Публикации Направления работы социального педагога в СРЦН с приёмной семьёй

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Направления работы социального педагога в СРЦН с приёмной семьёй
Автор: Новикова Алёна Леонидовна

Направления работы социального педагога в СРЦН с приёмной семьёйНа 2021 год в России воспитывается 30,3 миллиона детей. Почти 365 тысяч из них воспитываются в приёмных семьях [5].Приёмная семья - это форма правового устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она осуществляется по возмездному договору между супругами или одинокими гражданами и российскими органами опеки и попечительства. После устройства ребёнка в семью, родители становятся приёмными и получают ежемесячные выплаты на его содержание [3].Конечно, когда есть возможность взять ребёнка в замещающую семью, это замечательно. Воспитание в любящей и полноценной семье, развитие здорового поколения – за всем этим стоит будущее нашей страны. Но, к сожалению, между приёмным ребёнком и семьёй часто возникают конфликтные ситуации. Причины могут быть разными: нежелание ребёнка учиться; выполнять домашние обязанности; желание поддерживать отношения с биологической семьёй; воровство; обман; трудности во взаимоотношениях между приёмной семьёй и ребёнком. Эти проблемы часто приводят к тому, что приёмная семья не справляется и отдаёт ребёнка обратно, что является для него огромным стрессом.Именно работа социального педагога заключается в том, чтобы помочь замещающей семье и ребёнку разрешить возможные конфликтные ситуации и не допустить возвращения ребёнка туда, откуда его забрали.В социально-педагогической работе с приёмной семьёй существует несколько этапов [2].Первый этап связан с поиском приёмных родителей. Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указывают свои данные: ФИО, адрес проживания, номер домашнего телефона, наличие и возраст своих детей; предпочтительный пол и возраст усыновляемого ребёнка; допустимые дефекты здоровья. На этом этапе социальный педагог выполняет информационную функцию, он разрабатывает анкету совместно с другими специалистами [2].На втором этапе заявителям предлагается заполнить анкету, в которой будущие приёмные родители дают личную самооценку, описывают историю своей семьи, рассказывают про свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи, состояние здоровья супругов, финансовое состояние, почему они хотят взять ребёнка в семью и другие данные. Оценка потенциальных приёмных родителей предполагает сбор документов, справок, на основании которых будут утверждены кандидатуры приёмных родителей. Важной составляющей процедуры отбора является ознакомление с жилищными условиями кандидатов и встречи социальных педагогов с членами потенциальной приёмной семьи. Независимо от того, какой член семьи решил стать приёмным отцом/матерью, изучается вся семья полностью, её способность создавать позитивный образовательный климат. Таким образом, начинается предварительная диагностика потенциальной приёмной семьи [2].Третий этап состоит из первого посещения учреждения, где есть ребёнок, которого хотят принять в семью. На этом этапе социальный педагог выполняет посредническую роль между ребёнком и будущей приёмной семьёй. Он наблюдает за ребёнком, ведёт беседы с теми, кто занимается его воспитанием [2].Четвёртый этап – это углублённая диагностика. Она включает в себя углублённое изучение семьи и её ближайшего окружения. Социальный педагог проводит беседы с членами семьи, определяет педагогический климат в ней, наличие вредных привычек у её членов и другие характеристики семьи. Затем социальный педагог вместе с другими специалистами исследует ближайшее окружение семьи (соседей, коллег по работе, друзей), что тоже непосредственно важно. Это можно сделать с помощью бесед или анкет. Ещё социальный педагог может сделать запросы в органы общественного порядка и в поликлинику (для оценки состояния здоровья приёмной семьи). Кандидаты утверждаются по результатам процедуры оценки. После утверждения кандидатов между приёмными родителями и представителями местных органов власти подписывается соглашение, в котором определяются обязанности сторон по воспитанию ребёнка, условия партнёрства приёмной семьи и местных органов власти, условия воспитания в приёмной семье, специализация приёмной семьи [2].Пятый этап связан с предварительным обучающим курсом для будущих родителей, который может включать в себя теоретические знания и практические занятия в течение двух-трёх дней в учреждении, где находится ребёнок. Взять ребёнка под опеку - непростой шаг. Будущие приёмные родители должны обязательно пройти обучающий курс. Здесь социальный педагог выполняет обучающую функцию, он разрабатывает программу вводного курса. Социальные педагоги проводят тренинги. Обычно они рассчитаны на 10 еженедельных встреч [2].