Публикации
Программа "Музыка и творчество"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа "Музыка и творчество"
Автор: Орел Наталья Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа "Музыка и творчество"
Автор: Орел Наталья Владимировна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программаСтудия «Раннее эстетическое развитие»Программа учебного предмета «Музыка и творчество»(платные образовательные услуги) Возраст учащихся: 5 - 6 летСрок реализации: 1 год2021 Рассмотренона Педагогическом совете директор МБУДО «КДМШ»протокол№1 от 01.09.2021г Приказ № 40-5/о от 01.09.2021гН.С. Попова Разработчик: Орел Н.В., преподаватель МБУДО «КДМШ»Рецензент: Лопатина Т.В. преподаватель МБУДО «Коркинской детской школы искусств»СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:Пояснительная записка……………………………………………..4 Отличительная особенность данной программы…………………8 Объем и срок освоения программы…………………………….….9 Обоснование структуры программы учебного предмета……….12 5. Учебно - тематический план……………………………………….136. Содержание программы…………………………………………… 157. Требования к уровню подготовки учащихся……………………...208. Формы и методы контроля, система оценок………………………229. Список рекомендуемой литературы………………………………..29Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессеНастоящая дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа имеет художественно - эстетическую направленность.Среди множества факторов, обуславливающих развитие дошкольника, наиболее значимым является культура. Музыка, литература, изобразительное искусство - это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому программа “Музыка и творчество” обращена к синтезу искусств, она способствует раскрытию способностей личности ребенка и самореализации его творческого потенциала.Теория развития личности разрабатывалась выдающимися учеными и педагогами. Это известные всем имена: Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Ребенок становится личностью только в процессе культурного развития, - подчеркивал Л.С. Выготский.Главным действующим лицом образовательного процесса в программе “Музыка и творчество” является ребенок, цель процесса локализуется вокруг максимально полного раскрытия его личностного потенциала.Художественное воспитание, приобщение к миру прекрасного, к произведениям музыкального искусства, их творческому восприятию и воспроизведению должно начинаться с ранних лет. Именно в этом возрасте, на начальном этапе образования, важно целенаправленно формировать ценностно-художественные ориентации, основы нравственной культуры. С этой целью в содружестве с преподавателем ИЗО составлена и апробируется на базе Детской музыкальной школы программа “Музыка и творчество”. Она рассчитана на детей 5 - 6-летнего возраста и проводится в союзе художника и музыканта. Взаимодействие красок и звуков, музыки и живописи существует издавна как в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям. В Древней Индии существовал род живописи на музыкальные темы – ваника, в которой семь звуков гаммы сопоставлялись с семью цветами, а мелодия с определенной графической формой. Пытаясь сделать музыку видимой, аббат Кастель в ХVIII веке создал так называемый «цветной клавесин». В девятнадцатом веке появилось художественное направление в живописи, связанное также с музыкой и театром - импрессионизм. В живописи импрессионизм характеризовался тонкой передачей сиюминутных впечатлений, мозаичными штрихами чистых красок, особым вниманием к колориту. В музыке импрессионистов та же фиксация неуловимых настроений, «туманные переливчатые звучания» (В. Г. Каратыгин), красочность звуковых пятен, чистые тембры. Музыкальные пейзажи К. Дебюсси – блестящие примеры импрессионистской звукописи («Море», «Лунный свет», «Ароматы и звуки в вечернем воздухе реют» и др.). ХIХ—ХХ века отмечены также поисками Р. Вагнера, А. Скрябина, А. Белого, М. Чюрлениса, С. Эйзенштейна и др. Существует семантическое родство между колоритом в живописи и тембром в музыке. Показательно, что колорит является одним из важнейших средств эмоциональной выразительности в живописи; в музыке же колорит /тембр/ — один из главных факторов изобразительности. «В живописи колорит — наиболее музыкальный элемент, в музыке — наиболее живописный. Таким образом, в каждом из этих искусств колорит как бы ведет в сторону другого, вторгается в его область. В своем колорите музыка и изобразительное искусство словно тянутся навстречу друг другу. И когда они соединяются, колорит оказывается звеном их синтеза, точкой их соприкосновения» (В. В. Ванслов). Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны как в музыке, так и в живописи. Так, В.Кандинский соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр: голубой ассоциировался у него с тембром флейты, красный — трубы, синий — виолончели. Выдающиеся русские композиторы Н. А. Римский-Корсаков и А. Н. