рекомендации такие как « Режим дня», «Как заботиться о  зубах», «Красивая осанка и здоровье», «Витамины – полезные продукты», «Помоги  себе  сам» и др.Большую работу проводим по ознакомлению родителей с методиками проведения закаливающих процедур, как в детском саду, так и в семье. Разъясняю  необходимость соблюдения основных принципов закаливания: постепенность,  последовательность,  систематичность,  индивидуальность.В работе с родителями  используем  различные тесты, которые помогают им определить, умеют ли они заботиться о своем здоровье. Так  в тесте  "Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?"  было  выявлено, что   80%  родителей  прекрасно знают,  что способствует здоровому образу жизни;  20 % -  родителям  необходимы   советы по  формированию здорового образа жизни. На индивидуальных беседах я объясняю родителям, что семья – первое общество, где формируется характер ребёнка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки. На родительских собраниях рассказывали, какими умениями и навыками должны овладеть дети, какие условия необходимо создать дома. Обучая детей, мы и сами научились на многое смотреть их глазами, удивляться и радоваться. Мы надеюсь, что знания, получаемые детьми в нашем детском саду, позволят сформировать у них правильное отношение к своему здоровью, взаимодействию с окружающей средой и людьми.  Дети научатся понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для их жизни и здоровья, с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.Свое выступление я хочу закончить словами выдающего ученого Н.М.Амосов. «Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно»,