Публикации ВИКТОРИНА, КАК ИНТЕГРИРОВАННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВИКТОРИНА, КАК ИНТЕГРИРОВАННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Автор: Никулина Оксана Александровна

ВИКТОРИНА, КАК ИНТЕГРИРОВАННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Главная цель развития речи в детском возрасте состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
В основе системы речевой работы в нашем дошкольном учреждении лежат следующие принципы:
- комплексный подход, направленный на решение задач, охватывающих разные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую, и на их основе - развитие связной речи;
- развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере, но и в сфере формирования общения друг с другом и с взрослыми, что важно для развития не только культуры речи, но и культуры общения.
Исходя из исследований современных ученых, и положения о том, что целостное развитие личности ребенка в образовательном процессе обеспечивает педагогическая интеграция, педагогами детского сада проводилась исследовательская работа по поиску и разработке разнообразных форм интегрированной деятельности с дошкольниками. Коллективом разработаны такие интегрированные формы работы как литературные праздники, игры, конкурсы чтецов, викторины. Мы предположили, что викторина может быть ресурсна в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:
- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-либо;
- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания;
- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.
Рассматривая викторину как технологию интегрированной формы работы с детьми, мы опирались на следующий подход к определению понятия и выделению ее структурных компонентов. Интегрированная форма работы с детьми дошкольного возраста это относительно устойчивая и логически завершенная конструкция целенаправленного взаимодействия субъектов в процессе интегрированных видов детской деятельности. Конструкция отличается большей степенью обобщенности, отражает типичные ситуации взаимодействия субъектов в процессе интегрированных видов детской деятельности (выделенных с учетом специфики данной формы).
Особенностью викторины является то, что ее организация предполагает: реализацию совокупности образовательных задач; интеграцию разных видов деятельности, основой которых являются общение, познавательно-исследовательская и игровая деятельности, являющиеся сквозными механизмами развития ребенка; разнообразный состав взаимодействующих субъектов образовательного процесса; разную тематику (содержание). Исходя из особенностей, викторины представлены нами в разных видах, в зависимости от количества участников, содержания, тематики (тематические и смешанные, командные и индивидуальные, литературные, музыкальные, познавательные, математические, экологические, исторические и пр.).
Интеграция разных видов деятельности позволяет объединить взаимодействия нескольких специалистов дошкольного учреждения (например, музыкального работника и воспитателя) и родителей, а также содействует развитию их профессионального и творческого содружества. Такая связь между субъектами образовательного процесса позволяет повысить познавательную и творческую активность детей.
Важным при подготовке к проведению данной формы является соблюдение требований:
- при выполнении заданий дети используют уже усвоенные представления в определенной области;
- в викторине все задания имеют элементы новизны (по сравнению с тем, что дети делали уже раньше);
- задания носят поисковый характер (дети применяют уже имеющиеся знания и умения в новых условиях);
- действия детей в ходе деятельности четко регламентируются.
Специфика викторины проявляется также в особенности реализации ее этапов: мотивационно-целевого, содержательно-деятельностного и оценочно-рефлексивного. В основе определения содержания каждого этапа лежит выбранный вариант участия детей и последовательность основных событий в связи с деятельностью детей.
Поскольку в данной деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач, мониторинг старших дошкольников показал улучшение качества связной речи; повышение активности дошкольников в решении речевых и познавательных задач; освоение средств коммуникативного взаимодействия со сверстниками, взрослыми; повышение самооценки детей, их стрессоустойчивости. Проведение викторины в работе с детьми должно осуществляться с психологическим сопровождением: учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, основных линий развития и видов деятельности дошкольников.
Внедрение данной технологии в практику работы с дошкольниками детском саду позволило сделать следующие выводы:
1.Технология викторины успешно реализуется в сочетании с ООП детского сада.
2.Викторина, как интегрированная деятельность, основывается на интересах детей, способствует развитию речи и коммуникативных навыков.
3.Использование технологии способствует активному повышению самооценки ребенка.
4.Данная технология качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
5.Повышается активность родителей в образовательном процессе.
6.Обогащается, совершенствуется материально-техническая база ДОУ.
7.Создаются условия для демонстрации опыта в педагогическом сообществе.
Список используемой литературы:
1.Безрукова, В.С. Интегрированные процессы в теории и практике: монография/ В.С.Безрукова; Свердл.гос.инж.-проект.ин-т. – Екатеринбург, 1994.-152с.
2.Белая, К.Ю, Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ / К.Ю.Белая [и др.]// Управление ДОУ. - №4. – 2003
3.Дыбина, О.В. Интегрированные формы взаимодействия педагогов и детей / О.А.Дыбина, С.Е.Анфисова, О.А.Еник,В.В.Щетинина//ТГУ, Вектор науки, 2013.
4.Щетинина В.В., Викторина:учебно-методическое пособие/В.В.Щетинина
В.А.Маненькова. Т.И.Штапакова; под ред.О.В.Дыбиной.-Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2015. – 154с.