Публикации
Что такое дисграфия, каких видов бывает?
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Что такое дисграфия, каких видов бывает?
Автор: Аплина Валентина Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Что такое дисграфия, каких видов бывает?
Автор: Аплина Валентина Викторовна
Что такое дисграфия, каких видов бывает?
Дисграфия (графо – пишу, дис – расстройство) – специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.
Дисграфия может нарушаться как у детей, так и у взрослых. У взрослых сформированный навык письма частично нарушается или полностью утрачивается в связи с органическим поражением определенных отделов коры головного мозга (травмы, опухоли, нарушение мозгового кровообращения и т.п.). У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связанно с патологией беременности или родов у матери.
Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений: вместо МАМА – МОМО, вместо ЖУК – ЗУК, вместо ДОМ – БОМ и т.п. Наиболее встречаемые ошибки:
Замены букв (СЛЯПА вместо ШЛЯПА)
Пропуски букв (МАИНА вместо МАШИНА, ТУЛ вместо СТУЛ)
Вставка лишних букв (АВОТОБУС вместо АВТОБУС, КАРАТИНА, вместо КАРТИНА)
Перестановка букв (КОНРИ вместо КОРНИ, ВСЕТ вместо СВЕТ)
Недописывание слов (СИН вместо СИНИЙ, ДОРОГ вместо ДОРОГА)
Слияние нескольких слов в одно (МАМАМЫЛА вместо МАМА МЫЛА, ДЕТИИГРАЛИ вместо ДЕТИ ИГРАЛИ)
Разделения одного слова на части (О БЛАКО вместо ОБЛАКО, ТЕ ЛЕВИЗОР вместо ТЕЛЕВИЗОР)
Единой классификации дисграфии нет, но существует несколько форм дисграфии, которые встречаются наиболее часто:
1. Акустическая дисграфия – в ее основе лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, приводящим к частым заменам на письме соответствующих букв (ПОЛОТО вместо БОЛОТО)
2. Артикуляционно-акустическая дисграфия – связана со звуковыми заменами в устной речи, которые отражаются на письме. Сам характер письменных ошибок при акустической и артикуляционно-акустической дисграфии одинаков, разница лишь в том, что во втором случае и в устной речи ребенка также имеются однотипные звуковые замены, тогда как при акустической дисграфии этого не наблюдается. (Если ребенок говорит ЛАКЕТА вместо РАКЕТА, то так он и пишет это слово).
3. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока – ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова и звуки. В итоге правильная запись слов, не говоря уже о фразах, становится невозможной.
- запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) слова - ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ вместо ЦВЕТЫ СТОЯТ НА СТОЛЕ.
- пропуски в словах согласных букв, особенно при их стечении – ТРЕЛА вместо – СТРЕЛА.
- пропуски гласных букв (ТРКТОР вместо ТРАКТОР)
- вставка лишних букв (СТЛОЛ вместо СТОЛ)
- перестановка букв (ТУРБА вместо ТРУБА)
- разделение слова на части (ЛА МПА вместо ЛАМПА)
4. Оптическая дисграфия – трудность усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему похожими.
- замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Ш, П и Т, А и М), или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Б и Д, Ш и Т)
- недописывание элементов буквы
- зеркальное изображение букв
5. Аграмматическая дисграфия – несформированность у ребенка грамматических систем словообразования, что прежде всего находит отражение в его устной речи, проявляясь в неправильном согласовании слов. (Пример: ДЕТИ УЧИТСЯ ШКОЛЕ, ГРИБЫ РАСТУТ ПОД ЁЛКИ)
6. Смешанная форма дисграфии – несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма
Почему возникает дисграфия?
Нарушения письма - следствие ошибок в работе центров головного мозга, отвечающих за организацию письменной речи.
Эти ошибки могут происходить по нескольким причинам:
1. Незрелость отдельных структур головного мозга, участвующих в организации письменной речи, в результате родовой травмы, гипоксии (удушье), дефицита мозгового кровообращения.
2. Нарушения устной речи у дошкольников в дальнейшем могут проявляться в специфических ошибках на письме в школе.
3. Несформированная в срок ведущая роль одного из полушарий головного мозга может явиться причиной речевых расстройств, в том числе и письменной речи. Например, письмо правой рукой у ребенка-левши будет вызывать трудности в обучении.
