Публикации
Конспект урока по литературному чтению на тему: "С.Аксаков "Аленький цветочек"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по литературному чтению на тему: "С.Аксаков "Аленький цветочек"
Автор: Першина Екатерина Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по литературному чтению на тему: "С.Аксаков "Аленький цветочек"
Автор: Першина Екатерина Сергеевна
Тема: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».(первый урок)Цель: 1. ознакомить детей с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова;познакомить со сказкой «Аленький цветочек»; обогащать словарный запас учащихся;2.развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;3.воспитывать любовь и уважение к родителям.Планируемые результаты:Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;Метапредметные:Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.Оборудование: презентация.Ход урока.1.Орг.момент.2.Проверка домашнего задания.-Над каким произведением работали на прошлом уроке?-Назовите главных героев сказки.-Какова главная мысль сказа?-Что было задано на дом?*Чтение по ролям отрывков из сказки Бажова «Серебряное копытце».3.Речевая разминка.За темными лесами, под ходячими облаками, под частымизвездами, под красным солнышком. Облачается небесами,подпоясывается зорями, застегивается звездами. Слайд 1-Прочитайте присказку медленно.-Назовите имена существительные.-Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах.-Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосомсуществительные.-Прочитайте скороговоркой.-Прочитайте выразительно.4.Самоопределение к деятельности.-Прочитайте слово.са ов акк (Аксаков)-Что это за слово?(фамилия)-Как пишутся фамилии людей?-Кто из вас слышал эту фамилию?-Кто это?-Что вы знаете об этом писателе?-Определите тему урока.-Сегодня мы отправимся с вами в другую литературную сказку. Прочитайтеее название стр.193 учебника.-Кто из вас знаете ее? Откуда? (В основном ребята знакомы с этой сказкой по мультипликационному фильму, мало кто читал ее.)-Кто написал эту сказку?-Знаете ли вы полное имя писателя?-Что вы о нем знаете?5.Работа по теме.1) Рассказ учителя о писателе. Слайды-Давайте прочитаем материал о писателе.Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября 1791 г. в Уфе. Детство прошло в патриархальной помещичьей среде, что оказало глубокое влияние на формирование спокойного, доброжелательного миросозерцателя Аксакова. После обучения в Казанском университете он поступил на службу в Петербург, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». В него входили А.С. Шишков, И.А. Крылов, Г.Р. Державин и другие писатели консервативного направления, отстаивавшие чистоту русского литературного языка противновой волны Н.М. Карамзина. Общество издавало журнал «Чтение в беседе любителей русского слова», где Аксаков начал печатать свои переводы и небольшие рассказы.2 июня 1816 г. писатель обвенчался с О.С. Заплатиной и уехал в свое заволжское имение — деревню Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Там родился первенец — Константин Аксаков. Отец настолько привязался к ребенку, что заменил ему няню. Главным содержанием жизни семьи было стремление соответствовать высокому христианскому идеалу и проповедь этого идеала в обществе. Второй сын Аксакова — Иван — так писал о своей матери: «Неумолимость долга, целомудренность... отвращение от всего грязного... суровое пренебрежение ко всякому комфорту... правдивость... при этом пылкость и живость души, любовь к поэзии, стремление ко всему возвышенному — вот отличительные свойства этой замечательной женщины».В августе 1826 г. Аксаковы переехали в Москву, где Сергей Тимофеевич вскоре получил место цензора, а затем стал инспектором (с 1935 г. директором) Константиновского межевого института. На лето семья выезжала в пригородные имения, а в 1843 г. поселилась в подмосковном Абрамцеве. Жизнь в родовом поместье пристрастила Аксакова к охоте и привила писателю тонкое чувство родной природы, отразившееся в «Записках об уженье рыбы» (1847 г.) и «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии (1852 г.). Эти «охотничьи книги» принесли Сергею Тимофеевичу славу признанного мастера. Написанные следом повести «Семейная хроника» (1856 г.) и «Детские годы Багрова внука» (1858 г.; как приложение в это произведение