Публикации
Опыт подготовки и проведения игр в преподавании экономических дисциплин
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опыт подготовки и проведения игр в преподавании экономических дисциплин
Автор: Ирина Георгиевна Щеглова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опыт подготовки и проведения игр в преподавании экономических дисциплин
Автор: Ирина Георгиевна Щеглова
Опыт подготовки и проведения игр в преподавании экономических дисциплинВозрастающие требования к уровню профессиональной компетентности специалистов экономического профиля, приближение системы экономического образования до уровня современных стандартов требует разнообразия форм и методов организации учебного процесса.Внедрение интерактивных методик в преподавание профессиональных дисциплин дает возможность в корне изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект. Студент становится соавтором лекции, практического или семинарского занятия. Подход к студенту, который находится в центре процесса обучения, основывается на уважении к его мнению, на побуждении к активности, на поощрении творческой исследовательской деятельности. Интерактивность дает студентам возможность активно вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, получать более точные и доступные пояснения по неясным для них разделам и фрагментам учебного материала. Одним из преимуществ работы преподавателя является творческий характер работы, необходимость и возможность постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень и педагогическое мастерство.В Донецком политехническом колледже преподаются различные экономические дисциплины: «Менеджмент», «Планирование и организация деятельности предприятия», «Экономика и нормирование труда» студентам экономических специальностей; «Экономика организации» «Экономика, организация и планирование производства», «Основы управленческой и предпринимательской деятельности» - студентам технических специальностей. При этом используются различные интерактивные методики, в том числе игры:• мини – тренинги;• кейсы• ситуационные деловые игры;• инновационные деловые игры;• стратегические деловые игры;• бизнес -симуляции;• ролевые деловые игры.• индивидуальные и групповые проектыДля формирования общих и профессиональных компетенций у студентов разных специальностей ОУ СПО, а особенно - экономического направления важную роль играют деловые игры.Деловая игра - средство моделирования разнообразных видов профессиональной деятельности, методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Использование различных игровых технологий зависит от уровня подготовленности и развития студентов. Так, на II курсе при преподавании дисциплины «Менеджмент», «Основы управленческой и предпринимательской деятельности» используются ситуационные игры и проводятся практические задания с элементами ролевой игры.При рассмотрении темы «Конфликты и пути их разрешения» студенты активно ищут пути и способы решения конкретных производственных ситуаций, поставив себя на место работников предприятия.При изучении темы «Элементы организации процесса управления» проводятся практические занятия с элементами ролевой игры «Уровни управления». Студенты выбирают себе руководящую должность и с позиции своего уровня управления объясняют функции, цели и задачи каждого уровня. По итогам обучения на II курсе в группах ЭКБ проводится итоговая деловая игра на тему «Деловое общение», при подготовке к которой студенты используют знания и умения, полученные по всем дисциплинам второго курса («Экономика организации», «Маркетинг», «Менеджмент», «Информационные технологии» и др.). Студентам ставится задача: - создать свою фирму-предприятие, - разработать рекламу продукции, - провести анкетирование по выявлению пожеланий покупателей, - подготовить, заполнить документы для поступления на работу в фирму. Во время проведения игры студенты демонстрируют знания и практические навыки по проведению делового телефонного разговора, деловой беседы, собеседования по приему на работу. При этом показывают презентации, видеоролики, применяя интерактивные доски и другое мульти медийное оборудование.На III курсе, с ростом подготовленности студентов, при изучении дисциплины «Планирование и организация деятельности предприятия» можно использовать более сложные интерактивные методы. Так, после изучения темы «Теоретические основы планирования» в группах ЭКБ и ФИН проводится семинар в виде деловой интеллектуальной игры «Самый умный».Со студентами – экономистами III курса проводились и стратегические деловые игры на тему «Организация стратегического планирования». Группа создавала виртуальную корпорацию, а каждая подгруппа студентов - отдельные филиалы – предприятия. Разрабатывали презентацию, миссию, цели, задачи предприятий, их производственную и управленческую структуры; используя методы стратегического анализа, студенты создавали планы стратегического развития филиалов и фирмы в целом.По теме «Тактическое планирование» в группе ЭКБ был проведен семинар – практикум в виде деловой игры на тему «Организация тактического планирования». Команды не только создали свое предприятие, но и по полученному заданию, используя ноутбук и программу MS Excel провели расчет разделов тактического плана (каждая команда – отдел по своему направлению деятельности: расчет производственной программы, расчет численности и фонда оплаты труда, расчет себестоимости и цены продукции). Затем команды презентовали свои тактические планы на мультимедийной доске, аргументировано защищая свои расчеты. Методика бизнес – симуляции использовалась при проведении игры в группе ЭКБ 3 курса на тему «Оценка эффективности и презентация бизнес – планов предприятия». Команды получили задание разработать бизнес – планы своих предприятий для участия в конкурсе по развитию малого бизнеса в Донецке «Мой любимый город». Затем на открытом занятии проводилась презентация и защита командами своих бизнес – планов.Такая интерактивная методика, как создание проектов, использовалась при подготовке и проведении семинара – деловой игры на тему «Производственная программа и ее обоснование производственной мощностью». Задачи, решаемые в игре:- создание предприятия- корпорации и ее презентация;- разработка подгруппами студентов презентаций своих фирм с рекламой продукции и обоснованием плана продаж;- разработка проекта по оптимизации своей производственной программы с целью освоения новых инвестиций.В январе среди студентов 3 курса в группе ЭКБ по предмету «Планирование деятельности предприятия» был проведено открытое практическое занятие деловая игра на тему «Разработка структуры бизнес- плана. Применение портфельных матриц в бизнес- планировании». Студентами группы были созданы 3 команды, которые в соответствии с полученным вариантом выполняли задания по применению портфельных матриц в формировании делового портфеля и определению бизнес- стратегий развития предприятия. При этом использовались портфельные матрицы Мак- Кинси и модели БКГ, прикладные программы Excel, Power Point, показатели работы предприятия. Итак, опыт работы преподавателя показывает, что при использовании в учебном процессе игровых интерактивных методов обучения студенты начинают: логично, последовательно, четко и аргументировано думать; развивать аналитические способности; убеждать аудиторию в верности своих идей; брать на себя ответственность за принятое решение; анализируя ситуацию, предвидеть возможное развитие событий; формулировать аргументированный план действийИспользование этих игровых интерактивных методов позволяет студентам решать следующие задачи: принимать управленческие, хозяйственные, производственные, социально - психологические решения; осуществлять разнообразное взаимодействие: переговоры, дискуссии, публичная презентация материала; позволяет получить навыки адаптации к новой среде; позволяет овладеть системой знаний, умений и навыков по конкретной профессии в реальной производственной ситуации. создает необходимую мотивацию для изучения тем курса; создает эмоциональную окраску обучения. Следовательно, использование игровых интерактивных методов обучения в преподавании экономических дисциплин позволяет значительно активизировать процесс формирования профессиональных компетенций обучения студентов, улучшить его качество и подготовить их к дальнейшей успешной работе в условиях конкурентной рыночной экономики.Список использованных источников:Ермухамедова А. Применение активных методов обучения при изучении экономических дисциплин // «Основы экономики» [Текст]: Учеб. пособие / А. Ермухамедова – М., 2010 г, №1, 13с. Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению [Текст]: учебно-метод. пособие/ Е. В. Зарукина, Н.А.Логинова, М. М. Новик. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с Савченко Т. В. К вопросу о развитии познавательной самостоятельности студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S2. – С. 26–30. – URL: