Публикации Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы фотосъёмки"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы фотосъёмки"
Автор: Васильев Юрий Александрович

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования Реальная школа
(МБУДО ЦДО Реальная школа)
Рассмотрена на заседании
научно-методического совета
от ___ 2023 г.
Протокол № 1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУДО ЦДО Реальная школа
_____________________ С.А.Руденко
_____ 2023 г.
Принята на заседании
педагогического совета
от ___ 2023 г.
Протокол № 1
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
Основы фотосъёмки
Возраст обучающихся: 12 - 17 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 216
Автор-составитель:
Васильев Юрий Александрович,
педагог дополнительного образования
Воронеж
2022 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Основы фотосъёмки относится к базовому уровню и имеет техническую направленность.
Программа разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273 (ред. от 08.12.2020)
Концепция развития дополнительного образования детей (Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 года N 1726-р)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018. г.N 196 (ред. от 30.09.2020)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018г. № 196
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи 2.4.3648-20 от 28.09.2020г. № 28
Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм Сан-Пин 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания.
Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе. (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06 - 1844.)
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)
Приказ Минобрнауки от 23 августа 2017г. №816 Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Актуальность данной программы обусловлена стремительным развитием компьютерной техники и цифровых технологий, повсеместно вошедших в жизнь каждого человека. Характерной чертой нашего времени становится ориентация на развитие креативности подрастающего поколения. В связи с этим возникла необходимость укрепления связей ребёнка с новыми информационными компьютерными технологиями и искусством. Реализация программы позволит приобщить детей и подростков к художественной фотографии во всех её аспектах, привить учащимся художественный вкус, а это, в свою очередь, окажет благоприятное воздействие на формирование их нравственных качеств, развитие эстетических чувств, умение отличать подлинное произведение от суррогатных проявлений и может помочь впоследствии самоопределиться и самореализоваться во взрослой жизни. Умение фотографировать даёт творческие навыки, умение концентрироваться , фантазировать и выбирать верные решения.
Новизна программы заключается в реализации комплексного подхода к освоению учащимися знаний и умений профессиональной деятельности востребованной в регионе; создании целостной системы элементов педагогической работы в форме обучающего курса; подборе и создании специального педагогического инструментария для определения качества работы и отслеживания её результатов. Новизна программы заключается также в изучении широкого круга тем, освоении методики проектной работы и практики работы профессионального фотографа.
Отличительной особенностью данной программы является то, что учтены новейшие технологические изменения в области фотосъёмки, что привело к включению в неё новых тем отражающих такие достижения, как - массовое внедрение цифровой фотопродукции;
наличие на рынке большого количества копируемых технологий;
предпечатная подготовка фотографий;
правильное архивирование фотографий;
наличие рынка потребления фотоматериалов.
Содержание программы составлено с учётом изменений и нововведений, произошедших за период массового внедрения цифровых технологий, и учитывает изменившуюся материальную базу фотосъёмки. Освоение и использование программ обработки расширяет спектр творческих возможностей детей и способствует формированию самостоятельности в выборе тех или иных техник.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет в условиях глубоких изменений социально-экономической среды, происходящих в российском обществе, где особую роль приобретает проблема адаптации детей и подростков к этим изменениям, подготовить их к дальнейшей самостоятельной творческой жизни.
Цель программы: раскрытие личностного творческого потенциала учащихся и его развитие средствами фотоискусства, стимулирование развития интереса к фотографии и потребности в получении дополнительных знаний, способности к личностному самоопределению и самореализации.
Задачи:
Обучающие :
обучение теоретическим основам в области фотографического искусства;
знакомство с методами анализа художественных фотографий;
овладение приёмами работы с различными видами цифровых фотоаппаратов;
обучение работе с графическими редакторами;
знакомство с приёмами фотографирования в различных внешних условиях.
Развивающие:
развитие потребности в творчестве и познании окружающего мира;
формирование навыков самостоятельной творческой работы;
развитие чувственно-эмоционального отношения к объектам фотосъёмки;
развитие готовности учащихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными способностями и с учётом потребностей рынка труда;
формирование и развитие компетенции учащихся в области использования информационных технологий на уровне общего пользования.
Воспитательные:
формирование у детей культурологического мировоззрения на основе российских национальных традиций;
воспитание настойчивости, целеустремлённости и ответственности за достижение высоких творческих результатов.
