Публикации Современные образовательные технологии как средство мотивации студентов к учению

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные образовательные технологии как средство мотивации студентов к учению
Автор: Попова Светлана Александровна

Современные образовательные технологиикак средство мотивации студентов к учению.Попова С.А.преподаватель ГБПОУ РХ ЧТОТСовременный этап развития общества выдвигает особые требования к образованию студентов в техникуме. Ставиться цель – воспитание активной, творческой личности, способной к саморазвитию, умеющей самостоятельно добывать и применять знания в условиях исследовательского поиска, умеющей контролировать и оценивать самостоятельную деятельность. Уже в техникуме студенты должны получить возможность раскрыть свои способности, уметь ориентироваться в высокотехнологичном мире. Конечно, огромную роль в этом процессе играет личная (учебная) мотивация студентов, которая отличается от мотивации школьников не только из-за их возрастных различий, а в целом из-за деятельности студентов в колледже, которую с полным основанием можно назвать учебно-профессиональной.Опираясь на эти аспекты, я поделюсь с вами своим педагогическим опытом. Ведущая идея моей методической системы заключается в формировании активной, творческой личности, мотивированной на получение знаний путем мобилизации интеллектуальных ресурсов, на основе деятельного подхода, на основе гуманно-личностного подхода и использования новых технологий в обучении и воспитании.Одним из вариантов новых технологий, является технология - квеста. Мероприятия и уроки в форме квеста - имеют большие преимущества и связаны с инновационным направлением образования. Все информационно-коммуникативные технологии здесь выступают в качестве научно-исследовательской работы. В этом то и главная актуальность данной технологии.Главные плюсы квест-технологии:- технологию квест можно применить в пространстве одного урока или в работе над целом циклом тематических уроков;- в пространстве квест - урока студенты постигают элементы научно-практической работы, которая сейчас является приоритетной деятельностью в процессе обучения;- студенты получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения в выборе тем и ее представлении для обсуждения на уроке;- также студенты развивают креативное мышление; раскрывают творческих потенциал; формируют навыки рационального использования учебного времени.Цель технологии квест заключается в изменении привычных стереотипов организации мероприятия или урока. Благодаря использованию проектной технологии. Так, на уроках истории, квест открывает возможность изучения любого материала в новом образовательном формате, широко используя и межпредметные связи.Квест — это приключенческая игра, представляющая собой интерактивную историю с главным героем. В свою очередь квест-урок или квест-мероприятие – это тематическое занятие, которое представляет собой определенный сюжет или определенную последовательность действий с точными правилами, с регламентом по времени, на протяжении которого педагог руководит коллективной познавательной и иной деятельностью группы учащихся с целью формирования определенных компетенций.При проведении квест – уроков реализуются следующие задачи:
  • применение полученных знаний на практике.
  • умение исследовать неизвестную тему и находить поиски решения самостоятельно в книгах или электронных ресурсах.
  • умение работать в группе, предлагать свои идеи для решения поставленной задачи, дополнять идеи других своими предположениями.
  • развитие логического мышления.
  • развитие внимания.
  • формировать активную жизненную позицию.
  • привить интерес и любовь к прошлому своей страны.
  • После проведенных данных уроков вместе со студентами участниками и студентами организаторами были подведены итоги. Студентам понравилась такая форма проведения, она наиболее привлекательна в учебно-воспитательном процессе. Все уроки в таком формате проходить не могут, но в качестве обобщающих или предваряющих новую тему могут использоваться. Главная их цель - закрепление знаний, исследовательская работа неизвестного вопроса для лучшего усвоения нового материала в дальнейшем, что способствует формированию необходимых образовательных компетенций у студентов и формированиях их мотивации.Технология проектной деятельностиРабота над проектом имеет важное значение: студенты самостоятельно приобретают знания, развивают свои мыслительные способности, овладевают необходимыми способами решения учебных проблем, выстраивают взаимоотношения, учатся анализировать, делать выводы осваивать терминологию, приобщаться к культуре исследования, расширять кругозор, повышать эрудицию.Немаловажным аспектом метода проекта являются воспитательные цели: терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к суждениям других студентов, личная ответственность за выполнение коллективной работы.Одним из принципов работы по современным образовательным технологиям, на мой взгляд, является изменение взаимоотношений преподаватель – студент: на уроке преподавателю отводится роль координатора.Конечно, когда студенты только начинают проектную деятельность, необходимо помочь им сформулировать тему, цели, задачи проекта, вместе систематизировать материал. Начиная следующий проект, студенты проявляют уже больше самостоятельности, готовят материалы для него.Повысить интерес к предмету, дать возможность раскрыть потенциал своей личности позволяют уроки, на которых проходит защита творческих проектов. Выбор темы проекта дает возможность каждому реализовать свои творческие способности.Технология: проектирование видеофильмовВ системе средств оптимизации обучения, большая роль принадлежит средствам формирования познавательных интересов школьников. В условиях стремительного роста потока информации и растущих потребностей учащихся, преподавателю необходимо создавать и применять образовательные видеоматериалы. Для того чтобы проектировать видеофильм требуется интегрированный подход к разработке методики, способность сочетать знания о киноискусстве со знаниями своего предмета, умение пользоваться современно-телекоммуникационными технологиями, гармонично сочетая проблемы образования с другими областями наук в условиях реализации нового ФГОС. Все эти составляющие способствуют личностному росту будущего педагога. Ведь саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие характера, способностей и индивидуальности. Видеофильм помогает наглядно показать материал студентам, ярко преподнести новую информацию и намного проще объяснить сложную тему.На формирование учебной мотивации влияют и коллективные формы учебной деятельности. Большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, ибо только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Положительное влияние успеха на активную мыслительную деятельность студентов неоспоримо. Чувство гордости и радости, возникающие у них в связи с осознанием им своего продвижения в деятельности, в т.ч. и в умственной, укрепляются у них с каждой новой удачной работой.Успех имеет стимулирующее значение в учебной деятельности студента, что и проектируется в его дальнейшей профессиональной деятельности, активизирует ее и в то же время является весьма значительным побудителем познавательных интересов. Активная позиция студентов, позволяет изменить их отношение, как к учебному процессу, так и к классному коллективу, и к своей будущей профессиональной деятельности в целом, повышает самооценку, а значит, создает возможность ситуации успеха и личностного роста, повышая мотивацию учения.Таким образом, используя различные технологии в урочной и во внеурочной деятельности, классный руководитель и преподаватель предметник имеет возможность влиять на повышение мотивации учения своих воспитанников.Литература
  • Квест-технология в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие/ НИТГиК СГУГиТ; сост. Педченко А.Ф., Артемьева А.Н.-Новосибирск, 2020г.
  • Видео в обучении ()
  • Технология проектного обучения
  • ()