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. Так, до-мажор у Римского-Корсакова — белый; до-минор — багряный, трагический; ми-мажор — сумрачный, серо-синеватый. Однако синопсия /цветной слух/ не является единственной формой взаимодействия звука и цвета. Сопоставления музыки и живописи не ограничиваются лишь областью колорита, тембра. Ж.-Ж. Руссо уподоблял мелодию в музыке рисунку в живописи; Б. В. Асафьев «душу музыки» видел в мелодии, «душу живописи» — в рисунке. Известный художник М. Сарьян писал: «Если ты проводишь черту, то она должна звучать, как струна скрипки: или печально, или радостно. А если она не звучит – это мертвая линия. И цвет то же самое, и все в искусстве так». Ритм также является основой не только поэзии и музыки, но и неотъемлемым компонентом архитектуры и живописи. Семантически родственны, считает И. И. Иоффе, ритмы стройных, восходящих линий в архитектуре и живописи, стройных восходящих голосов в музыке, восходящих лирических чувств в литературе. Это позволило И. Гёте дать замечательное определение архитектуры как застывшей музыки, а Ф. Шлегелю определить музыку как движущуюся архитектуру. Как отмечает И. И. Иоффе, «зрение и слух, свет и звук с первых моментов своего культурного бытия выступают совместно. Семантическое единство зрения и света, слуха и звука опиралось на единство человеческой деятельности, целостность его ориентации в мире».Двусторонняя связь существует также и между слуховым и зрительным восприятием. Эту связь уловили уже художники древности, которые сопровождали звучание музыки различными зрительными демонстрациями. Музыка способна вызывать у слушателя яркие зрительные представления, что позволяет композиторам создавать «музыкальные картины» («Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского, «Утро» Э. Грига, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Игра воды» М. Равеля и др.). В живописи определенные сочетания линий, цвета могут вызывать у зрителя ощущения звука («звучащая живопись»). Живопись может изображать состояние звукового покоя (И. Левитан, «Тишина») или воспроизводить ощущения, вызываемые музыкой. Так, искусствовед А. Алпатов говорит о живописи А. Рублева, что цвет у него не звенит, а скорее поет. Можно привести еще много подобных высказываний. Цвето - звуковые соощущения характерны не только для композиторов, художников, искусствоведов. Они могут возникнуть у любого взрослого человека, и у ребенка. Музыковед и психолог Е. В. Назайкинский приводит пример, когда ребенок раскладывает карандаши от темного к светлому и при этом поет гамму в восходящем направлении. Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку может являться детский рисунок. Л. С. Выготский считал, что ребенок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование предоставляет ему возможность легко выразить то, что им владеет. Исследователи детского рисунка отмечают, что рисунок ребенка – это его рассказ, «выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать» (Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина). О взаимодействии музыки и живописи в процессе музыкального восприятия и влиянии этого взаимодействия на характер детских рисунков говорила в своей работе С. П. Козырева. Она показала, что в результате такого взаимодействия происходит обогащение рисунков детей новым содержанием, творческое решение ими изобразительных задач. В то же время созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Наиболее обоснованным является сопоставление произведений музыкального и изобразительного искусства на основе ассоциативно - образной связи, семантического родства этих видов искусства. Показательно в этом отношении исследование Е. И. Коротеевой, работающей с детьми школьного возраста. Автор считает, что на уроках музыки понятие «колорит» можно ввести сначала на примере живописных произведений, предлагает детям создание образов музыкальных произведений живописными средствами («Цыганские напевы» А. Сарасате, вальсы Ф. Шопена, хоральные прелюдии И. С. Баха), сопоставление колорита в живописи и тембра в музыке на примере «Болеро» М. Равеля и серии картин К. Моне «Руанский собор» и т. д. Также, помимо рисунка, можно использовать и другие виды изобразительной деятельности детей: лепку, аппликацию. В красках, глине или цветной бумаге ребенок, по мнению исследователей, может выразить тот восторг, который пока не может передать словами.Интересна мысль о совместном использовании творческого музыкального движения и рисования. «Маленькие дети в восторге, когда выдумывают собственные движения. Они свободно танцуют под ритмически - ударные инструменты, используя их удары как аккомпанемент... Они двигаются под музыку или размер стиха. Они любят подражать движениям животных. В общем, они просто любят двигаться. Затем, если у ребенка есть возможность, следуя настроению творческого танца, тут же взять в руки краски, то его творение приобретает больше свободы и пульсирующего ритма, который еще живет внутри него».