Программа предусматривает возможность дистанционного обучения по отдельным модулям, предметам или темам.
Форма организации деятельности обучающихся – групповая.
Формы проведения групповых занятий:
словесные – беседы, лекции, обсуждения, рассказ, анализ;
наглядные – показ педагогом методического материала, просмотр презентаций;
практические – занятия в классе, на пленере, жанровая съёмка, отработка изученных навыков;
иллюстративные – посещение выставок и художественных мероприятий, где учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивные – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности, это тематические съёмки, а также участие детей в фотовыставках;
исследовательские – овладение учащимися методами научного познания и самостоятельной творческой работы, создание собственного портфолио;
аналитические – анализ отснятого материала, анализ итогов конкурсных работ;
поисковые – участие детей в коллективных творческих работах.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (учебный час – 45 мин.), с целью предоставления возможности учащимся проработать материал уроков и выполнить необходимые для этого задания.
Количество учащихся в группах: 4 - 10 человек.
Прогнозируемые результаты программы.
К концу обучения учащиеся
должны будут знать:
технику безопасности при работе в фотостудии;
теоретические основы в области фотографии;
жанры фотографии (портрет, пейзаж, натюрморт и т.д.);
основные законы и правила смысловой, цветовой и тональной композиции;
устройство и технические характеристики различных типов
фотоаппаратов;
основные приёмы и правила фотосъёмки;
критерии оценки выставочных работ;
должны будут уметь:
применять на практике полученные теоретические знания;
правильно обращаться с аппаратурой различных типов;
проводить съёмку в различных жанрах и условиях;
работать с графическими редакторами;
анализировать фотографии;
Формы аттестации учащихся:
Приобретённые учащимися знания и практические умения оцениваются в итоге изучения каждой темы и курса в целом. Формами являются: разнообразные задания , тесты. Также учащиеся могут участвовать в конкурсах по направлению деятельности, результат которых может служить показателем степени освоенности курса. В качестве итоговой аттестации учащиеся реализуют творческий проект, создают и представляют фотовыставку своих работ. По окончании учебного года учащиеся принимают участие в отчётной фотовыставке лучших работ. Анализ результатов образовательного процесса проводится на итоговом занятии. По окончании курса выдаётся сертификат.
Возрастная категория учащихся: от 12 до 17 лет.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год.
Объем программы в часах:
Общая годовая нагрузка составляет 216 часов.
Режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (учебный час -45 мин).
Во время занятий предусмотрены 10 минутные перерывы для отдыха.
Критериями оценки уровня освоения программы являются:
соответствие уровня теоретических знаний учащихся программным требованиям;
свобода восприятия теоретической информации;
самостоятельность работы;
осмысленность действий;
разнообразие освоенных технологий и качество выполненных практических работ;
соответствие практической деятельности программным
требованиям;
Механизм оценки результатов освоения программы:
педагогическое наблюдение;
оценка продуктов творческой деятельности учащихся;
беседы, тесты, опросы.
Календарный учебный график. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется с 15 сентября года по 31 мая текущего учебного года (в том случае, если группа укомплектована на 1 сентября текущего учебного года, занятия могут начинаться с 1 сентября).
Продолжительность учебного периода в течение учебного года - 36 недель, учебная деятельность по программе не осуществляется во время школьных зимних каникул.
Для каждой учебной группы предусмотрен календарно-тематический план (график) занятий по данной программе.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название раздела
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
Всего
Теория
Практика
№1.
Тема1. Вводный раздел
2
1
1
вводный контроль
№2.
Тема2. Фотокамера
16
4
12
Текущий
№3.
Тема3. Экспозиция
10
4
6
текущий
№4.
Тема4. Сущность фотографии
18
6
12
текущий
№5.
Тема5. Основные элементы композиции
10
2
8
текущий
№6.
Тема6. Передача основных свойств изображения
16
6
10
текущий
№7.
Тема7. Свет в фотографии
24
8
16
текущий
№8.
Тема8. Линия как основной структурный
элемент композиции
12
4
8
текущий
№9.
Тема9. Позиция объекта –
третий элемент
композиции
8
3
5
текущий
№10.
Тема10. Схемы освещения
объекта
16
6
10
текущий
№11.