Шестой этап связан с передачей ребёнка в приёмную семью. В этом случае основная деятельность ложится на органы опеки и попечительства и судебные органы. С момента передачи ребёнка в приёмную семью начинается адаптация ребёнка, которая протекает сложно и часто приводит к конфликтным ситуациям. Проводится углублённый курс обучения для родителей, социальный педагог совместно с другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание тренинга зависит от многих обстоятельств: какая семья усыновила ребёнка (многодетная, бездетная, один или два человека выступают в роли родителей, каков возраст приёмных родителей, каковы мотивы, побудившие родителей взять ребёнка в семью), а также от индивидуальности ребёнок (возраст, пол, наличие болезни, наличие биологических родителей) [2].После помещения ребёнка в приёмную семью работа социального педагога не заканчивается. Начинается процесс социально-педагогической поддержки приёмной семьи, который состоит из встреч социального педагога с родителями. В ходе этих встреч социальный педагог изучает условия воспитания ребёнка, смотрит на психологический климат семьи, оказывает помощь в решении возможныхпоявившихся проблем.Поддержка замещающей семьи включает следующие направления:- консультирование (индивидуальные консультации по возникающим проблемам);- коррекционное (коррекционно-развивающие занятия с ребенком);- диагностика (выявление причины проблемы);- юридическое (правовая защита интересов ребенка и семьи (в случае возникновения юридических проблем, связанных с воспитанием усыновленного ребенка));- социальное (защита прав и интересов ребенка в замещающей семье, сохранение социальных гарантий).Деятельность социального педагога с семьёй включает в себя следующие компоненты:- у специалиста есть свои представления о содержании семейной поддержки;- всестороннее изучение семьи и каждого из её членов как личности;- разработка программы социального воздействия на семью коррекционно-образовательной направленности;- установление контакта с семьей с целью реализации программы социальных действий;- отслеживание результатов коррекционно-воспитательных мероприятий с семьей и внесение необходимых изменений [1].В работе социального педагога с приёмной семьёй можно выделить формы взаимодействия.Паспорт. Эта форма взаимодействия позволяет систематизировать основную информацию о семье в стандартизированной форме [4].Основной целью диагностики и мониторинга является составление заключения о состоянии семьи. Используются следующие методы диагностики: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование.Социальный патронаж - форма самого тесного взаимодействия с семьёй, когда социальный педагог почти всегда в её распоряжении, он проводит много времени с членами семьи, в курсе всего, что происходит в семье. Срок социального патронажа всегда ограничен. Он может длиться от 4 до 9 месяцев. Социальный педагог опекает не более двух семей одновременно. В то же время семьи, с которыми он ранее взаимодействовал, могут находиться под его наблюдением. Социальный педагог поддерживает с ними контакт и помогает в решении их индивидуальных проблем [4].В деятельности социального педагога также используется надзор. Официальный надзор осуществляется социальным педагогом от имени официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием), в обязанности которых непосредственно входит мониторинг определённых социальных процессов и явлений, деятельности соответствующих социальных объектов и лиц. Неофициальный социальный контроль - взаимный контроль участников процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно принятых на себя обязанностей. В отличие от патронажа, надзор не предполагает активных коррекционных и реабилитационных действий со стороны специалиста [4].Подведём вывод. Несомненно, когда есть возможность взять ребёнка в замещающую семью, это замечательно. Воспитание в любящей и полноценной семье, развитие здорового поколения – за всем этим стоит будущее нашей страны. Но, как показывает статистика, зачастую между замещающей семьёй и приёмным ребёнком возникают конфликтные ситуации. Чтобы разрешить их – нужен социальный педагог. Именно поэтому в статье мы рассмотрели, какие существуют направления работы социального педагога с приёмной семьёй в условиях СРЦН, и как специалист может применять их на практике.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Studbooks.net : студенческая библиотека онлайн. – Москва, 2013-2022. – URL: (дата обращения: 03.01.2023).
  • Авдонина, Ю. Н. Социально-педагогическая деятельность с приёмной семьёй / Ю. Н. Авдонина // Реферат (Кемерово, 2015) – Кемерово : ГС(К)ОУ ОШ «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов, 2015. – URL: (дата обращения: 03.01.2023).
  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022). // КонсультантПлюс: [справ.-правовая система]. – Москва, 2013–2022. - URL: (дата обращения: 14.01.2023).
  • Социально-педагогическая деятельность в приёмной семье // Курсовая работа : Рефераты и курсовые работы. – Москва, 2011. – URL: (дата обращения: 03.01.2023).
  • Тасс.ру : Информационное агентство. – Москва, 2021. – URL: (дата обращения: 14.01.2023).