Публикации Методическая статья на тему: «Круговая тренировка на уроках физической культуры в 5-9 классах»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая статья на тему: «Круговая тренировка на уроках физической культуры в 5-9 классах»
Автор: Саулина Елена Владимировна

Методическая статья на тему:«Круговая тренировка на уроках физической культуры в 5-9 классах»      Круговая тренировка- это организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, направленная на комплексное развитие физических способностей занимающихся, на повышение их физической подготовленности.      Организационную основу этой формы составляет циклическое поведение комплекса упражнений, подобранных в соответствии с определённой схемой и выполняемых в порядке последовательной смены «станций», расположенных в зале или на площадке по кругу. Комплексы круговой тренировки составляются из упражнений основной и спортивно-вспомогательной гимнастики, а также лёгкой атлетики. В методическом отношении круговая тренировка представляет собой процесс строго регламентированного упражнения с точным нормированием нагрузки и отдыха, твёрдо установленным порядком изменения нагрузки и чередования её с отдыхом. Она имеет несколько методических вариантов, отличающихся динамикой нагрузок- непрерывной и прерывистой. Строгая регламентация процесса упражнения обеспечивается постоянным учётом выполняемой работы и объективной оценкой достигнутой работоспособности. Мера нагрузки устанавливается разной для всех занимающихся- строго индивидуально.         Круговая тренировка обеспечивает равномерную нагрузку по возможности на все мышечные группы, а также на сердечно- сосудистую и дыхательную системы. С помощью определённого метода дифференцированно развиваются двигательные качества (сила, быстрота, выносливость и др.), но главным образом такие комплексные качества, как силовая выносливость, скоростная сила, скоростная выносливость. При использовании одного из методов нагрузки в большей или меньшей степени совершенствуется выносливость. В целом же посредством применения любого варианта можно повысить физическую работоспособность и подготовленность.         Попеременная нагрузка на основные мышечные группы выражается с помощью графической схемы (символа) круговой тренировки. Символ указывает, что нагрузка на основные группы мышц на разных станциях изменяется.  На одной из них определённая группа мышц работает наиболее активно, а на следующей–  получает активный отдых. Упражнения подбираются согласно символу- для мышц ног, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины. Степень нагрузки на сердечно- сосудистую и дыхательную системы зависит от объёма общей нагрузки и методического варианта круговой тренировки. Этим достигается не только развитие двигательных качеств, но и укрепление внутренних органов, что и является особенностью цели применения круговой тренировки.         Для проведения занятий по круговой тренировке составляют комплекс из 8-10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определённые группы мышц. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и в различных исходных положений влияет на развитие определённых двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путём серийных их повторений даёт возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма.        В зависимости от числа упражнений в комплексе класс делят на 6-8 групп по 3-5 человек.         Заранее размечают места для выполнения упражнений. Для более четкой организации занятий у каждой станции ставят указатель с графическим изображением  и кратким описанием упражнения, выполняемого на этом месте.       Последовательность прохождений станций устанавливается по кругу, прямоугольнику или квадрату. Нужно стараться использовать все снаряды и подручный инвентарь, который есть в зале.       Упражнение на каждой станции используется многократно, однако не произвольно, а установленное число раз или определенное время. В одних случаях ученики выполняют весь комплекс непрерывно, дважды или трижды подряд, в других – с остановками для отдыха. Чтобы разумно чередовать выполнение упражнений с отдыхом, используют различные методические варианты круговой тренировки. Одни из них основаны на непрерывном выполнении заданного объема тренировочной нагрузки (метод длительной работы), другие – на чередовании упражнений с перерывами для отдыха (метод интервальной работы).       