Тема11. Перспектива
6
2
4
текущий
№12.
Тема12. Критика и оценка
фотографии
2
1
1
текущий
№13.
Тема13. Фотообъективы:
типы, устройство, характеристика, назначение
18
6
12
текущий
№14.
Тема14. Отрасли современной коммерческой
фотографии
18
6
12
текущий
№15.
Тема15. Основы обработки
фотографии
12
5
7
текущий
№16.
Тема16. Что такое современная фотография
6
3
3
текущий
№17.
Тема17. Алгоритм съёмки
20
5
15
текущий
№18.
Тема18. Итоговый раздел
2
1
1
итоговый
Итого
216
73
143
Содержание изучаемого курса
1. Вводный раздел. Знакомство с учебной группой. Техника безопасности при работе в студии и на компьютере. Введение в программу: содержание и режим обучения. Вводная диагностика.
2. Фотокамера.
Тема 2.1. Принципиальное устройство фотокамеры.
Информация по истории развития фотографии. Зарождение фотографии. Основные материалы и процессы.
Практические занятия. Изучение общего устройства и основных частей фотоаппарата.
Тема 2.2. Появление фотографии, первые фотокамеры.
Развитие съёмочной фототехники. Камера-обскура как прототип фотоаппарата. Её влияние на революционные изменения живописи. Великие фотографы. Фотография в России. Виды фотографий. Жанры фотографий.
Практические занятия. Изучение истории фотографии с помощью иллюстративного материала (фотографии, видеофильмы).
Тема 2.3. Современная фототехника.
Классификация современных фотокамер и объективов. Фотоаппараты: шкальные, дальномерные, зеркальные. Особенности устройства и правил работы с различными типами фотоаппаратов. Классификация объективов: нормальные, широкоугольные, телеобъективы, зумы.
Практические занятия. Съёмка DSLR-камерой фирмы Canon : наводка на резкость, выбор точки съёмки, установка диафрагмы, определение выдержки. Применение различных объективов при съёмке.
3.Экспозиция.
Тема 3.1. Выдержка и диафрагма. В чем заключается разница применения этих элементов регуляции экспозиции.
Практические занятия.
Съёмка с разными значениями экспопары и анализ их воздействия на фотографию.
Тема 3.2.Измерение экспозиции. Измерение освещенности, освещения. Режимы измерения освещённости: точечный, центровзвешенный и матричный.
Практические занятия.
Использование разных режимов и анализ конечного результата на съёмку. Необходимая коррекция для разных режимов.
Тема 3.3.Режимы экспонирования. Приоритет диафрагмы, выдержки, светочувствительности.
Практические занятия.
Съёмка в разных режимах экспонирования. Отличия в конечном результате, предназначение каждого режима.
Тема 3.4. Типы объективов.
Классификация объективов по фокусному расстоянию. Применение объектива, исходя из его фокусного расстояния.
Практические занятия. Съёмка цифровыми фотоаппаратами с различными объективами, совместная работа и просмотр отснятого материала на компьютере.
4. Сущность фотографии.
Тема 4.1. Структура фотографии. Отличие фотографии от снимка.
Практические занятия.
Представление снимков и фотографий, их сравнительный анализ. Фотография как продукт искусства, его структурный анализ.
Тема 4.2. Субъект фотографии.
Субъект как необходимый элемент фотографии. Многозначность субъекта, разные степени обобщения.
Практические занятия.
Определение субъекта на примерах. Трактовка субъекта в процессе съёмки, обработки и представления фотографии.
Тема 4.3. Композиция. Композиция – как организация визуального материала.
Практические занятия.
Структурный анализ фотографии известных фотографов и самостоятельных работ учащихся.
Тема 4.4. Контекст, основные типы. Контекст и парадигма фотографии. Виды контекста.
Практические занятия. Проведение съёмки с использованием фотографий известных фотографов. Сравнение отснятого материала по наличию всех структурных элементов фотографии, сравнение со снимками.
5. Основные структурные компоненты композиции.
Тема 5.1. Линии, форма и позиция. Линии, форма и позиция – необходимые элементы и структурные компоненты любой композиции.
Практические занятия. Проведение фотосъёмки с акцентированием основных структурных компонентов.
Тема 5.2. Баланс и динамика. Баланс и динамика как производные элементы. Определение, поиск, искусственное создание.