Отличительная особенность данной программы В основу программы и как следствие в основу организации образовательного процесса заложена игровая деятельность, так как в возрасте 5 - 6 лет ведущим видом деятельности является играВ ней учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента: единство развивающей и оздоровительной работы с детьми; Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Содержание программы “Музыка и творчество” ориентировано на воспитание эмоционального и осознанного отношения к музыке, изобразительному искусству, художественному слову, творческому движению. А еще на умение слышать музыку, видеть, чувствовать и сопереживать эмоциональным различным состояниям, которые переданы в произведениях искусства. Технология художественного обучения и воспитания базируется на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребенка в процессе занятий. Программа оснащена практическими материалами и пособиями для групповых занятий. Адресат программыПрограмма рассчитана на детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет.При разработке программы учитывались психофизиологические особенности детей дошкольного возраста. Объем и срок освоения программы Срок реализации программы «Музыка и творчество» – 1 год.Основная цель – выявить и развить индивидуальные природные возможности, художественные склонности и музыкальные данные учащихся.Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, развивается мышление и воображение. Это пробуждает у детей стремление к самовыражению через рисунок, движение, речь. Это одна из главных задач программы.Форма обучения – очная.Особенности организации образовательного процессаОсновной формой организации учебно-воспитательной работы в объединении является групповое занятие, которое включает следующие аспекты:Расширение и обогащение представлений об окружающем мире в процессе музыкально-двигательных показов Развитие эмоциональной сферы в процессе слушания музыки Развитие музыкально-слуховых представлений Упражнения для развития крупной и мелкой моторики Пальчиковая гимнастика Лого ритмические игры Игры – потешки Игры с предметами Игры с подражательными, имитационными движениями Игровая гимнастика Ритмические игры с музыкальными инструментами Набор учащихся в объединение осуществляется без конкурса.Программа «Музыка и творчество» предполагает дифференцированный подход к обучению с учётом индивидуальных особенностей учащихся, возрастных и психологических особенностей дошкольников. В качестве форм проведения занятий используются: занятие - игра, занятие – путешествие, игровая программа, конкурс и пр. Режим занятийПродолжительность занятий – 25 минут (0,5 час (учебный час составляет 45 минут)). Периодичность занятий – 1 раз в неделю групповые занятия. За год 40 занятий.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом, составляет 40 часов максимальной учебной нагрузки, из них: 20 часов – аудиторная нагрузка (0,5 час в неделю), 20 часов – самостоятельная работа. Сведения о затратах учебного времениЦели программыВоспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, воспитание нравственных чувств, Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности. Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются дошкольнику. Задачи программыСовершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира. Формирование навыков работы с различными художественными материалами. Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки. воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств. развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация). формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств. развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; освоение музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации. Обоснование структуры программы учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;- распределение учебного материала по годам обучения;- описание дидактических единиц учебного предмета;- требования к уровню подготовки обучающихся;- формы и методы контроля, система оценок;- методическое обеспечение учебного процесса.В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».