Публикации Методические рекомендации «Организация и проведение занятий по спортивному ориентирование в спортивном зале и на пришкольном участке».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации «Организация и проведение занятий по спортивному ориентирование в спортивном зале и на пришкольном участке».
Автор: Готовцев Альберт Алексеевич

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа №17 Методические рекомендации «Организация и проведение занятий по спортивному ориентирование в спортивном зале и на пришкольном участке».Выполнил: учитель физической культурыГотовцев Альберт Алексеевичгкутск 2023г.Спортивное ориентирование в спортивном зале и на пришкольном участке.Один из видов туристской деятельности – спортивное ориентирование. Ориентирование - это соревнование в скоростном поиске контрольных пунктов в местности с помощью карты и компаса, динамичный, современный вид спорта, развивающий человека и интеллектуально, и физически. Соревнования проводятся в любую погоду, дистанции бывают проложены и по горной, и по болотистой местности, через густой лес, через другие препятствия, во время занятий закаляется характер, развивается сила воли, смелость, скорость мышления, а также многие физические качества. На уроках и на дополнительных часах физической культуры во время занятий по теме «Спортивное ориентирование» ученики получают беговую нагрузку, не замечая этого, так как в процессе выполнения заданий заняты чтением карты, поиском объектов, преодолением дистанции.В процессе выполнения заданий, учащиеся учатся сопоставлять объекты на карте и на местности, ориентировать карту, по принципу от простого к сложному – сначала в спортивном зале, потом на школьном дворе, далее в ближайшем от школы лесу, в итоге свободно ориентируются на незнакомой местности. Для воспитания целеустремленного, успешного гражданина положительное влияние на развитие личности имеют действия ориентировщика – в процессе преодоления дистанции он планирует путь от контрольного пункта до следующего, определяет два-три варианта движения, выбирает из них оптимальный и несмотря на отвлекающие факторы (погодные условия, действия соперников, усталость и прочее), выполняет запланированное. Алгоритм этих действий, при многократном применении, естественным образом становится алгоритмом выполнения всех возникающих задач для созидания успешного жизненного пути.Актуальность разработки данных методических рекомендаций состоит в необходимости повышения двигательной активности на уроках физической культуры, при применении на уроках темы «спортивное ориентирование» повышение двигательной активности не зависит от уровня физической готовности учеников, малоподвижный, имеющий избыточную массу или отсутствие интереса ученик имеет такие же шансы успешно выполнить задание, а порой даже быстрее, если поймет алгоритм действий раньше более подвижного, более спортивного сверстника.Большинство учителей физической культуры не имеют опыта в подготовке и проведении занятий по спортивному ориентированию - как нарисовать карту спортивного зала, школьного двора, как ставить дистанции, одна из задач данного пособия оказать помощь педагогам в приобретении этих навыков. Цели настоящего методического пособия:– научить педагогов готовить карты, инвентарь, проводить системно уроки на тему «спортивное ориентирование»;- привитие учащимся умений и навыков спортивного ориентирования на уроках физической культуры третьего часа физической культуры;- приобщение учеников к спортивному ориентированию в безопасных условиях, обучение начальным навыкам ориентирования карты, сопоставления объектов на карте и на местности.Ожидаемые результаты от использования данных методических рекомендаций: - проведение уроков по теме «спортивное ориентирование» на уроках физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности, третьего часа физической культуры;- повышение двигательной активности на уроках физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности, третьего часа физической культуры;- воспитание навыков применения алгоритмов действий, применяемых в ориентировании, для достижения успеха при выполнении любых задач.