Практические занятия. Проведение фотосъёмки с минимальным количеством объектов для анализа создаваемого баланса и динамики. Сравнение полученных снимков.
6. Передача основных свойств изображаемого.
Тема 6.1. Пятно цвета. Использование приёма для определения и акцентирования субъекта фотографии.
Практические занятия: Проведение фотосъёмки разными фотоаппаратами для отработки приёма.
Раздел 6.2. Гармония цвета. Принципы гармонического взаимодействия цветов в изображении. Цветовой круг, основные и дополнительные цвета.
Практические занятия: Анализ фотографий по принципу взаимодействия цветов. Оценка гармонии и дисгармонии.
Тема 6.3. Передача объёма. Отличия восприятия объёма в изображении человеком и фотоаппаратом. Способы передачи объёма при помощи освещения и перспективы.
Практические занятия. Проведение фотосъёмки различных объектов. Сопоставление сходства и различий в их визуальном восприятии глазом и посредством фотографического изображения.
Тема 6.4. Как передать фактуру. Основные правила передачи фактуры изображаемого при помощи освещения и макрообъектива.
Практические занятия. Съёмка цифровым фотоаппаратом с учётом применения основных правил передачи фактуры.
Тема 6.5. Передача контура.
Изображение и анализ работ мастеров живописи и мастеров фотографии.
Практические занятия. Внеклассные занятия, посещение фотовыставок.
Раздел 6.6. Создание ритмического рисунка. Понятие ритма. Примеры ритма в искусстве. Примеры ритма в окружающем пространстве. Использование.
Практические занятие. Создание ритмического рисунка. Приём прерывания ритма. Поиск естественных ритмов.
7. Обзор света в фотографии.
Тема 7.1. Обзор света. Классификация по типу освещения. Тёплые и холодные цвета, контрастные цвета, сочетания цветов, тёмные и светлые тона. Чувствительность глаза и плёнки к различным цветам. Радуга – семь цветов. Цветовая чувствительность матрицы. Светофильтры и их применение. Естественный и искусственный свет, цветовая температура.
Практические занятия. Определение характера освещения при съёмке и настроения снимка с помощью анализа предложенных для этого фотографий. Проведение фотосъёмки с использованием светофильтров и без них. Сопоставление полученных результатов.
Тема 7.2. Классификация по способу получения. Направленный, рассеянный и отражённый свет.
Практические занятия. Работа по установке света.
Раздел 7.3. Цветовая температура. Понятие, изменение цветовой температуры в течение суток. Температура разных источников света.
Практическое занятие: Съёмка в разное время суток и с разным типом освещения.
Тема 7.4. Классификация по характеру освещения. Рисующий, заполняющий, контровой, моделирующий, фоновый типы освещения.
Практические занятия. Подбор предметов для съёмки натюрморта, освещение разными видами света.
Тема 7.5. Естественный свет. Источник естественного света. Направление и прохождение его через атмосферу. Влияние на свет атмосферных явлений и окружающей среды.
Практические занятия. Оценка условий естественного освещения в конкретный день. Наиболее оптимальный вид съёмки для этого типа света.
Тема 7.6. Режимное время: Золотой час. Определение. Назначение подобного освещения.
Практические занятия. Самостоятельная съёмка с учётом световых и временных решений.
Тема 7.7. Режимное время: Голубой час. Определение. Назначение подобного освещения.
Практические занятия. Проведение фотосъёмки пейзажа при различных вариантах его освещения.
Раздел 7.8. Свет при пасмурной погоде. Свойства света при несолнечной погоде. Приёмы освещения. Композиция и яркость цветов. Поиск цветовой фактуры.
Практическое занятие: Съёмка при несолнечной погоде.
8. Линия как основной структурный элемент композиции.
Тема 8.1. Линии устойчивые и неустойчивые. Различия линий по производимому психо-физиологическому воздействию на зрителя.
Практические занятия. Съёмка портрета с использованием различных точек съёмки с целью обозначения устойчивых и неустойчивых линий.
Тема 8.2. Прямые и изогнутые линии. Влияние прямых и изогнутых линий на восприятие.
Практические занятия. Изучение фотографий с изогнутыми и прямыми линиями. Постановка аналогичных фотографий.
