Публикации Использование камешков Марбол в работе учителя-логопеда"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование камешков Марбол в работе учителя-логопеда"
Автор: Шрайнер Светлана Аркадьевна

Статья «Игры с камешками марбол в логопедической работе»АктуальностьВажным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Но в настоящее время число речевых нарушений, как в дошкольном, так и в школьном возрасте неуклонно растет. Все большему количеству детей требуется коррекционная логопедическая помощь. Среди дошкольников с речевой патологией значительное место занимают дети с общим недоразвитием речи.Большинство дошкольников с ОНР имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития, несформированность сенсорных функций, пространственных представлений. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, достаточно быстрая утомляемость. Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР требует системного комплексного подхода – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Необходимо поддерживать интерес на занятиях, использовать новые нетрадиционные методы и приемы, которые позволят сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным.Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал такой материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для меня стали камешки Марблс.Работу с камешками Марблс я сравниваю с праздником, с Новым годом или с Днем рождения. Эти праздники  радуют детей великолепием ярких красок. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. А если эти задания еще и доступны по возрасту, тогда у нас в кабинете праздник.  Задачи использования данного пособия:1. Формировать правильный захват камушка кистью руки.2. Развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук.3. Развивать ориентировку на плоскости и пространстве.4. Работать над дифференциацией цветов5. Обогащать словарный запас.6. Развивать фразовую речь.7. Развивать память, внимание и мышление.8. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии. Тематика: Информационно-практико-ориентированный проектСрок реализации: в течение учебного годаВозраст: предложенные задания предназначены для детей от 3-х лет и до 7-8 летнего возраста. Перечень игр с камешками Марблс и их описание:- Игры и упражнения для усвоения образа букв.- Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения,- Создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове)- Использование камушков Марблс при изучении лексических тем. «Собери по образцу». Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку. Выложи по контуру. Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификации.- Звуко - буквенный анализ слов. Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза. Фишки-камушки выкладывать под буквами.-С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? На каком месте находится звук (в начале, середине, конце?). Сколько в слове гласных, сколько согласных? -"Гусеничка-модница». Автоматизация звуков.- Развитие пространственных представлений. Педагог дает устные задания типа: Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний.- Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камушков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д. Цель: Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. -Упражнение «Найдем предмет» или. Игра «Сухой бассейн»  «Угадай-ка». Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков «Марблс» (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.) Оборудование: емкость глубокая, камушки «Марблс», игрушки из киндер-сюрпризов. Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.-«Золушка». Разбери по форме. Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые. Разбери по размеру. Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.-Игра «Жадина» Логопед рассказывает историю про ёжика «Жадину», он про все предметы говорит : Мой/моя/моё/мои. Дети называют картинку, используя правильное местоимение, потом кладут камешек в клеточку. Игра продолжается до тех пор, пока не закроются клеточки камешками. Например: моя груша, моё ведро и т. д. -Игра «Сосчитай, не ошибись» Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков. А затем сравнивает слова : где камешков больше ? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?-Игра «Помоги бабочке долететь до цветка» Логопед просит ребёнка помочь бабочке долететь до цветка. Для этого нужно правильно назвать картинки и выложить камешки по дорожке Ожидаемый результат1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.4. Использование камешков Марблс в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности. 5. Создание в логопедическом кабинете и в группах развивающей среды с использованием камешков Марблс6. Презентация проекта для учителей-логопедов и педагогов МАДОУ и города.7. Конечным продуктом проекта будет являться игровые пособия и сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.Практическая значимость Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться для всех детей как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте. В каждой группе есть дети, которым трудно усидеть на месте. Такие дошкольники создают дополнительные трудности в работе воспитателя. А проведение игр с камешками Марлбс или даже простое их перебирание, рассматривание, поиск самого красивого делает ребенка более спокойным, снимает напряжение, воспитывает любознательность. ЗаключениеЛогопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в которой используются нетрадиционные средства обучения, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, неутомительными.Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.Камешки Марблс - это универсальный материал, который я бы советовала использовать в работе не только учителя - логопеда, но и воспитателей. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камушков пробуждают в ребенке чувство прекрасного. Надеюсь, что такое доступное и привлекательное пособие, как камушки Марблс, поможет разнообразить логопедические занятия и повысить интерес к коррекционной деятельности. Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности  детей.  Список использованной литературы:1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 20102. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.20053. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 20054. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.