Публикации «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста»
Автор: Ахмедова Маликахон Олимовна

«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста»Нетрадиционное рисованиеэто искусство изображать, не основываясь на традиции.Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.Рисование - один из любимых видов деятельности детей. А рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет малышей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.Организация рисования с использованием нетрадиционных материалов и техник не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды следует учитывать то , чтобы она носила развивающий характер, и было направлена на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Для рисования с использованием нетрадиционных материалов нужны определенные средства – оборудование, канцтовары и многое другое. Сколько вокруг ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток и т.д.)- все это можно использовать в рисовании. Во круг нас всегда найдется достаточно материала для проведения нетрадиционного рисования (поролоновые губки, ватные палочки, пробки-штампы, скомканная бумага). Все это, а также пальчики и ладошки, активно используются в нетрадиционном рисовании с малышами.Для занятий следует приготовить красивые и разнообразные материалы. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.При изучении методической литературы по нетрадиционным техникам изображения можно найти очень много интересных идей. При работе с нетрадиционными техниками рисования можно, например, оформить папку с образцами по нетрадиционному рисованию, и сделать подборку шаблонов по рисованию пальчиками, которую можно использовать в своей работе с детьми, для родителей следует, подобрала ряд консультаций по обучению детей нетрадиционным техникам рисования. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отворачивает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение. Начав использование нетрадиционных техник рисования - сделаем вывод, что они позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества, создают ситуацию успеха у воспитанников, формируют устойчивую мотивацию к рисованию, вызывают радостное настроение у детей, снимают страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции. Изобразительная деятельность превращается в увлекательную игру. Малыши, которые бояться рисовать краской при помощи своих пальчиков и ладошек т. к. дома это делать запрещается (дорогой ремонт, дорогая мебель, и т.д.), но через несколько занятий эта боязнь проходит, и малыши с удовольствием начинают рисовать и пальчиками и ладошками, и другими нетрадиционными способами.Цель занятий по нетрадиционной технике рисования: формирование у детей раннего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.Задачи: знакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними; сформировать у детей изобразительные навыки и умения; побудить желание рисовать, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру; воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник: Способствует снятию детских страхов;Развивает уверенность в своих силах;Развивает пространственное мышление;Учит детей работать с разнообразным материалом;Развивает мелкую моторику рук;Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.На каждом занятии следует применять игровой прием, ведь игра, является основным видом деятельности детей; художественное слово - («Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.»), сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, а также музыкальное сопровождение обратила внимание на то, что когда на занятии играет музыка детям становится комфортнее); показ воспитателя.Перспективное планирование позволят учитывать интеграцию между различными областями развития детей, обеспечить систематичность и последовательность в работе. Работу начинаем с очень доступных для детей раннего возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводим новые техники: рисование ватными палочками, губкой, скомканной бумагой, пробками от бутылок, рисование по крупе. На каждом занятии по каждой технике ставим задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавать какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т.д.) Техника рисования пальчиком. Рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Работу начинаем с одного цвета: давая возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. Стараясь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы лисички), проводить пальчиком линию (ручеек или дождик). Учиться рисовать кончиком пальчика сверху вниз травку для зайчика, божьей коровке рисовать пальчиком пятнышки на крыльях чёрной краской, украшать крылья бабочки. Занятия проводим индивидуально – для получения наилучшего результата, затем объединять по 2-3 ребёнка. Рисование пальчиком вызывает у детей особое удовольствие, когда обмакнув пальчик в краску, он оставлял свой след на листе бумаги. Очень нравится детям техника рисования ладошкой. Казалось бы, что мы можем нарисовать ладошкой? Да всё, что угодно! Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Например, золотую рыбку можно нарисовать ладошкой. Чем же она удивительна? А тем, что рыбка рисуется не с помощью кисточки, а при помощи детских ладошек. Для получения этого рисунка потребуется всего одна краска, желтая.Процесс работы прост: разводим желтую краску, делаем отпечаток ладошки на белом листе бумаги. Всё, рыбка готова, теперь осталось нарисовать глазки и ротик. Нетрадиционный рисунок готов. Несложно, красиво, необычно. Есть дети, которые рисуют левой рукой, рисовать таким способом им нравится, а вот с кистью работать тяжело, поэтому для таких детей это большой плюс в рисовании. Так с помощью ладошки появляются рыбки, тюльпаны, деревья и даже Дед Мороз. При рисовании ладошкой главный художник - это ребенок, а воспитатель - его помощник, дополняющий несколько деталей – и на глазах у ребѐнка возникает рисунок птицы, петушка, дерево, цветыДругой интересный вариант рисования, который можно использовать это рисование ватной палочкой. Что мы делаем? Опускаем ватную палочку в краску и точными движениями делаем тычки по альбомному листу, создавая красивые рисунки. Палочки оставляют чёткий отпечаток. Этим методом можно рисовать яблоко, падающий снег, цветки мимозы. Рисование поролоном - тоже необычный способ изображения, который очень нравится малышам. С помощью родителей изготавливаем шаблоны из кухонных губок. Из простых губок получились геометрические фигуры, цветы. И теперь эти шаблоны используем на занятии. Обмакнув их в краску, и плотно прижав к листу бумаги, у малышей получаются букеты цветов, машины, башни и т.д.Оттиск пробками, крышками, дном пластмассовых бутылок, кубиками - привлекает детей своей необычностью. В подборке материалов для этой техники большую помощь также могут оказать родители. Ребёнок прижимает нужный оттиск к краске и наносит отпечаток на бумагу. Этим способом рисования малыши могут изобразить «Бусы для мамы», «Мыльные пузыри», «Воздушные шарики», или просто украсить готовое изображение.Рисование смятой бумагой - является одной из разновидностей печаток. Для этого увлекательного занятия сначала взрослому следует сделать тампоны из смятой бумаги, в последствии на занятии следует предложить это сделать малышам самим. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, цыплят, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта. Помимо использования нетрадиционных техник рисования в непосредственной образовательной деятельности, малыши занимаются рисованием с использованием нетрадиционных материалов и техник во время самостоятельной художественной деятельности. Разумеется, краски они сами не используют, но нетрадиционно рисовать можно не только при помощи красок. Гуляя с детьми на прогулке, обращать их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами можно рисовать. В сырую погоду малыши с большим удовольствием рисуют по мокрой земле палочками и камушками, а в сухую погоду малыши с большим интересом рисуют на асфальте цветными мелками. И здесь не обходится без помощи родителей - они приносят цветные мелки. Предлагаем очень увлекательный способ нетрадиционного рисования - рисование на крупах. Рисование крупами является для них очень увлекательным занятием. Это новшество, которое завораживает каждого ребёнка. Такое рисование помогает ребёнку тренировать мелкую моторику пальчиков, что благотворно влияет на разговорную речь и мыслительные процессы. Ещё у малыша проявляются фантазия, богатое воображение, речь. При помощи такого рисования дети становятся более усидчивыми. Малыши рисуют разными крупами, такими как-гречка, рис, пшено, сечка, манка. И даже можно рисовать из гороха и фасоли - выкладывая по контуру изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.В работе с родителями рекомендуется регулярно организовывать выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества. Обязательно включать беседы, консультации. Эти виды рисования очень заинтересовывают не только детей, но и их родителей. Результатами работы в данном направлении стали:
  • активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
  • умение находить новые способы для художественного изображения;
  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
  • А самая большая для меня радость, когда я слышу детский вопрос: «А мы еще будем так рисовать?». Значит, ребенку, понравился процесс рисования, и он хочет продолжения этой деятельности.Хочу закончить словами В.А Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».