Методы обученияДля достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:словесный (объяснение, рассказ, беседа); наглядный (показ, демонстрация, наблюдение); практический (упражнения воспроизводящие и творческие). Описание материально-технических условий реализации учебного предметаМатериально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Музыка и творчество»:наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы; учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыка и творчество», оснащаются пианино, звукотехническим оборудованием, видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями. Учебно-тематический план Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях с дошкольниками осуществляется в двух формах: 1) сочетание восприятия произведений музыкального и изобразительного искусства на основе общности их настроения, стиля, жанра; 2) художественно-творческая деятельность детей, дети «рисуют музыку». Интегрированные занятия включают в себя слушание музыки, стихотворений и художественной прозы, просмотр видеозаписей и диапозитивов, различные виды детского художественного творчества: музыкальное движение, рисование, аппликацию, лепку «по мотивам» прослушиваемых музыкальных произведений.Предлагаемая нами детям музыкальная палитра достаточно богата и разнообразна. Она включает в себя произведения И. С. Баха и В. А. Моцарта, А. Вивальди и Й. Гайдна, М. И. Глинки и П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и С. С. Прокофьева и др. Достаточно широко представлена и музыка современных композиторов: Г. Свиридова, В. Гаврилина, С. Слонимского, В. Кикты, В. Агафонникова и др.Содержание программы Мир вокруг нас Рассказать о звуках и красках окружающего мира, создать радостно - мажорное отношение к окружающему миру, способствовать развитию образного мышления, творческой фантазии.Музыкальный материал. И. Мазнин. «Посмотри мой юный друг, что находится вокруг», Я. Дубравин. «Песня о земной красоте», « Возьмемся за руки друзья» муз. М.Прокопьевой, муз. Г. Струве «Я хочу услышать музыку». Разноцветная природа Совершить музыкальное путешествие по планете, наполнить внутренний мир ребенка яркими красками окружающего мира, вызвать в нем чувства восторга, познакомить с природой планеты, научить вслушиваться в изобразительные средства музыки. Музыкальный материал. «Турист- музыкант». муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева, «Эхо». муз. Е. Попляновой, сл. Н. Пикулевой, «Дом под крышей голубой», муз. М. Славкина, сл. В. Орлова, «Дельфинята». муз. М. Прокопьевой, сл. В. Балахоненковой, Ф.И.Тютчев “Снежные горы”. Григ Э. «Зимнее величие», Майкапар С. «Эхо в горах», Шуман Р. «Вечером. Ночью».Времена года Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и искусстве, сопоставляя образы природы, выраженные разными видами искусств (живописью, поэзией, музыкой). Раскрывать красоту и выразительность художественного слова, живописи, музыки. Различать выразительные средства разных искусств. Находить черты сходства и различий настроений, образов. Развивать образную речь в поисках и применении эпитетов, сравнений, характеризующих образы природы, созданные в музыке, поэзии, живописи. Побуждать детей передавать образы природы в рисунке, созвучно музыкальному образу.Музыкальный материал: Чайковский П. И. цикл фортепианных пьес «Времена года» «Осенняя песнь», «На тройке», «Подснежник», «Святки». Вивальди А. «Времена года», Шуман Р. «Зимой», Свиридов «Тройка», «Весна и Лето» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина А. «Метель».Синий цвет – цвет моря и неба. Разнообразие голубого и синего цвета. Отражение в музыке и в цвете оттенков настроения моря (шторм, штиль), неба (яркая синева летнего неба, облачность, восход, закат).Музыкальный материал: Мусоргский М. «Рассвет на Москва – реке», Прокофьев С. Ходит месяц над лугами», «Утро», Григ Э. «Утро», «Вечер в горах», Майкапар С. «Облака плывут», Римский – Корсаков Н. А. вступление к опере «Садко» «Океан, море синее».Такой он разный дождик. Показать в движение (побудить к танцу – импровизации) прослушанные разные характеры дождя (легкий, летний – радуга, гроза – ливень, осенний затяжной). Музыкальный материал: Свиридов Г. «Дождик», Кабалевский Д. «Грустный дождик», Лядов К. «Окликание дождя», «Дождик – дождик», Прокофьев С. «Дождь и радуга», Вивальди А. «Гроза» из цикла «Времена года. Лето».Разноцветные животные. 7. Птиц поющих голоса 8. Насекомые вокруг насДать детям представления об изобразительных возможностях музыки. Побуждать детей сравнивать произведения, изображающие животных и птиц, находя в музыке характерные черты образа, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности звуковедения, темп, динамику, регистр, интонации звукоподражания).Развивать умение сравнивать произведения с одинаковыми названиями, различая оттенки настроений, характер (зайчик трусливый, смелый, веселый). Учить детей передавать в танцевальных, образных движениях, пантомиме характерные черты образов персонажей, изображаемых в музыке. Развивать творчество в музыкально-ритмических движениях, умение находить тембры музыкальных инструментов, близкие по характеру музыкальным образам и оркестровывать произведения. Развивать образную речь детей, умение находить слова, характеризующие тот или иной персонаж, опираясь на различие средств выражения музыки.