Публикации Конспект "Занятие-игра составление рассказа о зиме для детского журнала"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект "Занятие-игра составление рассказа о зиме для детского журнала"
Автор: Колодина Ирина Григорьевна

МБОУ Одинцовская СОШ№1 дошкольное отделение-детский сад №23Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Игра-занятие «Составление рассказа о зиме для детского журнала». Подготовила воспитатель: Колодина Ирина Григорьевна МО г. Одинцово -2023г.Тема: Игра-занятие «Составление рассказа о «Зиме».Цель: Учить детей при составлении рассказа о «Зиме» указывать время действий с использованием разных типов предложений (простых и сложных).Задачи: Образовательные: Закреплять умение подбирать определения к заданным существительным. Совершенствовать структуру предложений в связной речи с использованием ситуации письменной речи (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ); Воспитательные: Воспитывать интерес к занятию при помощи игры «Живые слова» отвечать на вопрос, при этом громко произносить: одно слово, все слова по порядку, оставшиеся слова по порядку, называть слова вразбивку.Ход занятияОрганизационный момент. Воспитатель: Ребята посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и улыбнемся им. Придумано кем – то просто и мудро – При встрече здороваться: - Доброе утро! Доброе утро! – солнцу и птицам.Доброе утро! – улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера. Введение в ситуацию, мотивация. На интерактивной доске изображены картинки (ручка, блокнот, фотоаппарат, диктофон, видеокамера). Воспитатель: Ребята, посмотрите перед вами картинки-посмотрите и скажите какие предметы вы видите? Дети: Ручка, блокнот, фотоаппарат, диктофон, видеокамера. Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, кому нужны для работы эти предметы? Дети: Журналисту. Воспитатель: Где работают журналисты? Дети: На телевидение, радио, в редакциях журналов, газет. Воспитатель: Какие должны быть журналисты? Дети: Умные, честные, правдивые, смелые, отважные, грамотные. Воспитатель: Молодцы ребята. Я предлагаю вам сегодня стать журналистами и создать свой журнал. Темой нашего журнала будет ответ на загадку. Сейчас я загадаю загадку, а вы отгадайте. Тройка, тройка прилетела Скакуны в той тройке белой. А в санях сидит царица Белокожа. БелолицаКак махнула рукавом – Все покрыла серебром! Дети: Зима Воспитатель: Молодцы ребята, вы отгадали загадку. А что эта за тройка? Дети: Это зимние месяцы – декабрь, январь и февраль. Воспитатель: Верно. Вот и мы наш журнал посвятим зиме. Подумайте, как мы назовем наш журнал? Дети: «Чудесная зима», «Зимнее волшебство», «Зимняя сказка». Воспитатель: «Зимняя сказка» - назовём наш журнал. Создание журнала - основная часть занятия 1. На первой странице нашего журнала мы помести поговорки и приметы о зиме. Ребята посмотрите на экран. Сейчас я буду вам показывать иллюстрации, а вы вспомните, и скажите какие поговорки подходят к этим иллюстрациям. 1 Без мороза вода не замерзнет2. Где снег - там и след3. Синица к избе – зима на двор4 Дым из трубы столбом- к холодам.5 Деревья в инее – небо будет синее.6. Зим снежная – лето дождливое.Воспитатель: Молодцы ребята. Первая страница нашего журнала готова. 2. Ребята, а сейчас мы переходим к следующей странице нашего журнала. В ней мы с вами поместим стихотворение, а вы слушайте внимательно и добавляйте соответствующие слова: С неба падают пушинкиВот веселье для ребят –Серебристые …. (снежинки) Все сильнее …. (снегопад) На полянку, на лужок Все бегут вперегонки Все снижается…. (снежок) Все хотят играть в …(снежки) Словно в белый пуховик Словно в сказке, как во сне, Нарядился … (снеговик)Землю всю украсил … (снег ) Ребята какие слова вы отгадали в стихотворении? Дети: Снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снег. Воспитатель: Правильно. 3. Скажите ребята, а вам нравится зима? Давайте поиграем с вами. Будем передавать снежок по кругу, и называть какая бывает зима. Игра «Снежок». Дети: Морозная, снежная, веселая, короткая, суровая, пушистая, белая, холодная, вьюжная, красивая, серебристая, волшебная. Воспитатель: Молодцы, ребята. Правильно вы ее охарактеризовали. Мы выяснили с вами, что зима бывает разной. 4. Игра «Живые слова». Тоже будут на страничках нашего журналаВоспитатель: Сегодня вы вспомнили и придумали много разных слов о зиме: холодная, морозная, снежная; о снеге: пушистый, белый, искристый. Послушайте и догадайтесь, о чем я буду говорить – о зиме или о снеге. Падает пушистый белый… Про что я сказала? (Про снег.) Что я сказала про снег? (Падает пушистый белый снег.)