Публикации Современные методы работы классного руководителя по сплочению коллектива младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные методы работы классного руководителя по сплочению коллектива младших школьников
Автор: Бахвалова Марина Валериевна

Бахвалова Марина ВалериевнаСОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СПЛОЧЕНИЮ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВАннотацияВ данной статье рассматриваются сущность понятия «коллектив», стадии развития ученического коллектива в начальной школе, представлены методы и формы организации работы по сплочению и развитию ученического коллектива.Ключевые слова: метод, форма, классный руководитель, младший школьник, коллектив, начальная школа.Коллектив – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Окружение определяется в соответствии с отношением человека к труду, обществу, людям и самому себе. Именно в коллективе происходит процесс формирования творческой индивидуальности. Коллектив выступает как наиболее существенная социальная среда, в которой воспитываются потребности, определяются задатки, способности личности. Сегодня младшие школьники много времени проводят в образовательном учреждении. Именно тут они участвуют в игровой, познавательной, образовательной, творческой деятельности, учатся общению и налаживанию отношений с другими, а, значит, так складывается умение жить в коллективе. Коллектив играет исключительную роль в формировании подрастающего человека, его социализации [2].Коллективу детей младшего школьного возраста свойственны многосторонние связи, совместная деятельность его членов. Всё это способствует всестороннему развитию личности, приобретению опыта активного участия в жизни общества.Для младшего школьника, как правило, детский коллектив – это один и тот же класс. Так же и педагоги, на протяжении нескольких лет работают с одним коллективом детей. Можем говорить о том, что среди огромного количества организационно-педагогических вопросов, решаемых в современном образовательном учреждении, проблема формирования коллективических качеств занимает одно из ведущих мест. Каждый учитель должен позаботиться о том, чтобы создать такую среду, при котором будет происходить формирование дружного детского коллектива, его развитие и совершенствование. Педагогу крайне важно четко понимать педагогические условия, формы и методы формирования коллективических качеств у младших школьников. Начинать педагогическое воздействие по данному направлению нужно уже с первого класса. Проблемуформирования коллективических качеств детского коллектива рассматривали многие отечественные педагоги и психологи. Теоретические основы формирования коллектива и воспитания в нем разработали Н.К. Крупская и А.С. Макаренко.А.С. Макаренко описал подробную технологию формирования коллектива: этапы, принципы, стадии развития коллектива. Н.К. Крупская в своих статьях и выступлениях раскрыла пути формирования детского коллектива, отметила неоспоримую значимость коллектива в социализации младших школьников. Коллектив Н.К. Крупская рассматривала как среду развития ребёнка, а коллективную деятельность – как важное условие при организации и единении детей в коллективе. Последующее развитие идеи А.С. Макаренко и Н.К. Крупской получили в педагогическом опыте и трудах С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, Л.И. Новиковой [3].Каждая социальная группа представляет собой определённую человеческую общность, которая выделяется среди других. Отличия могут быть по национальным, родственным, классовым признакам, характеру совместной деятельности.С точки зрения социальной психологии коллектив как малая группа выступает частью социальной среды, где проходит жизнь человека и которая значительно обуславливает его социальное поведение, определяет конкретные мотивы его деятельности, влияет на формирование его личности. Л.И. Новикова, доктор педагогических наук, считает, что малая группа представляет собой своеобразную человеческую общность, которой свойственны такие характеристики: число элементов; отношение между ними; иерархия отношений; разделение труда: совместность, координация деятельности; процессы организации и управления. К ранее названным признакам группы часто ученые и педагоги добавляют единые ценности и нормы поведения, общие интересы и цели [4]. Выделяют три стадии развития коллектива. Рассмотрим их более подробно.