Тема 8.3.Форма как структурный элемент. Роль формы в качестве структурного элемента композиции.
Практические занятия. Проведение предметной съёмки в студии для лучшего выявления формы предмета.
9. Позиция объекта – третий структурный элемент композиции.
Тема 9.2. Генезис основных элементов композиции. Изучение влияния позиции на восприятие изображения, роль визуального веса в композиции.
Взаимодействие и развитие основных элементов композиции.
Практические занятия. Самостоятельная съёмка в домашних условиях своих родственников, знакомых. Дальнейшая обработка отснятого материала и его анализ. Поиск визуальных примеров перехода одного элемент в другой.
Тема 9.3. Масса и взаимодействие масс. Способы передачи массы изображаемого объекта. Взаимодействие масс между собой и пространством.
Практическое занятие: Поиск визуальных масс, придание им разного визуального веса и построение взаимодействия друг с другом.
Тема 9.4. Свет как элемент композиции. Понятие света как основного и необходимого условия существования фотографии. Понятие света как элемента композиции, примеры мировой живописи.
Практические занятия. Создание эффектного освещения при съёмке портрета.
10. Схемы освещения объекта.
Тема 10.1. Неструктурные элементы композиции. Роль освещения в процессе съёмки. Характер освещения. Распределение света и тени на объекте съёмки. Тональное решение при съёмке. Роль положения солнца в процессе съёмки. Изучение объекта съёмки в различных световых условиях. Дополнительные элементы композиции как дальнейшее развитие выразительных приёмов фотографии.
Практические занятия. Съёмка предметов. Съёмка примеров неструктурных элементов в окружающем пейзаже. Самостоятельное индивидуальное и коллективное фотографирование. Обработка отснятого материала в студии. Анализ результатов работы.
Тема 10.2. Баланс. Определение баланса. Примеры баланса.
Практические занятия. Самостоятельная съёмка сбалансированных фотографий архитектурных памятников. Обработка материала, анализ.
Тема 10.3. Динамика. Основные понятия и значения динамики при съёмке пейзажа. Использование этих данных при практической съёмке.
Практические занятия. Анализ отснятого материала. Изучение и анализ работ мастеров живописи.
11. Перспектива.
Тема 11.1. Линейная перспектива. Определение. Примеры использования перспективы. Условность перспективы для передачи трёхмерности пространства. Пример камеры-обскуры как проектора трёхмерного пространства на двухмерную плоскость изображения.
Практические занятия. Поиски примеров, съёмка пространства с подчёркиванием его объема. Съёмка различных объектов архитектуры для передачи линейной перспективы. Обработка материала. Анализ.
Тема 11.2. Тональная перспектива. Изучение объекта съёмки. Примеры прямой и обратной тональной перспективы.
Практические занятия. Обработка материала в студии, анализ полученных результатов съёмки объектов с подчёркиванием тональной перспективы.
12. Критика и оценка фотографии. Соответствие фотографии её существенным критериям. Оценка ясности субъекта, композиции и контекста. Оценка технического качества выполнения фотографии: резкость, динамический диапазон, контраст, цветопередача.
Практические занятия. Презентация и обсуждения работ учащихся.
13. Фотообъективы: Типы, устройство, характеристики, назначение.
Тема 13.1 Объектив, его характеристики, устройство. Угол обзора и размер матрицы. Оптические схемы объективов. Основные части современного объектива. Соотношение угла обзора объектива и размера матрицы.
Практические занятия. Изучение разных типов объективов внутри одной системы фотокамер.
Тема 13.2. Оптические искажения. Виды оптических искажений разных объективов. Роль оптических искажений, их использование и преодоление.
Практические занятия. Поиск искажений в снятом материале, их подчёркивание и попытки избежать искажения.
Тема 13.3. Телеобъективы. Определение телеобъектива. Изменение эффективного фокусного расстояния в зависимости от величины матрицы.
Практические занятия. Съёмка отдалённых и приближённых объектов телеобъективом.
Тема 13.4. Широкоугольные объективы. Определение широкоугольного объектива. Изменение эффективного фокусного расстояния в зависимости от величины матрицы.
Практические занятия. Самостоятельная съёмка по заданию педагога. Анализ фотографий известных фотографов и учащихся.