Музыкальный материал: Кабалевский Д. «Ёжик», Лядов А. «Сорока», «Петущок», Сен – Санс К. цикл «Карнавал животных» «Слон», «Кенгуру», «Черепахи», «Королевский марш льва», «Осёл», «Птицы в лесу», «Аквариум», «Кукушка», «Куры и петухи», Дакен «Кукушка», М. Старокадомский. «Зайчик», А. Лядов. «Зайчик», А. Жилинский. «Марш зайчат», Д. Кабалевский. «Зайчик дразнит медвежонка», « Хромой козлик», «Танец молодого бегемота», Р. Шуман. «Совенок», А. Аренский «Птичка летает», Э. Григ « Птичка», В. Калинников «Тень-тень», «Журавель», П. Чайковский «Песня жаворонка» («Детский альбом»), П. Чайковский «Песни жаворонка» («Времена года»), М. Глинка « Жаворонок», Н.Римский - Корсаков « Полет шмеля» (опера «Сказка о царе Салтане»), А. Алябьев «Соловей» обр.Ф. Листа, Ж-Ф. Рамо « Пение птиц», М. Равель « Печальные птицы», Майкапар «Мотылек», А. Аренский «Расскажи, мотылек», Э. Григ «Бабочка», Ф. Куперен « Бабочки», С. Прокофьев «Шествие кузнечиков», «Кузнечики и стрекозы». 9. Настроения и чувства в музыкеДать детям представление о том, что музыка выражает чувства, настроения, переживания человека, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Знакомить детей с характерными особенностями интонаций музыки разных эпох и стилей: старинной музыкой (А. Вивальди, И.С. Бах, Ж.Ф. Рамо, Ф. Куперен и др.), музыкой венских классиков (В. Моцарт, И. Гайдн, Л.Бетховен), композиторов-романтиков (Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Р. Шуман и др.), музыкой русских композиторов-классиков (М. Глинка, А. Лядов, Н. Римский-Корсаков, А. Гречанинов, П. Чайковский, С. Рахманинов и др.), современной классической музыкой (С. Майкапар, С. Прокофьев, Д. Шостакович, Г. Свиридов, Д. Кабалевский). Развивать способности слышать и выражать смену настроений, наиболее яркие выразительные средства музыки, в движениях (в движениях рук, танцевальных, образных). Формировать навыки выразительных движений, творческие умения.Развивать эстетические способности — соотносить характер непрограммной музыки с цветом в непредметном рисовании (передавать настроение музыки в цветовых пятнах).Музыкальный материал: Бетховен «Весело – грустно», Бах И.С. «Шутка», Кабалевский «Резвушка», «Плакса», «Злюка», «Клоуны», «Упрямый братишка», Свиридов Г. «Ласковая просьба», Чайковский «Мама», «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Игра в лошадки» из цикла «Детский альбом», Шуман Р. «Смелый наездник», Гречанинов А. «Материнские ласки», «Верхом на лошадке». 10. Сказка в музыкеРазвивать представления детей о связи музыкальных и речевых. интонаций, о близости средств выражения речи и музыки (темп, тембр, высота, динамика, паузы, акценты, настроение — интонационная окраска). Сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; различать смену настроений, образов в одной сказке. Развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждая их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на различение интонаций, их смены. Развивать умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих движениях, инструментовке, инсценировать сказку.Музыкальный материал: С. Майкапар. «Сказочка», «Семимильные сапоги», Д. Кабалевский. «Сказочка», Г. Свиридов «Колдун», А. Хачатурян «Вечерняя сказка», М. Глинка «Марш Черномора» (опера «Руслан и Людмила»), С. Прокофьев «Марш» (опера «Любовь к трем апельсинам»), А. Лядов «Сказочка», «Бом-бом» («Детские песни»); П. И. Чайковский «Кот в сапогах и Белая кошечка», «Вальс» (балет «Спящая красавица»), П. Чайковский. Нянина сказка, Баба Яга («Детский альбом»); М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» («Картинки с выставки»); С. Прокофьев «Сказочка» («Детская музыка»); С. Майкапар «Мимолетное виденье», Э. Григ Танец эльфов («Лирические пьесы*), «В пещере горного короля» (сюита из музыки к драме Г .Ибсена -Пер Гюнт»), Шествие гномов, М. Мусоргский «Гном», «Старый замок» (цикл «Картинки с выставки»); Э. Григ Кобольд; А. Лядов «Баба-яга», «Кикимора», Н. Римский - Корсаков «Океан- море синее»(опера «Сказка о царе Салтане»).11. Музыкальные инструменты и игрушкиРасширять представление детей об изобразительных возможностях музыки, ее возможностях передавать не только голоса птиц и животных, но и подражать тембрам музыкальных инструментов и музыкальных игрушек. Знакомить детей с первыми музыкальными инструментами, возникшими в древности, с основными группами инструментов и их выразительными возможностями. Закреплять и расширять представления детей о музыкальных инструментах и их выразительных возможностях.Музыкальный материал: Д. Кабалевский «Труба и барабан», «Трубач и эхо», Д. .