Первая стадия развития коллектива. Коллектив - цель воспитательных воздействий педагогов. Учитель стремится превратить группу младших школьников в единство, где взаимоотношения детей определяются исходя из содержания их деятельности, ее целей, задач, ценностей, где создаются условия, которые обеспечивают схожесть взглядов, оценок детей. Определение сформированности этого состояния происходит по степени заинтересованности детей в совместной деятельности, развитию коллективных связей, реакции учеников на нарушение установившихся в коллективе норм жизни [2].Вторая стадия развития коллектива. Коллектив - инструмент целенаправленного формирования определенных личностных качеств воспитанников. На этой стадии более развиты системы внешних связей; более заметно стремление младших школьников к достижению целей, поставленных в коллективе. В коллективе устанавливаются требования соблюдения определенных норм и правил поведения.Вместе с этим, все хорошее, чем насыщается коллектив от окружающей его среды, передается всем воспитанникам, что способствует обогащению личности каждого ребенка. На данном этапе основная цель учителя заключается в использовании всех возможностей детского коллектива для реализации тех воспитательных функций, ради которых создается коллектив [2].Третья стадия развития коллектива. Цель педагога - корректировка общественного опыта и развитие творческой индивидуальности каждого отдельного младшего школьника. На момент этой стадии отмечается атмосфера доброжелательности каждого по отношению к каждому, проявляется высокий уровень требовательности, социальных ожиданий, которые, в свою очередь, стимулируют раскрытие положительных сторон личности ребенка. Коллектив становится той силой, которая побуждает детей к самовоспитанию [2].Процесс развития и управления коллектива един, определение трех вышеназванных стадий является условным, так как при создании ученического коллектива в начальной школе, организации его жизнедеятельность, учитель, вместе с тем, регулирует возникающие в коллективе детские отношения. На каждом этапе развития детского коллектива характер управления им со стороны педагогов различен.Сплочение коллектива младших школьников – это одна из важных задач классного руководителя. В процессе организации и воспитания ученического коллектива большая роль отводится традициям. Для сплочения коллектива можно завести свою, необычную традицию. Например, обмен настроением, обсуждение новостей в начале каждого рабочего дня. Не стоит оставлять без внимания и новые научные открытия, и удивительные явления в природе, успехи и неудачи спортивных российских и республиканских команд, и просмотренные фильмы, – то есть все, что взволновало и вызвало интерес учащихся.Важным методом сплочения детского коллектива выступает проведение психолого-педагогической диагностики, которая представляет собой оценочную практику, нацеленную на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально – психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Для развития и сплочения коллектива младших школьников можно использовать разнообразные методы и формы организации работы (см. рис. 1) [1].Рис. 1 - Методы и формы организации работы по сплочению и развитиюВсе перечисленные методы и формы работы с коллективом определяют направление развития детского коллектива, изменения в структурно-организационном, эмоционально-ценностном, операционно-деятельностном компонентах сформированности коллектива детей младшего школьного возраста [3]. Таким образом, коллектив - это средство нравственного и духовного развития младших школьников, поэтому учитель должен владеть различными методами и формами управления детским коллективом. На стадии младшего школьного возраста учитель выступает главным помощником, наставником и другом. Учителю отводится огромная роль в формировании детского коллектива, так как он оказывает существенное влияние на развитие, воспитание учащихся. Процесс формирования классного коллектива в начальной школе имеет свои особенности, которые обусловлены психологическими характеристиками младших школьников, их взаимоотношением с педагогом. В зависимости от того, какое место в коллективе займет тот или иной ученик, будет зависеть его общественное самочувствие, психологический и мотивационный настрой, наличие дружеских связей.Список использованных источников:
  • Богович, Л.И. Личность и её формирование в детском коллективе [Текст] / Л.И. Богович. – СПб.: Питер, 2017. – 174 с.
  • Колинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений / Я.Л. Колинский. – М.: Юрайт, 2019. – 201 с.
  • Коникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Коникова. – М.: Научная книга, 2015. – 307 с.
  • Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории [Текст] / Л.И. Новикова. – М.: Педагогика, 2011. – 322 с.