Публикации
Музыкально-интерактивные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся младших классов
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Музыкально-интерактивные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся младших классов
Автор: Морозова Екатерина владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Музыкально-интерактивные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся младших классов
Автор: Морозова Екатерина владимировна
Музыкально-интерактивные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся младших классовВведение. В Кодексе об образовании (Ст. 18.5) отмечено, что на современном этапе развития общества система образования претерпевает изменения. Учреждения образования по решению Правительства Республики Беларусь или уполномоченного им органа могут реализовывать экспериментальные образовательные программы, международные образовательные программы. Современная система образования Республики Беларусь основной задачей считает для себя совершенствования качества образования, отвечающего потребностям развития личности, общества и устойчивому развитию страны [2]. Экспериментальные образовательные программы предполагают использование современных методов обучения. Информационно-коммуникационные технологии являются инновационным подходом в современной школе. В данном направлении, одной из форм обучения учащихся младших классов является музыкально-интерактивная игра.Целью статьи является определение значимости музыкально-интерактивных игр в самостоятельной работе в рамках познавательной деятельности.Основная часть. Понятие «образовательное пространство» – это система условий формирования личности школьника, возможность ее развития в социальном и предметном окружении. Виртуальная образовательная среда – информационное пространство, включающее в себя комплекс компьютерных средств и технологий, которые помогают осуществлять управление содержанием. Данную среду можно отнести к инновационной, так как она способствует изменению отдельных частей и компонентов содержания, путём внедрения новых элементов. С помощью виртуальной образовательной среды учебная деятельность приобретает новый творческий характер, в процессе самостоятельного овладении обучающимися знаниями. Применение интерактивных методов обучения помогает педагогу решить ряд воспитательных задач: развивать самостоятельность, активность, умение находить творческий подход. Одним из основных методов активного обучения учащихся младших классов является игра, которая имеет многовековые исторические корни и выполняет обучающую развивающую воспитывающую, социализирующую и досуговую функцию. По мнению Ж. Пиаже игра в первую очередь, влияет на развитие детского интеллекта [3]. Г.В. Плеханов считал, что игра подготавливает подрастающие поколение жизни в социуме [4]. В последнее десятилетие в ходе проведения фундаментальных исследований учеными Й. Хейзингом, Р. Кайуа, Ж. Жироду получила место теория о феномене игры в общекультурном наследии цивилизации [5]. Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что игровая деятельность помогает в усвоении детьми модели социального поведения. а также интеллектуального развития. Стремительно развивающие информационно-компьютерные технологии предоставили возможность качественно осуществлять образовательную деятельность учащихся: осуществлять учебную поисковую деятельностью в Интернете, самостоятельно изучать материал электронных учебников, создавать презентации, изучать дидактический материал и использовать в самостоятельной игровой деятельности интерактивные игры. Интерактивные игры как составляющие медиаобразования помогают школьникам совершенствовать медиаграмотность и активно использовать возможности информационного поля телевидения, видео, прессы, Интернета. Интерактивные игры зеркально связаны с темами школьной программы. Необходимым условием их использования является учет возрастных особенностей школьников, наличие творческой составляющей в деятельности, ориентацию на системный деятельный подход в поисковой и проектной деятельности. Важным фактором интереса школьников в самостоятельном использовании интерактивных игр является оригинальность названия, четкость и лаконичность изложения правил. Не менее важным дополнением к использованию интерактивных игр является пакет рекомендаций для педагогов, школьников, родителей.По мнению Ю.Н. Князева, в основе музыкально-интерактивных игр находится задача, которая содержит познавательную трудность, ориентированную на перспективный уровень умений [1]. Данная деятельность способствует повышению познавательной активности, систематизации, получению и поиску знаний, принятию решений, в том числе и нестандартных, умению оценивать ситуацию, дискутировать, делать выводы.На базе учреждения ГУО «Средняя школа № 14 г. Полоцка», был внедрён перечень музыкально-интерактивных игр для самостоятельного использования учащимися младших классов. Цель эксперимента заключалась в определении степени эффективности использования музыкально-интерактивных игр для повышения познавательного интереса, а также стимулированию к дальнейшей поисковой и исследовательской деятельности учащихся.Музыкально-интерактивные игры включал в себя следующие задачи:формирование стойкого интереса к музыкальному искусству; воспитание эстетического вкуса; развитие творческих навыков в познавательной и исследовательской деятельности. Подготовка игр, сопровождалась следующими этапами работы (Табл.1).Таблица 1 – Этапы подготовки игр Игры разработаны педагогам учреждения дополнительного образования. В качестве материала использовалась: учебная программа 3 класса по предмету «Музыка», компьютерная программа Microsoft PowerPoint, набор графических и анимационных изображений, аудио дорожки, критерии определения познавательной активности. Для более осмысленного понимания всего алгоритма используемого материала, учащиеся были ознакомлены с правилами применения и использования данных игр в самостоятельной работе. Были предоставлены рекомендации относительно поиску информации связанной с конкретными заданиями в играх, с целью точного и полного ответа игроков. Список музыкально-интерактивных игр представлен следующими играми, направленными на развитие познавательной активности учащихся (Табл.2).Таблица 2 – Цель музыкально-интерактивных игрПо завершению данного эксперимента была проведена диагностика при помощи индивидуальных заданий для каждого учащегося с целью определения степени познавательной активности после прохождения музыкально-интерактивных игр. Систематизировав полученные данные, было определено положительное влияние интерактивных игр на активизацию познавательной деятельности учащихся, а также возникновению стимула для самостоятельной деятельности.Заключение. На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Применение музыкально-интерактивных игр в самостоятельной работе реализует задачу образовательного процесса нашей республики определяющей инновационный подход к системе обучения как средство повышения эффективности данного процесса. Интерактивные игры в самостоятельной работе способствуют повышению интереса учащихся к познавательной, поисковой деятельности, стимулирования к освоению новых знаний, а также вычленение собственного вывода относительно изученной информации. Осознанное глубокое осмысление и понимание материала способствует формирования компетентно-зрелой личности как будущего члена общества. Список цитированных источников:Дубогрызова, Е.Н. Интерактивные компьютерные игры с музыкальным сопровождением в развитии творческого потенциала ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: . – Дата доступа: 13.12.2022. Кодекс Республики Беларусь об ОбразованииСтатья 18. Воспитание в системе образования / Kodeksy – by.com [Электронный ресурс]. – Режим доступа: . – Дата доступа: 24.11.2022. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: Просвещение, 1969. – 659 с. Помелов, В.Б., Плеханов, Г.В. Современная педагогическая мысль. Проблемы непрерывного образования / В.Б. Помелов, Г.В. Плеханов. – М.: ВятГГУ, 2007. – 14 с. Яшкова, Л.А. Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе использования проблемных ситуаций. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: . – Дата доступа: 13.11.2022