Шостакович «Шарманка» («Танцы кукол»); П. Чайковский «Шарманщик поет» («Детский альбом»); А. Гречанинов «На гармонике («Бусинки»); Г. Свиридов «Парень с гармошкой» («Альбом пьес для детей»); П. Чайковский «Мужик на гармонике играет», «Камаринская» («Детский альбом»); С. Майкапар «Музыкальная шкатулочка» («Бирюльки»); Г. Свиридов «Музыкальный ящик», Лядов А. «Музыкальная табакерка», И.С. Бах «Волынка». Требования к уровню подготовки учащихся Оценка качества знаний учащихся обученияДля оценки качества знаний учащихся в течение года используются следующие формы (обязательные):контрольное занятие; тестирование; отчётный концерт. На контрольном занятии (открытый урок) проверяется усвоение учащимися музыкально-теоретических знаний (опрос, тестирование) и практическое исполнение музыкального материала, изучаемого на занятиях. Регулярность проведения – 4 раза в год, в конце каждой четверти.На тестировании проверяется усвоение учащимися музыкально-теоретических знаний. Регулярность проведения – 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).На отчётном концерте оцениваются практические навыки учащихся, в том числе навыки концертной деятельности. Регулярность проведения – 1 раз в год (в конце учебного года).Помимо перечисленных (обязательных) форм оценки качества знаний, для проверки усвоения практических навыков учащихся могут применяться следующие: конкурс («Я – сам!» и пр.), творческая выставка («Мы рисуем музыку» и пр.), участие в школьных концертах, филармониях.В конце учебного года по текущим результатам определяется результативность обучения и уровень овладения программой каждого учащегося (низкий, средний, высокий). Планируемые результатыВ итоге реализации программы «Музыка и творчество» учащиеся получат: Приобретение навыков художественного восприятия различных видов искусств: развитие воображения, проявляющегося в различных видах музыкально-изобразительной деятельности. Умение переносить свои впечатления от прослушанной музыки в рисунок, используя выразительные средства цвета, формы, композиции. Умение творчески самореализовываться в самостоятельной деятельности разовьется музыкальный слух, интонация и память. они приобщатся к музыкальному искусству, произойдет их творческое и гармоничное развитие. будут заложены основы для формирования нравственно-эстетической личности. учащиеся получат навыки коммуникативного общения. Предметные результаты:Произойдет активизация внимания, концентрированность и управляемость действий. развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;• общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;• представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;• использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;• получит навыки певческого дыхания, артикуляции. разовьется метроритмическое мышление, мелкая моторика рук. Формы и методы контроля, система оценок Формы подведения итогов: открытые занятия для родителей, итоговое занятиеПодведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме выступлений на открытых уроках, филармониях, отчётного концерта.Работа над приобретением и совершенствованием полученных ЗУНов находится в неразрывной связи с всесторонним, универсальным развитием личности учащихся, расширением их художественного и общекультурного кругозора, активизацией творческих и познавательных сил. В результате обучения по данной программе у учащихся формируются, в том числе, мировоззрение и моральные качества, воспитывается воля, дисциплина, активность и характер детей, интерес к творческому труду и умение работать, прививаются такие качества как правдивость, приветливость, открытость, уважение к старшим и чувство товарищества, воспитанники учатся заботиться о своём здоровье и физическом развитии, а также закладываются основы сценической культуры, изящества и благородства жестов и осанки, культуры речи.Формы аттестацииФормами подведения промежуточных итогов реализации программы являются следующие: опрос, прослушивание, отчётный концерт. Учащиеся, успешно справляющиеся с учебной программой, также принимают участие в конкурсах, выставках, концертной деятельности объединения.Проверка музыкально-теоретических знаний и практических игровых навыков учащихся ведётся согласно разработанным требованиям к данной программе. Показатели, творческие достижения и уровень овладения программой каждого учащегося фиксируются в журнале.В конце учебного года по текущим результатам определяется результативность обучения и уровень овладения программой каждого учащегося (низкий, средний, высокий).Низкий уровень: с обязательными требованиями программы не справляется.Средний уровень: успешно выполняет обязательные требования программы.Высокий уровень: успешно выполняет обязательные требования программы, принимает участие в конкурсах, выставках, концертной деятельности объединения.