Тема 13.5. Портретные объективы. Определение портретного объектива. Отличие от телеобъектива по особенностям качества изображаемого объекта.
Практические занятия. Анализ снимков, отснятых по заданию педагога.
Тема 13.6. Макрообъективы. Углублённое изучение назначения объектива. Роль диафрагмы при съёмке. Приоритет диафрагмы. Пределы диафрагмирования для кроп-камер.
Практические занятия. Съёмка в студии и вне студии. Анализ отснятого материала.
14. Отрасли современной коммерческой фотографии.
Тема 14.1. Свадебная фотография. Роль фотографии в развитии сервиса и промышленности. Пропаганда и манипуляция общественным мнением в истории известных фотографий. Практика съёмки свадьбы. Этапы съёмки свадьбы.
Практические занятия. Поиск примеров применения фотографии в прикладных целях. Анализ фотографий.
Тема 14.2. ФУД - фотография. Роль композиции и освещения в фотографии еды.
Практические занятия. Самостоятельная съёмка по теме. Обработка отснятого материала. Проведение анализа.
Тема 14.3. Фотография в СМИ. Критерии формата фотографии для СМИ. Задачи фотографа при репортажной съёмке.
Практические занятия. Самостоятельная съёмка ивента в жизни класса. Обработка отснятого материала. Проведение анализа.
Тема 14.4. Реклама. Предметная съёмка как основа рекламной фотографии. Разработка воплощения рекламной идеи.
Практические занятия. Анализ фотографий по теме.
Тема 14.5. Стоимость и ценность фотографии. Как определяется стоимость фотоработы. Что такое ценность фотографии и от чего она зависит.
Практические занятия. Самостоятельная съёмка по теме и анализ отснятого материала.
Тема 14.6. Авторское право. Понятие авторства фотографии, права изображаемого лица.
Практические занятия. Просмотр и обсуждение видео по теме прав фотографа.
15. Основы обработки фотографии.
Тема 15.1. Форматы файлов изображения. Разновидности файлов, классификация по степени сжатия. Основные форматы. Профили изображения. Значение профиля для обработки и печати.
Практические занятия. Сравнение размеров файла и цветовой глубины разных файлов.
Тема 15.2. Цветовое пространство и цветовой охват. Определение цветового пространства. Самые распространённые цветовые пространства. Цветовой охват.
Практические занятия. Пример съёмок с расширенным динамическим диапазоном.
Тема 15.3. Каналы RGB. Цветовая модель RGB. Использование каналов для обработки.
Практические занятия. Обработка изображения с анализом каналов.
Тема 15.4. Инструмент Кривые. Принципы использования кривых. Изучение объекта съёмки.
Практические занятия. Самостоятельная обработка по теме и анализ отснятого материала.
Тема 15.5. Слои. Принцип использования слоёв. Прозрачность, смешивание слоёв.
Практические занятия. Отработка съёмки в студии и на пленэре. Анализ отснятого материала.
16. Что такое современная фотография.
Тема 16.1. Fine Art. Определение понятия для фотографии. Основная парадигма. Временные рамки периода.
Практические занятия. Самостоятельная съёмка по теме и анализ отснятого материала.
Тема 16.2. Авангард. Изобретение 35-мм камеры О. Барнака как предпосылка возникновения классиков немецкого и русского авангарда. Приёмы.
Практические занятия. Использование практических навыков для имитации авангардной фотографии.
Тема 16.3. Прямая фотография. Примеры работ группы F56.
Практические занятия. Проведение съёмки в школе, дома, на даче и т.д. Анализ отснятого материала.
17. Алгоритм съёмки.
Тема 17.1. Придумываем съёмку. Выбор и обсуждение образа на примере съёмки индивидуального портрета, группового портрета. Основные правила размещения группы. Выбор места съёмки. Выбор фона, организация световых условий съёмки.
Практические занятия. Самостоятельная разработка и презентация образа по теме и последующий анализ представленного. Игровая отработка возможных вариантов.
Тема 17.2. Проводим съёмку. Анализ реализации съёмки фотопроекта на примере видеозаписи урока.
Практические занятия. Проведение запланированной съёмки.
Тема 17.3. Анализируем результат. Сравниваем воплощение идеи съёмки по отдельным критериям.
Практические занятия. Обсуждение возможных вариантов размещения фотографии в СМИ и работы с фотографическими агентствами.