Воспитатель: Ребята, вы умеете играть с куклами, машинами. А знаете ли вы, что со словами тоже можно играть? Хотите я вас научу?Эта игра называется «Живые слова», потому что в ней словами становятся дети. Кто хочет быть словом? (По желанию вызываются трое детей.)Теперь вы необычные дети, а дети – слова. Ты, Настя, - слово деревья. Какое ты слово, Настя? Скажи громко. Каким словом стала Настя? Варя – слово покрыты. А Саша – слово снегом. (Аналогично задаются вопросы этим детям – «словам» и всей группе.)Воспитатель: Наши «слов-дети» стоят по порядку, слева-направо. Настя скажет свое слово и даст руку Варе, потом Варя скажет свое слово и даст руку Саше, последним слово скажет Саша. А все будут слушать. Начали.Воспитатель: Что сказали эти «слова»? (Про деревья.) Что они сказали про деревья? (Деревья покрыты снегом.) Какое первое слово? Какое второе и третье? Какое слово Варя? Покажи слово «снегом». (и т.п.)Воспитатель: Теперь я хлопну в ладоши, и «слова» пойдут и встанут в любом месте группы, где захотят, а когда позову: «Слова» ко мне!» - снова встанут по порядку. (Воспитатель хлопает, «слова» расходятся по группе.)Воспитатель: «Слова» наши ушли. Вы хорошо запомнили их? Где слово покрыты? Какое слово стоит у окна? Какое слово Настя? А вы помните, что они сказали? (Дети отвечают на вопросы и повторяют предложение.) Правильно. Я снова позову «слова», а вы проверьте, правильно ли они встанут: «Слова», ко мне!» (Дети – «слова» подходят и встают по порядку.) Мы сейчас проверим, правильно встали наши «слова» Называйте свои «слова». (Педагог следит за тем, чтобы дети громко и правильно произносили слово и брали за руку рядом стоящего. Если дети-«слова» ошибутся, их исправляют дети с мест.)Воспитатель: Саша скажи громко, какое ты слово? Правильно, ты слово снегом. (Предлагает слову снегом сесть на место). Теперь не стало слова снегом. Кто может назвать слова, которые остались? (Деревья покрыты.) Давайте проверим. «Слова», назовите себя. (Слово- покрыты тоже садится на место.) Какое слово у нас осталось? (Деревья.)Воспитатель: Вот мы и познакомились с игрой «Живые слова». Почему так называется игра? (Дети отвечают.) Правильно, потому что «словами» были дети: они громко произносили свои слова, брали друг друга за руки, расходились по группе и снова вставали по порядку. В следующий раз мы снова будем играть в эту игру. Воспитатель: Сядем за столы и перейдем к следующей странице нашего журнала. В ней мы разместим рассказ о зиме, он будет называться очерком. Рассказ составляется по опорным схемам.Придумывание рассказа о зиме. Схема рассказа-описания по теме «Времена года».
  • Состояния неба и солнца в данное время года.
  • Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
  • Как одеваются люди в данное время года.
  • Поведение птиц в данное время года.
  • Поведение животных в данное время года.
  • Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.
  • Пример:Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду - шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки. Воспитатель: Молодец Даша хороший получился у тебя очерк. Мы твой очерк поместим в нашем журнале. Воспитатель: Ребята, для нашей следующей страницы нужна помощница. Угадав загадку, мы с вами узнаем, кто нам поможет в создании художественной страницы нашего журнала. Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке.Дети : КисточкаРебёнок -Кисточка: Здравствуйте ребята! Я веселая кисточка. Звали меня на помощь? Дети: Да Кисточка: Слышала, что вы хотите стать журналистом, и даже пробуете создать свой журнал? Воспитатель: Да, верно, Кисточка! Последнюю страничку нашего журнала мы хотели бы сделать художественной, поэтому тебя и позвали на помощь.Кисточка: Спасибо конечно помогу Так о чем ваш журнал?Дети: О красоте зимней природы в картинках, пословицах, в стихах.Кисточка: Хорошо! Я вам предлагаю поместить в ваш журнал картину, которую вы сами нарисуете все вместе. А для этого я вас превращу в художников, но это волшебство будет на следующем занятии Воспитатель: Ну, что же журнал наш будет готов завтра. Вы славно потрудились, и я думаю наш журнал очень понравится читателям. А вам понравилось быть журналистами? В следующий раз мы будем собирать материал для детской газеты.