Публикации
Формирование универсальных учебных действий на уроках физики
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование универсальных учебных действий на уроках физики
Автор: Алехина Мария Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование универсальных учебных действий на уроках физики
Автор: Алехина Мария Сергеевна
Формирование универсальных учебных действий
на уроках физики
В качестве учебного предмета физика в школе формирует систему знаний об окружающем мире. Для формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Универсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний. ФГОС предлагает следующие виды УУД:
Личностные: личностное самоопределение, жизненные ценности, следование своим целям. Соотношение своих поступков и поведения с принятыми этическими нормами общества.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают личностное, профессиональное и жизненное самоопределение обучающихся, способствуют установлению обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Формируется самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений, готовность к выбору своего жизненного пути, ценностное отношение к себе и окружающим, к приобретению новых знаний, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры, уважение к творцам науки и техники. Реализация возможна в рамках:
урока, когда мы знакомим обучающихся с личностями ученых и путем их открытий;
проектной и творческой деятельности, когда учащиеся имеют возможность почувствовать себя исследователем, самостоятельно добывая знания.
внеурочной деятельности, в рамках предметной недели.
Регулятивные: целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане.
Регулятивные универсальные учебные действия лучше всего формируются на уроках физики при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.
Познавательные: исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления.
Формирование познавательных универсальных учебных на уроках физики осуществляется путём восприятия, переработки предъявленной информации в словесной, образной и символической формах, анализа и переработкой полученной информации в соответствии с поставленными задачами. Знакомство с любой новой физической величиной предусматривает действие со знаково-символическими средствами. Большой опыт на уроке физики ребята приобретают в кодировании и декодировании приобретённой информации с помощью формул.
Особую роль в формировании познавательных УУД играет работа обучающихся над проектами, подготовка к выступлению на конференциях.
Коммуникативные: направленные на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и взаимодействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.); действия, направленные на кооперацию — совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии. Элементы формирования коммуникативных УУД можно рассмотреть на примере урока-конференции, урока-путешествие.
на уроках физики
В качестве учебного предмета физика в школе формирует систему знаний об окружающем мире. Для формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Универсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний. ФГОС предлагает следующие виды УУД:
Личностные: личностное самоопределение, жизненные ценности, следование своим целям. Соотношение своих поступков и поведения с принятыми этическими нормами общества.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают личностное, профессиональное и жизненное самоопределение обучающихся, способствуют установлению обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Формируется самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений, готовность к выбору своего жизненного пути, ценностное отношение к себе и окружающим, к приобретению новых знаний, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры, уважение к творцам науки и техники. Реализация возможна в рамках:
урока, когда мы знакомим обучающихся с личностями ученых и путем их открытий;
проектной и творческой деятельности, когда учащиеся имеют возможность почувствовать себя исследователем, самостоятельно добывая знания.
внеурочной деятельности, в рамках предметной недели.
Регулятивные: целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане.
Регулятивные универсальные учебные действия лучше всего формируются на уроках физики при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.
Познавательные: исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления.
Формирование познавательных универсальных учебных на уроках физики осуществляется путём восприятия, переработки предъявленной информации в словесной, образной и символической формах, анализа и переработкой полученной информации в соответствии с поставленными задачами. Знакомство с любой новой физической величиной предусматривает действие со знаково-символическими средствами. Большой опыт на уроке физики ребята приобретают в кодировании и декодировании приобретённой информации с помощью формул.
Особую роль в формировании познавательных УУД играет работа обучающихся над проектами, подготовка к выступлению на конференциях.
Коммуникативные: направленные на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и взаимодействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.); действия, направленные на кооперацию — совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии. Элементы формирования коммуникативных УУД можно рассмотреть на примере урока-конференции, урока-путешествие.