Тема 17.4. Исправляем ошибки и готовим результат. Проведение анализа альтернативных вариантов воплощения идеи, внесение новых деталей и удаление ненужного.
Практические занятия. Съёмка дополненного варианта. Подготовка окончательного варианта фотографии. Печать.
18. Итоговый раздел. Просмотр творческих работ. Подведение итогов обучения за год. Итоговая диагностика.
Методическое обеспечение программы
В основу программы положен принцип взаимодействия педагога с
воспитанником, предоставляющий ему возможность самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни. При составлении тематических планов учитывались возрастные особенности ребенка. Используется методика коллективной творческой деятельности. Формы работы - индивидуально-ориентированные, формирующие самостоятельность, уверенность в своих силах и ответственность обучающихся.
Форма занятия:
групповая;
индивидуальная.
Реализация обучения происходит через различные компоненты учебного
процесса: содержание, приёмы и методы, организационные формы и средства
обучения. Применение тех или иных методов и приёмов реализации направления Основы фотосъёмки определяется целями обучения и специфическими элементами содержания. При этом учитывается характер учебного материала, его сложность и практическая значимость, а также наличие у учащихся определённого жизненного опыта. Каждый этап обучения подразумевает овладение ребенком определенным уровнем знаний, умений и навыков, а также развитие его личностных качеств, воспитание художественного вкуса.
Занятия проходят в форме лекций, бесед, сообщений, практических занятий в
аудитории и лаборатории, съёмке в различных жанрах, выхода на пленэр.
Специфика данной программы позволяет использовать не только многообразные формы обучения, но и различные методы и приемы.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный: педагог, проводя беседы-лекции, рассказывает и показывает на схемах, фотографиях, макетах новый материал;
репродуктивный: учащиеся изготавливают модели фотографии по
образцу;
диалогический; диалог между педагогом и учащимся, обсуждение и создание личных комплексных планов. Обеспечивается более прочное усвоение знаний путем обсуждения возникающих проблем во время практических занятий;
частично- поисковый: учащиеся совместно с педагогом проводят поиск новых решений. Это могут быть технологические процессы обработки, создания цифровых, негативных и позитивных изображений, применение в практической работе экспериментально-расчетных систем, оборудования, оптических систем и т. д.
мотивации и стимулирования учебно–познавательной деятельности: создание ситуации успеха, предъявление требований морального, технологического уровня и
приучение к их выполнению, эмоциональное воздействие.
Учебная нагрузка на занятии распределяется с учетом познавательной
деятельности и психофизиологических особенностей учащихся. Каждое занятие содержит теоретический материал и практическую работу, таким образом, теория всегда подкрепляется практикой. Чисто теоретические занятия не стимулируют интереса к предмету, практические – вызывают потребность
получения реального результата, по программе на 1 теоретическое занятие
отводится 3-4 практических.
Теоретические занятия сопровождаются демонстрацией методического
материала (фотографии, цифровые файлы, дидактический материал, литература, журналы, слайды, фототехника, фотоматериалы и т.д.). Используются наглядно- иллюстративные приёмы: это материалы интернет сайтов, просмотр видеофильмов, диапозитивов, периодики, файлы, фотографии и иные элементы ознакомления с творчеством выдающихся мастеров прошлого и настоящего. Наглядность на занятиях используется не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу обучающихся.
Практические занятия включают в себя фотосъёмку, последующую обработку отснятого материала, на компьютере и т.д.
Лабораторно-практические занятия направлены на получение и закрепление
знаний (теоретического характера), овладение приемами работы с лабораторным оборудованием. В зависимости от основной дидактической цели, лабораторно-практические работы делятся на иллюстративные (самостоятельно выполняют работу по известному учебному материалу – репродуктивный уровень) и исследовательские (самостоятельно усваивают новые знания – творческий, высший уровень).
Для обеспечения успешного освоения данной программы разработаны:
Планы-конспекты занятий по темам;
Портфолио для учащихся (образцы работ, журналы и т.п.);
Создано АРМ педагога (рабочее место);
Карточки с заданиями;
Чайнворды (см. Приложения)
В качестве дидактических материалов при реализации программы
используются:
1. специальные каталоги фотографий;
2. фотографические журналы;
3. подборки фоторабот педагогов и бывших воспитанников объединения;
4. материалы со специализированных сайтов в Интернете;
5. карточки - задания.