- практическое применение навыков ориентирования на местности при сборе дикорастущих, на охоте, во время прогулок по лесу. Обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области: - особенность настоящей методической рекомендации в том, что при выполнении не сложных действий согласно пособию, педагоги получают навыки подготовки карт по спортивному ориентированию, постановки дистанций, проведения занятий по теме «спортивное ориентирование».Оборудование и инвентарь:- карта-схема спортивного зала или пришкольного участка.- объекты ориентирования – скамейки, стулья, маты, столы в зале, здания, деревья, столбы и т.д. на школьном дворе.- контрольные пункты (КП), стойки для КП, средства отметки – карандаши, компостеры. - карточки для отметки:- секундомеры, тумбы «старт», «финиш», протоколы, ручки.Изготовление карты-схемы помещения или пришкольного участка:Карта помещения вычерчивается на листе А-4 в масштабе 1:100, т.е. в 1 см. карты рисуется 1 метр помещения, спортивный зал длиной 25 метров и шириной 14 метров будет нарисован длиной 25 см и шириной 14 см, далее с соблюдением масштаба наносятся все линии, нарисованные на полу – волейбольная площадка, баскетбольная площадка и все другие линии, далее рисуются скамейки, маты, столы – все с соблюдением масштаба 1 метр = 1 см на карте. Начать нужно с линий волейбольной площадки – вычертить на листе А4 прямоугольник со сторонами 9 х 18 см., нанести среднюю линию, в 3 см. от средней линии начертить линии нападения, далее измерять расстояния от краев волейбольной площадки до стен, других линий в метрах и нанести их на рисунок, сохраняя масштаб в 1 см 1 метр. (Приложение 1) Следующий шаг – нанесение на карту спортзала объектов (стулья, скамейки, линии из предупредительных красно-белых лент) (Приложение 2). Готовую карту копируем в четырех экземплярах (можно больше), далее на одну копию карты (рабочая карта со всеми КП) наносим контрольные пункты – они рисуются кругами с диаметром 5 мм, их может быть до 20-30 штук на спортзал, старт (рисуется в виде треугольника со сторонами 5 мм), финиш (рисуется в виде двойного круга с диаметрами 5мм и 7 мм) (Приложение 3). На оставшихся экземплярах рисуем по одной дистанции – варианты А, В и С (можно больше), используя на вариант по 10 КП из запланированных 20-30 КП, нарисованных на рабочей карте со всеми КП, начиная со старта и заканчивая финишем (Приложения 4,5,6). Копируем по 15-20 экземпляров каждого варианта, сохраняя исходный экземпляр для дальнейшего копирования по мере необходимости.Контрольные пункты, стойки, средства отметки:Контрольные пункты могут быть бумажными или матерчатыми, размером 30 на 90 см, представляют собой трехсторонние призмы, каждая сторона разделена по диагонали снизу слева вверх направо, нижняя часть оранжевая, верхняя часть белая. Вместо призм можно использовать дорожные конусы, можно призму распечатать на А5 и написать на ней буквы, при отметке участники на своей карточке записывают букву-код КП. Самый простой вариант – на стикерах-самоклейках пишем разные буквы или цифры, приклеиваем на пол в том месте, где должен быть КП, участники в своей карточке, когда находят нужный КП (стикер), пишут букву или цифру.Проведение уроков:В спортивном зале (на школьном дворе) выставляются объекты и контрольные пункты согласно карте со всеми КП, на весь день, во время всех уроков учащиеся пробегают по три-пять вариантов дистанций, оценивается выполнение упражнений сначала по правильности выполнения, затем по времени. На старте-финише судьи из числа учеников фиксируют время, проверяют правильность оценки. Перед стартом участники заполняют карточки, ручки на дистанции должны быть с собой.Основные требования к участникам: быть внимательными, не сталкиваться, через ленты не перепрыгивать, под лентой и над лентой не отмечаться. В случае отметки надругом КП результат участника аннулируется (для проверки педагог сам делает контрольную отметку на всех вариантах дистанций).После таких уроков можно сформировать сборные классов и провести первенство школы, затем муниципального образования и сборную привезти на первенство Республики.Приложение 1 – схема спортивного зала на листе А4 в масштабе 1:100Приложение 7 - Карта пришкольного участка СОШ №17