Критерии оценкиДля аттестации учащихся используется образная система оценок в виде символов: отлично – «солнышко», хорошо – «облачко», удовлетворительно – «тучка», неудовлетворительно – «туча с молнией». При оценивании учащегося, осваивающего общеобразовательную программу, следует учитывать:формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; развитие музыкальности, овладение практическими умениями и навыками; степень продвижения учащегося, успешность личных достижений. Методические материалыДля эффективного решения поставленных задач на занятиях объединения применяются разнообразные методы обучения.Общедидактические методы в музыкальном образовании имеют свою специфику, обусловленную особенностями музыки. Основными методами являются: наглядно-слуховой метод, наглядно-зрительный метод, художественно-практический метод, музыкально-игровой метод, словесный метод и его разновидности – беседа, рассказ, объяснение. Наряду с общедидактическими методами также используются методы, направленные на привитие духовных ценностей музыкальной культуры. Такие как: метод создания художественного контекста, метод создания композиций, метод размышления о музыке, метод перспективы и ретроспективы, метод пластического интонирования, метод осознания личностного смысла музыкального произведения и пр. Выбор методов обучения на занятиях объединения зависит от возрастных особенностей учащихся, уровня развития их музыкального и жизненного психологического опыта и т.д. Функциональная пригодность различных методов не остаётся постоянной на всём протяжении учебного процесса, интенсивность применения одних методов возрастает, других – снижается.Методы музыкального образования и воспитанияОбщедидактические методы в музыкальном образовании имеют свою специфику обусловленную особенностями музыки. Наглядно-слуховой метод связан с воздействием самой музыки на эстетическое чувство ребёнка в процессе восприятия им музыкальных произведений. Объектом наглядности могут выступать музыкальные произведения, исполненные педагогом или воспроизведенные с помощью музыкально-технических средств. Осмысление характера развития музыкальных интонаций является важнейшим условием реализации наглядно-слухового метода. Наглядно-зрительный метод основан на конкретизации представлений ребёнка о художественном образе музыкального произведения. Зрительная наглядность (использование картин, рисунков, предметов и т. д.) направляет восприятие ребёнка в определённое русло, поэтому её использование до прослушивания музыкального произведения не всегда бывает оправданно. Применение данного метода находится в прямой зависимости от уровня развития музыкального мышления ребёнка.Метод сравнения позволяет уточнить представления ребёнка о характере развития музыкального образа в одном или нескольких музыкальных произведениях, близких или контрастных по образно-эмоциональному строю, сравнить различные виды искусства и т. д. Создание проблемных ситуаций в процессе использования метода сравнения позволяет развивать фантазию ребёнка, его образное и ассоциативное мышление, что в конечном итоге оказывает влияние не только на процесс формирования его музыкальной культуры, но и всей культуры восприятия жизни и осознание своих жизненных впечатлений.Словесный метод в музыкальном образовании используется для создания образно-психологического настроя в ситуации восприятия или исполнения музыки. Этот метод углубляет и актуализирует процесс восприятия музыки ребёнком, формирует его «словарь эмоций». Основные разновидности словесного метода (беседа, рассказ, объяснение) в музыкальной педагогике выступают для ребёнка в качестве ориентиров при восприятии и исполнении музыки. Беседа направлена на выявление эмоционального отклика ребёнка на музыкальное произведение. Рассказ используется перед восприятием музыкальных произведений для актуализации творческого мышление детей, развития воображение, углубления представлений о музыкальном образе. Объяснение применяется в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями. Художественно-практический метод связан с двигательными реакциями и активными действиями ребёнка в процессе его общения с музыкой, а также используется в процессе показа педагогом исполнительских приёмов игры на музыкальном инструменте. Наряду с общедидактическими методами в методике музыкального образования детей используются методы, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства. Метод создания художественного контекста (Л. В. Горюнова) направлен на развитие музыкальной культуры ребёнка через «выходы» за пределы музыки. Механизмом создания художественного контекста выступают при этом разнообразные связи музыки с другими видами искусства, жизненными ситуациями и образами. Метод создания композиций (Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский) предусматривает объединение разных форм общения ребёнка с музыкой при исполнении одного произведения. В качестве форм общения ребёнка с музыкой могут выступать: вокализация музыки, отражение её в рисунке, воплощение музыки в пластике движений, отражение содержания музыки в оркестровой импровизации-театрализации, оркестровка музыкального произведения.