6. наглядные пособия для выполнения фотографий.
7. компьютер (программы, диски с пошаговой интерактивной обучающей системой и т.д.).
Материально-техническое обеспечение
Помещение: столы, стулья, магнитно-маркерная доска, шкаф для пособий.
Цифровые фотокамеры Canon 600D ;
Персональный компьютер (PC, Windows 7, Intel Pentium or AMD Athlon™ 1.8 -2.4 GHz,1920x1080, DirectX 9 or 10 compatible graphics card with 128 MB…) – 8 комплектов;
Фотовспышки компактные любой конструкции;
Радиосинхронизатор;
DVD-R, DVD-RW 8см – 10 штук;
DVD-+R, DVD-+RW 12см – 20 штук;
Микрофон Rode mic pro – 2 штуки;
Компьютерные программы Adobe Photoshop, Sony Vegas Pro 14 (лицензионные) – 2 комплекта;
Штатив Manfrotto– 2 штуки;
Цифровой проектор;
Принтер цветной Epson L805 – 1 штука;
Комплект объективов Nikkor 18-105, 50, 55-300
Рамки для фотографий, расходные материалы – по необходимости.
Список литературы
для обучающихся.
1. Агафонов А., Пожарская С. Фотобукварь. – М., 1993.
2. Барг П. Цифровая фотография. – М.: Гранд, 2005.
3. Грегори Р. Разумный глаз. – М., 1972.
4. Даниэль С. Искусство видеть. – М., 1990.
5. Дыко Л. Беседы о фотомастерстве. – М., 1977.
6. Дыко Л., Головня А. Фотокомпозиция. – М., 1962.
7. Дыко Л., Иофис Е. Фотография, ее техника и искусство. – М., 1960.
8. Иофис Е. Справочник фотолюбителя. – М., 1977.
9. Луински Х., Магнус М. Портрет. Фотокнига. – М.: Планета, 1991.
10. Морозов С. Русская художественная фотография. – М.: Искусство, 1961.
11. Морозов С. Творческая фотография. – М., 1985.
12. Надеждин Н. Цифровая фотография. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
13. Поллак П. Из истории фотографии. – М., 1982.
14. Проблемы композиции. – М., 2000.
15. Рышков Ю. Краткая история советского фотоаппарата (1929-1991). –
Ростов н/Дону: ПТК Искусство, 1993.
16. Сыров А. Первые русские фотоаппараты. – М.: Изд-во Госкино, 1951.
для педагога
Книги
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974.
2. Арнхейм Р. О природе фотографии // Психология художественного
творчества. – Минск, 1999.
3. Басин Е. Семантическая философия искусства. – М., 1979.
4. Выготский Л. Психология искусства. – М., 1987.
5. Лапин А. Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом. – М.: Издатель
Гусев Л. М., 2005.
6. Лапин А. Фотография как … – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
Журналы:
1. Фотомагазин
2. Фототехника
Справочники:
1. Краткий справочник фотолюбителя (Сост. и общ. Редакция Н.Д.
Панфилова и А.А. Фомина – доп. – М.: Искусство,1985 г. – 386 с., ил.
2. Фотокружок в школе Иофис Е.А. М., Просвещение, 1973 г.
3. Иллюстрирование пособие по обучению фотосъемке - практическое
пособие
4. Курский Л.Д., Фельдман Я.Д.– М.: Высш. шк., 1991 г. – 160 с.: ил.
5. Фотография АСТ Астрель
6. Фото букварь, Агафонов А.В., Пожарская С.Г. М.: -1993 .
7. Фотосалон на дому. Серия Супер!. Белов Л. Ростов на Дону:
Феникс, 2004 . - 192 с.
8. Светофильтры Р. Хеймен пер. с англ. – М.: Мир, 1988 г – 216 с., ил.
9. Практическое руководство по фотосъемке. Джон Хеджкоу. Омега.
Москва 2004
10. Техника пейзажной фотографии Дж. Уэйд. изд. Мир 1989.
11. Свет и освещение Д. Килпатрик. Москва Мир 1988.
12. Основы композиции в фотографии Л. П. Дыко. Москва ВЫСШАЯ
ШКОЛА 1988.
2