Публикации
Внеурочное занятие по ОБЖ 6 класс. "Действия человека при автономном существовании в природных условиях".
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеурочное занятие по ОБЖ 6 класс. "Действия человека при автономном существовании в природных условиях".
Автор: Христенко Елена Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеурочное занятие по ОБЖ 6 класс. "Действия человека при автономном существовании в природных условиях".
Автор: Христенко Елена Алексеевна
Внеурочное занятия по ОБЖ 6 класс Действия человека при автономном существовании в природных условиях.Занятие проводится настолько приближенно к реальным условиям , чтобы у детей сложился четкий план в виде логически последовательной цепочки действий и обязательно с максимально практическим уклоном. Цель: закрепление полученных знаний и навыковПлан занятия: 1. Введение в тему. 2.Игровая ситуация. 3. Подведение итогов.1.введение в темуУчитель напоминает детям, что встреча с природой всегда вызывает у человека определенный эмоциональный подъем, дает положительный заряд энергии, позволяет отдохнуть от постоянных забот, повышает жизненный тонус. В нашей местности довольно много живописных мест. Встреча рассвета в лесу или на берегу реки оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь.Ребятам показывают небольшой по времени видеосюжет из фильма : «Моя Белгородчина».- Но даже малейшая непредвиденная ситуация,- продолжает учитель, - может испортить весь отдых на природе, если человек не обладает элементарными знаниями о ней. Дети в такой ситуации, как правило, впадают в панику А если повредил себе руку, подвернул ногу, разбил нос, посадил пару царапин и ссадин. Если заблудился и даже пришлось остаться ночевать в незнакомом месте (лесу, на берегу реки и т.д )… И вот тут –то необходимо подавить первое чувство страха. Иначе может случиться стресс. А ведь современные дети не приучены быть самостоятельными и не умеют заботиться о своей безопасности, для большинства детей существует виртуальный мир, который отличается от суровой реальности. Затем учитель объясняет, что и в каждой чрезвычайной ситуации можно найти выход, если ты сумеешь преодолеть чувство страха и будешь правильно действовать.2. Игровая ситуация:- Сегодня наш класс проводит день здоровья. Мы отправляемся в лес. Просмотрев прогноз погоды на сайте «РП 5». Синоптики обещают переменную облачность, к вечеру возможен дождь, температура днем +25, ночью +10 - +12. Заход солнца в 22.00. Исходные условия. Двигаемся на автобусе по шоссе. Через несколько километров остановились, пошли в ближайший незнакомый лес за грибами. Часы показывали 10:00.Дети не соглашаются с тем, что у них есть часы и нет современные гаджетов. Учитель дает объяснение, то что телефоны, смартфоны и все остальные электронные помощники – это несомненно хорошо и облегчает нам во многом жизнь, но они могут подвести в самый неподходящий для человека момент (разрядилась батарея, разбилось стекло экрана). - А теперь представьте себе. Что каждый из вас увлекшись сбором грибов, не заметил , как отстал от группы. Случилось это в 18:00, что будете делать и в какой последовательности.Ученик: Достать телефон и попытаться дозвониться, сообщить о том, что заблудился.Учитель: Телефон молчит. Нет сигнала. Дозвониться не можете.Ученик: Необходимо преодолеть чувство первого страха. (О способах преодоления рассказывает его товарищ с места) Пока обучающийся рассказывает о самопомощи в сложившейся ситуации, а класс его дополняет. Двое учеников у доски делают расчет времени, чтобы оценить обстановку. - Сейчас 18.00. светлого времени осталось 4 часа( с 18.00 до 22.00). Темного т.е ночи – 8 часов с (22.00 до 6.00)Так как в лесу мы находимся уже 8часов (с10.00 до 18.00), то возможное удаление от исходной точки (с учетом средней скорости 1.5 – 2км\ч примерно 12 – 16 км. Возьмем за основу среднюю величину -14-15 км.Направление движения в глубь леса. По пути движения были ориентиры: большая поляна. Вырубка леса, овраг. Маленькое лесное озеро, заросшее тиной…состояние погоды на 18.006 надвигается туча, возможен дождь.Учитель: - мы оценили обстановку. Необходимо сделать вывод.Дети с места отвечают, а затем один подводит итог:-Даже, двигаясь ускоренным шагом (3км/ч), до темноты из леса не выбраться. За оставшиеся 4 часа можно пройти 12км, а не 14 -15. К тому же, вот –вот пойдет дождь.ВЫВОД: Необходимо ночевать в лесу.Учитель: - Решение принято . Что следует сделать в первую очередь?Ученик: Правильно распределить оставшееся светлое время суток. 1,5 – 2 часа отвести на поиск места для ночлега, обязательно у какого – нибудь источника с водой, может быть, у того лесного озера. Но сначала необходимо определить направление обратного пути.В оставшиеся 2 -2.5 ч устроить ночлег: заготовить дрова для костра – впереди длинная ночь, добыть огонь, т.к спичек и зажигалки к сожалению, нет.Учитель: какие способы определения сторон горизонта вы знаете?- По часам и солнцу(ученик практически показывает способ определения)-По звездам( рисует другой ученик на доске)- По местным признакам (ответы с места)Учитель:- Нашли лесное озеро. Вода в нем пахнет болотом в ней плавает лесной мусор. Пить воду из него очень опасно. Что надо сделать?Один ученик рассказывает о порядке очистки воды, другой – об устройстве фильтров (показывает фильтры, которые заранее приготовил учитель, третий – как сделать активированный уголь.Далее ученики докладывают, что воду, хотя они и очистили от мусора и запаха, пить ее по – прежнему нельзя. 4-5 учеников рассказывают с места о методах обеззараживания воды с помощью пантоцида, йода, перманганата калия.Учитель: - все правильно. но , только все эти средства обеззараживания остались в рюкзаке у одного из ваших одноклассников. Что делать? Как быть ?Ученик: -Воду надо хорошо прокипятить, чтобы погибли все микробы.Выходят к доске по желанию 2 ученика , которые показывают как можно в полевых условиях добыть огонь: берут доску, лук с натянутой тетивой , камень, палочку для вращения , бересту( все приготовлено заранее).Вращают палочку до тех пор . пока не появиться дым. Учитель: - вы все сделали правильно. Костер развели, воду вскипятили. Устроились на ночлег, ночь прошла спокойно. Солнышко разбудило вас, вы почувствовали настоящий приступ голода, а впереди долгий путь. Ваши действия?Ученики: -Понаблюдав за поверхностью озера , мы пришли к выводу , что по всем признакам в нем водится рыба. Это и будет наш завтрак.Учитель: - и как же вы ее будете ловить ?Ученик: - Удочкой. Удилище можно сделать из подручных средств – палок, стеблей камыша. А шнурки от ботинок нам будут вместо лески. Крючком может послужить согнутый гвоздь, скрепка, у кого – нибудь да найдется в кармане.Затем весь класс соревнуется (на время) – кто быстрее и правильнее привяжет леску к крючку, а затем к удилищу.Учитель: - позавтракав , вы тщательно затушили костер и убрали за собой место ночлега. Вдруг раздался рокот вертолета. Какой вы подадите сигнал, чтобы вас заметили?Ученики рассказывают о простых специальных сигнальных средствах 3. Подведение итогов урока.Подводя итоги, учитель обращает внимание учеников на то. Что главное им удалось – не поддаться страху, овладеть своими эмоциями и принять верное решение.