входит сказка «Аленький цветочек») посвящены жизни трех поколений провинциальных дворян на рубеже XVIII и XIX в. Далекий от салонно-политической борьбы 40— 50-х годов XIX в., Аксаков рассказал о взаимоотношениях мужиков и господ со спокойной невозмутимостью, передав вековую умеренность помещиков в неизменности и справедливости крепостного уклада. Литературная общественность не нашла в произведениях Аксакова обличения крепостной действительности. Правдиво показывая даже самые темные стороны усадебного барства, автор, однако, не подводил читателя к выводу о необходимости слома старинного жизненного порядка. Именно это ставил Аксакову в вину демократический критик Н.А. Добролюбов, отмечавший в статье «Деревенская жизнь помещика в старые годы», что писатель всегда отличается «более субъективной наблюдательностью, нежели испытующим вниманием в отношении к внешнему миру». Несмотря на подобную критику дом Сергея Тимофеевича стал центром притяжения для многих деятелей культуры и искусства. По субботам в Абрамцеве собирались выдающиеся ученые и литераторы: Н.Ф. Павлов, Н.И. Надеждин, М.П. Погодин, СП. Шевырев, М.А. Дмитриев. Друзьями Аксаковых были Н.В. Гоголь и актер М.С. Щепкин. Дети обычно находились в обществе родителей, старших, жили их жизнью. Полное взаимопонимание, доверие и особая атмосфера духовной близости позволили Аксаковым воспитать сыновей, полностью разделявших взгляды родителей.Умер Аксаков 12 мая 1859 г. в Москве.У СТ. Аксакова было два сына. Они, говорил Н.Г. Чернышевский, «принадлежат к числу образованнейших, благороднейших и даровитейших людей в русском обществе». Сыновья замечательного русского писателя СТ. Аксакова — Константин и Иван Аксаковы — были богато одаренными натурами: поэты, публицисты, критики, сатирики, авторы драматических произведений и литературоведческих исследований.2). Физкультминутка3). Чтение и анализ начала сказки(прослушивание)*Учащиеся слушают, как произведение читает актёр,и следят по учебнику на с.193- 214.Словарно-лексическая работа.ИМЕНИТЫЙ — почтенный и знаменитый.ЗАМОРСКИЙ — (устар.) находящийся за морем, за границей, приехавшийили привезенный оттуда.НЕ ВЕДАЮ - не знаю.ПАРЧА — шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.ТУВАЛЕТ — туалет, стол с зеркалом и всеми принадлежностями.ВЕНЕЦ — 1) то же, что венок (устар.); 2) (перенос.) успешное завершениечего-нибудь как награда за труды, старания; 3) драгоценный головной убор,корона.САМОЦВЕТНЫЙ - о драгоценных или полудрагоценных минералах,поделочных камнях.САЖЕНЬ — старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м).БЕСПОРОЧНЫЙ — (устар.) безукоризненный, честный.ДОПОДЛИННЫЙ - (разг.) точный, верный.СХОДНЫЙ — (разг.) подходящий, недорогой.КОЛОДА — короткое толстое бревно (через пень-колоду — делать что-нибудь кое-как, плохо).ПОЧИТАЙ - 1) (прост.) то же, что почти; 2) (вводи, слово) пожалуй что,вероятно.ТОРНАЯ — о дороге: гладкая, ровная, наезженная. (Торный путь — образдействий, лишенный самостоятельности.)ЧЕРТОГ — (устар.) пышное, великолепное помещение или здание, дворец.ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА — сохранять, беречь больше, чем глаза.УТЕШАЛСЯ - радовался.ВО ЕДИНОЕ ОКА МГНОВЕНИЕ - очень быстро.ГВАЛТ — (разг.) крик, шум.ПЯЛЬЦЫ — рама для натягивания ткани, для вышивания. («Повскакалидочери из-за пялец своих...»)ПОЧАЛИ — начали, стали.ЛЕБЕЗИТЬ — заискивать, угодничать.«И СКАЖУ ВАМ ОБ НЕЙ ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ» -скажу завтра.РЕХНУЛСЯ — (прост.) то же, что и помешаться.ЗАУТРА — завтра утром.ПРИГОРОК МУРАВАТЫЙ - поросший мягкой и сочной травой.ЯСТВА САХАРНЫЕ — (устар.) яство — еда, кушанье.ВСЯ ПОСУДА ЗОЛОТА ЧЕРВОННОГО - (устар.) червонный — красный, алый. Червонное золото — золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.ОПОЧИВАТЬ ЛЕГЛА - (устар.) спать легла.«ЕСЛИ СЕРЕДОВИЧ - БУДЬ МНЕ ДЯДЮШКА» -средних лет.«ОБО МНЕ НИКОЛИ НЕ УСЛЫШИШЬ» - никогда не услышишь.НАПАЛА НА НЕЕ ТОСКА НЕУСЫПНАЯ - неусыпный — не теряющий бдительности. ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ - слуги, дворовые.-Какое впечатление произвела на вас эта сказка?4.Рефлексия.-Оцените свою работу на уроке?-Что было трудным?5. Итог урока.-С каким писателем ознакомились на уроке? Что о нем узнали?-Какую сказку начали читать?6.Домашнее задание