Метод размышления о музыке (Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский) направлен на развитие осознанного отношения ребёнка к музыке, формирование его музыкального мышления. Использование данного метода опирается не на усвоение готового знания о музыке, зафиксированного в различных понятиях и категориях, а на формирование у ребёнка способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации музыки.Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (Д. Б. Кабалевский), или метод перспективы и ретроспективы (Э. Б. Абдуллин), ориентирует педагога на формирование у детей целостного представления о музыкальном искусстве, развитие у них способности к осмыслению пройденного материала на новом уровне. Метод эмоциональной драматургии (Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдуллин) активизирует эмоциональное отношение ребенка к музыке, нацеливает педагога на учёт особенностей построения и развития музыкального произведения при разработке структуры музыкальных занятий (создание эмоциональных контрастов, определение кульминации занятия, выбор последовательности форм и видов музыкальных занятий и т. п.).Метод музыкальных обобщений (Э. Б. Абдуллин) используется при реализации программ музыкального образования, имеющих тематическое строение. Метод направлен на обобщение знаний о музыке, воплощённых в тематизме программы.Метод моделирования художественно-творческого процесса (Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др.) нацелен на повышение активного деятельного освоения произведений искусства, на развитие способности ребёнка индивидуально интерпретировать процесс создания музыкального произведения – от рождения замысла до момента его воплощения. Метод пластического интонирования (Т. Е. Вендрова) направлен на передачу интонаций музыки в пластике движений. Эффективный приём данного метода – «свободное дирижирование» в процессе восприятия музыки.Метод осознания личностного смысла музыкального произведения (А. А. Пиличяускас) направлен на вербализацию не музыки, а собственных переживаний ребёнка в ситуации восприятия музыки. Метод музыкального переинтонирования (М. С. Красильникова, Л. В. Школяр и др.) нацеливает педагога на планомерное раскрытие ребёнку смысла музыки через интонацию в процессе её изменений и развития, сравнение интонаций внутри одного образа, в разных частях одного произведения, в музыкальных произведениях различных стилей и жанров.Перечисленные методы имеют многофункциональный характер и направлены на постижение музыки адекватными природе искусства средствами.Список литературы и средств обучения 1. Аристотель. Поэтика. М., 1957.2. Алпатов М. В. Андрей Рублев. М., 1972. 3. Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы. Л.; М., 1966. 4. Ванслов В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М., 1963. 5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1930.6. Иоффе И. И. Синтетическая история искусства. Л., 1933.7. Каган М. С. Морфология искусства. Л., 1972. 8. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. Л., 1990.9. Козырева С. П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников: Дис. … канд. пед. наук. М., 1987. 10. Коротеева Е. И. Связь музыки и живописи в развитии художественного образного мышления школьников. // Искусство в школе. 1996. № 1. С. 35-38. 11. Кунин И. Ф. Николай Андреевич Римский-Корсаков. М., 1988. 12. Мазаев А. И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М., 1992. 13. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991. 14. Руднева С. Д., Пасынкова А. В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Психологический журнал. 1982. Т. 3. С. 84-92. 15. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. Т. 1. М., 1961. 16. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. М., 1990. 17. Юсов Б. П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии // Теория эстетического воспитания. Вып. 3. М., 1975. С.43-55. 18. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой. 19. Луконина Т. Музыкальные занятия - разработки и тематическое планирование Вторая младшая группа. Волгоград Издательство «Учитель» 2007 г. 20. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000. 21.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. – М., 1985. 22. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968. 23. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981. 24. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1989. 25 Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М., 1989. 26. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М., 2000. 27. Зацепина «Методические рекомендации по музыкальному развитию детей» – М., 2007.