Симптомы дисграфии
К основным диагностическим критериям нарушения письма можно отнести:
1. Наличие в письменных работах специфических ошибок:
пропуски, замены, перестановки, вставки букв, слогов, слов; ошибки обозначения мягкости на письме; зеркальное написание букв или другое искажение; отсутствие заглавной буквы и точки в предложении; слитное написание или разрыв слова.
2. Большое количество специфических ошибок: от 4 до 30 и более.
3. Стойкость ошибок: они встречаются во всех видах письменных работ (диктант, списывание, письмо по памяти, сочинение) в течение длительного времени.
Появились признаки дисграфии. Что делать?
Конечно, появление огромного количества ошибок на письме - сигнал для визита к логопеду. Однако несколькими простыми рекомендациями вы можете воспользоваться самостоятельно:
1. Избегайте бесконечного переписывания упражнений "начисто" или письма под диктовку.
2 Постарайтесь не упрекать ребенка за ошибки. Чтобы добиться успехов по русскому языку, ему необходима помощь логопеда.
3 Обращайте внимание на усердие ребенка, а не на количество ошибок. Вселите в него уверенность, что трудности в учёбе можно преодолеть.
Несколько рекомендаций родителям
Упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии
Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в коррекционной работе.
Упражнение Корректурная правка
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.
Упражнение Пишем вслух
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком (на стале стаял куфшин с малаком).
Под слабыми долями здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа зу*п, или перед глухим согласным, типа ло*шка. Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка ставить палочки, т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!
Упражнение Вглядись и разберись
Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).
Задание: внимательно вчитываясь, фотографируя текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: Запятая между прилагательным ясным и союзом и, во-первых, закрывает деепричастный оборот… , а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая ..., вторая ...", соединенные союзом и).
Упражнение Пропущенные буквы
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например:
....читель …ергей …ванович, …горь …етрович, …овар …ария …тепановна, …евочка …атя …орозова, …альчик …има …етухов, …орока …аля, …ошка …урка, …орова …очка, …обака …ушок.
Как писать диктанты в домашних условиях
1. Чрезвычайно медленно!!!
2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это не для него, так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия безударные гласные.
3. Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).
3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания (орфографическое проговаривание).
Дисграфия (графо – пишу, дис – расстройство) – специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.
Дисграфия может нарушаться как у детей, так и у взрослых. У взрослых сформированный навык письма частично нарушается или полностью утрачивается в связи с органическим поражением определенных отделов коры головного мозга (травмы, опухоли, нарушение мозгового кровообращения и т.п.). У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связанно с патологией беременности или родов у матери.
Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений: вместо МАМА – МОМО, вместо ЖУК – ЗУК, вместо ДОМ – БОМ и т.п. Наиболее встречаемые ошибки:
Замены букв (СЛЯПА вместо ШЛЯПА)
Пропуски букв (МАИНА вместо МАШИНА, ТУЛ вместо СТУЛ)
Вставка лишних букв (АВОТОБУС вместо АВТОБУС, КАРАТИНА, вместо КАРТИНА)
Перестановка букв (КОНРИ вместо КОРНИ, ВСЕТ вместо СВЕТ)
Недописывание слов (СИН вместо СИНИЙ, ДОРОГ вместо ДОРОГА)
Слияние нескольких слов в одно (МАМАМЫЛА вместо МАМА МЫЛА, ДЕТИИГРАЛИ вместо ДЕТИ ИГРАЛИ)
Разделения одного слова на части (О БЛАКО вместо ОБЛАКО, ТЕ ЛЕВИЗОР вместо ТЕЛЕВИЗОР)
Единой классификации дисграфии нет, но существует несколько форм дисграфии, которые встречаются наиболее часто:
1. Акустическая дисграфия – в ее основе лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, приводящим к частым заменам на письме соответствующих букв (ПОЛОТО вместо БОЛОТО)
2. Артикуляционно-акустическая дисграфия – связана со звуковыми заменами в устной речи, которые отражаются на письме. Сам характер письменных ошибок при акустической и артикуляционно-акустической дисграфии одинаков, разница лишь в том, что во втором случае и в устной речи ребенка также имеются однотипные звуковые замены, тогда как при акустической дисграфии этого не наблюдается. (Если ребенок говорит ЛАКЕТА вместо РАКЕТА, то так он и пишет это слово).
3. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока – ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова и звуки. В итоге правильная запись слов, не говоря уже о фразах, становится невозможной.
- запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) слова - ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ вместо ЦВЕТЫ СТОЯТ НА СТОЛЕ.
- пропуски в словах согласных букв, особенно при их стечении – ТРЕЛА вместо – СТРЕЛА.
- пропуски гласных букв (ТРКТОР вместо ТРАКТОР)
- вставка лишних букв (СТЛОЛ вместо СТОЛ)
- перестановка букв (ТУРБА вместо ТРУБА)
- разделение слова на части (ЛА МПА вместо ЛАМПА)
4. Оптическая дисграфия – трудность усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему похожими.
- замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Ш, П и Т, А и М), или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Б и Д, Ш и Т)
- недописывание элементов буквы
- зеркальное изображение букв
5. Аграмматическая дисграфия – несформированность у ребенка грамматических систем словообразования, что прежде всего находит отражение в его устной речи, проявляясь в неправильном согласовании слов. (Пример: ДЕТИ УЧИТСЯ ШКОЛЕ, ГРИБЫ РАСТУТ ПОД ЁЛКИ)
6. Смешанная форма дисграфии – несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма
Почему возникает дисграфия?
Нарушения письма - следствие ошибок в работе центров головного мозга, отвечающих за организацию письменной речи.
Эти ошибки могут происходить по нескольким причинам:
1. Незрелость отдельных структур головного мозга, участвующих в организации письменной речи, в результате родовой травмы, гипоксии (удушье), дефицита мозгового кровообращения.
2. Нарушения устной речи у дошкольников в дальнейшем могут проявляться в специфических ошибках на письме в школе.
3. Несформированная в срок ведущая роль одного из полушарий головного мозга может явиться причиной речевых расстройств, в том числе и письменной речи. Например, письмо правой рукой у ребенка-левши будет вызывать трудности в обучении.
Симптомы дисграфии
К основным диагностическим критериям нарушения письма можно отнести:
1. Наличие в письменных работах специфических ошибок:
пропуски, замены, перестановки, вставки букв, слогов, слов; ошибки обозначения мягкости на письме; зеркальное написание букв или другое искажение; отсутствие заглавной буквы и точки в предложении; слитное написание или разрыв слова.
2. Большое количество специфических ошибок: от 4 до 30 и более.
3. Стойкость ошибок: они встречаются во всех видах письменных работ (диктант, списывание, письмо по памяти, сочинение) в течение длительного времени.
Появились признаки дисграфии. Что делать?
Конечно, появление огромного количества ошибок на письме - сигнал для визита к логопеду. Однако несколькими простыми рекомендациями вы можете воспользоваться самостоятельно:
1. Избегайте бесконечного переписывания упражнений "начисто" или письма под диктовку.
2 Постарайтесь не упрекать ребенка за ошибки. Чтобы добиться успехов по русскому языку, ему необходима помощь логопеда.
3 Обращайте внимание на усердие ребенка, а не на количество ошибок. Вселите в него уверенность, что трудности в учёбе можно преодолеть.
Несколько рекомендаций родителям
Упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии
Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в коррекционной работе.
Упражнение Корректурная правка
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.
Упражнение Пишем вслух
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком (на стале стаял куфшин с малаком).
Под слабыми долями здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа зу*п, или перед глухим согласным, типа ло*шка. Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка ставить палочки, т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!
Упражнение Вглядись и разберись
Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).
Задание: внимательно вчитываясь, фотографируя текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: Запятая между прилагательным ясным и союзом и, во-первых, закрывает деепричастный оборот… , а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая ..., вторая ...", соединенные союзом и).
Упражнение Пропущенные буквы
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например:
....читель …ергей …ванович, …горь …етрович, …овар …ария …тепановна, …евочка …атя …орозова, …альчик …има …етухов, …орока …аля, …ошка …урка, …орова …очка, …обака …ушок.
Как писать диктанты в домашних условиях
1. Чрезвычайно медленно!!!
2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это не для него, так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия безударные гласные.
3. Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).
3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания (орфографическое проговаривание).