Публикации Дети блокады

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дети блокады
Автор: Гурба Римма Анатольевна

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.Демонстрируется клип о Великой Отечественной войне.Слайд 1-Ребята, какое время вы увидели: мирное или военное? Вы посмотрели сейчас фрагмент о Великой Отечественной войне, войне советского народа с фашистской Германией. Но мы сегодня не будем с вами говорить об этой жестокой, кровопролитной, самой страшной войне, а поговорим о полном освобождении советскими войсками города Ленинграда, так как в этом году в нашей стране отмечается 79- летие этого события. И наш классный час называется «Дети блокады».Слайд 2- А кто из вас знает, как сейчас называется город Ленинград? ( Санкт- Петербург).Слайд 3.-Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. (Разбираем значение слова блокада- полное окружение города войсками противника с целью не дать возможности оказать помощь жителям города). Слайд 4.-Когда гитлеровские войска окружили Ленинград, все его жители остались без света, тепла, воды и пищи. Город постоянно бомбили. Этот ужас продолжался 900 дней и ночей. Израненный, измученный, но не сдававшийся Ленинград жил, сражался, работал и творил.Шли дни и ночи упорной борьбы. Положение в осаждённом городе становилось всё тяжелее. Слайд 5.Запасов продуктов для войск и жителей города оставалось очень мало. Почти отсутствовали картофель и овощи. Неработающие взрослые и дети получали по 125- 150 хлеба в сутки (Показ кусочка хлеба 200г). В этом хлебе помимо малого количества муки и другие примеси. Но и этого хлеба было крайне мало и выдавался он по карточкам и в огромных очередях. Резко сократилась выдача других продуктов. На 10 дней полагалось 50 граммов сахара, 100 граммов конфет, 200 граммов крупы, 100 граммов растительного масла. Обыграть, что это очень мало. А сейчас вы кушаете хлеба вдоволь, но не всегда бережно к нему относитесь. Слайд 6.Дети проговаривают, как бережно относиться к хлебу.В Ленинграде началась нехватка воды и электроэнергии, голод. Слайд 7."Больно было видеть детей за столом. Суп они ели в два приёма, вначале бульон, а потом всё содержимое супа. Кашу или кисель они намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки. Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и есть после третьего блюда. Они наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-нибудь диковину".Целые семьи гибли от холода и голода.Рассказ о Тане Савичевой. Слайд 8.Имя девочки, жительницы блокадного Ленинграда, Тани Савичевой, известно всему миру. Дневник (тетрадь или блокнот с записями) Тани Савичевой, одиннадцатилетней ленинградской девочки, был случайно обнаружен в Ленинграде в пустой, полностью вымершей квартире. Он хранится в музее. Таня видела смерть членов своей семьи и записывала даты смерти своих родственников в дневник"Женя умерла 28 декабря в 12.00. час. утра 1941 г.Бабушка умерла 25 января 3 ч. Дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.Дядя Вася умер 13 апреля 2ч. Ночь 1942 г.Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня 1942.Савичевы умерли. Умерли все".Тогда ещё не все. Таню вывезли вместе с другими детьми из Ленинграда в 1942 году в глубь страны в детский дом. Здесь детей кормили, лечили, учили. Здесь их возвращали к жизни. Часто это удавалось. Иногда блокада оказывалась сильнее. И тогда их хоронили. Таня умерла 1 июля 1944 года. Она так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается Оправился после тяжёлого ранения на фронте и брат Миша.Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл (место, где можно было спрятаться от боевых действий, от врага, где не было боевых действий). Слайд 9.В 1945-м году Нина вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. На одной из стен этого дома открыли Мемориальную доску в память о Тане Савичевой. На этом мемориале всегда лежат живые цветы.Слайд 10.Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию, в школах шли занятия, в концертных залах звучала музыка.Большинство рано повзрослевших мальчиков и девочек учились жить на войне. Исчезли капризы, забылись слова «не буду» и «не хочу», было только слово «надо». Слайд 11.Детство ленинградских детей было сожжено войной. С первых дней войны подростки включались в работу для оказания сопротивления врагу. Они наравне со взрослыми работали на заводах по производству оружия, питания для армии; потушили десятки тысяч зажигательных бомб, сброшенных с самолётов( Зажигательные бомбы- падая на землю они загорались и вызывали пожары). Дети носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом.Занятия в школах продолжались. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в классах. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и измождённые лица говорили о голоде и тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 минут-больше не выдерживали ни учителя ни школьники. Писать не могли, так как в неотапливаемых классах мёрзли не только худые детские ручонки, но и чернила. Учителя уже не выставляли оценок, делая в журнале только пометки, потому что прийти в школу и отсидеть занятия было уже подвигом.Слайды 12- 13Викторина.
  • Когда началась блокада Ленинграда?
  • Как вы понимаете слово «блокада»?
  • Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?
  • Какие трудности испытывали жители осажденного Ленинграда?
  • Куда записывала Таня Савичева даты смерти своих родственников? Что такое «дневник»?
  • Объясните значение слова «тыл».
  • Какой вклад в победу над фашизмом внесли дети блокадного Ленинграда?
  • Слайд 14.У детей блокадного Ленинграда было особое, опалённое войной детство. Они росли в условиях голода и холода. Под свист и разрыва снарядов и бомб. Слайд 15. Шурик Игнатьев, трёх с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал?» - спросила воспитательница. Он ответил: «Это война, вот и всё, а посередине Булка. Больше ничего не знаю». Они были такими же блокадниками, как и взрослые. И погибали так же. Слайд 16 Минута молчания. (Метроном)