Любые упражнения надо проводить так, чтобы они укрепляли здоровье школьников. Это осуществимо лишь в одном случае – если упражнение выполняется с тем минимумом интенсивности, которой вызывает в человеческом организме импульсы развития. А это значит, что нагрузку в процессе упражнения надо устанавливать оптимальную. А она неодинакова для каждого из учеников.      Одна из важнейших особенностей круговой тренировки и предусматривает удачное сочетание жесткого нормирования нагрузки с её индивидуализации. Индивидуальная нагрузка определяется с помощью так  называемого максимального теста(МТ) – испытание на максимальное число повторений по каждому упражнению, включённому в комплекс круговой тренировки.      Максимальный тест определяется на первых двух уроках. Ознакомившись с упражнениями после их показа и объяснения, ученики по команде учителя начинают выполнять на своих станциях намеченное упражнение в обусловленное время – 30-45 сек, стараясь преодолеть его максимальное(для себя) число раз. Определяя максимальный тест на каждой станции, нужно делать паузы в пределах 2-3 минут для отдыха. В это время ученики записывают число повторений личную карточку учета результатов и затем переходят на следующую станцию, где принимают исходное положение для выполнения очередного упражнения. По истечении 2-3 минут определяется максимальный тест этого упражнения и т.д.      После определения максимального теста для каждого устанавливается индивидуальная нагрузка: половина МТ(МТ/2), или четверть(МТ/4) – в зависимости от подготовленности. На следующих уроках ученики выполняют каждое упражнение комплекса установленное число раз, но в разных видах. Начиная с У111 класса, на первых порах применяются наиболее простые варианты.1.       Каждое упражнение комплекса выполняется (один круг) данное число раз в обусловленное время (30-45) как можно точнее.2.       Весь комплекс выполняется (один круг) за строго обусловленное время, каждое упражнение повторяется в индивидуальной дозировке (установленное число раз).Организм учеников постепенно приспосабливается к дозируемой нагрузке. Поэтому необходимо постепенно повышать ее, увеличивая дозировку упражнений. Например, половину МТ и плюс два повторения и т.д. Это обозначается так: МТ/2 +1; МТ/2+2 и т.д. в зависимости от количества уроков, запланированных на выполнение данного комплекса. Каждый из них повторяется без изменения на 4-5 уроках. На последнем из них рекомендуется вновь повторить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить с исходными результатами, чтобы были видны сдвиги.      Обычно комплекс из 8-10 упражнений выполняется примерно за 10-12 минут(время на каждое упражнение – 45 сек, на паузы для отдыха – 30 сек).      Для лучшей организации класса в каждой из групп нужно назначить старшего (групповода ), который помогает ученикам выполнять упражнения, страхует их, следит за соблюдением установленной дозировки. Учителю нужен секундомер для регулирования времени.      Первое занятие по круговой тренировке занимает 45 минут, а остальные: примерно  10 минут – если комплекс повторяется 1 раз; 20 минут – если 2 круга; и 30 минут – если 3 круга.      Упражнения с дозировкой «один круг» целесообразно проводить в первые или последние 15 минут урока; с дозировкой в «два круга» - в последние 20 минут; в «три круга» - в последние 35 минут.      Комплекс упражнений, выполняемый по методу круговой тренировки, обычно повторяется без изменения на 4-5 уроках. В дальнейшем целесообразно не заменять все упражнения, а лишь усложнить некоторые так, чтобы комплекс  более разносторонне воздействовал на организм.      Определение максимального теста рекомендуется начинать с  VIII класса. В V-VII классах проводится собственно не круговая тренировка, а занятие по типу круговой тренировки, точнее – упражнения выполняются мелко-групповым поточным способом. Время на выполнение каждого упражнения остаётся в пределах 30-45 с, дозировка их зависит от пола, возраста, подготовленности ученика, характера предложенных движений и определяется учителем для каждой группы отдельно или всего в произвольном темпе, но по возможности более точно      В этих классах нужно очень осторожно относиться к дозировке упражнений, не следует предлагать учащимся максимальные нагрузки. Количество повторений упражнений должно быть на уровне половины среднего результата при выполнении того или иного упражнения для данного класса. Например, половина норматива домашнего задания.