Публикации
Рабочая программа Студия "Аккордеон"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа Студия "Аккордеон"
Автор: Мещерякова Оксана Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа Студия "Аккордеон"
Автор: Мещерякова Оксана Викторовна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Коркинская детская музыкальная школа
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства
Студия Аккордеон
(подготовительный класс)
2021г.
Рассмотрено:
Методическим советом
протокол №3 от 30.12.2021г
Утверждено:
Педагогическим советом
Директор МБУДО КДМШ
протокол №3 от 30.12.2021г
Н.С. Попова
Разработчики: Мещерякова Оксана Викторовна–преподаватель МБУДО КДМШ
Рецензенты: Шаулина Ирина Николаевна –преподаватель МБУДО КДМШ
Содержание
I.Пояснительная записка…………………………………………………....4
II.Содержание учебного предмета………………………………………….6
III.Требования к уровню подготовки учащихся……………………………6
IV.Формы и методы контроля………………………………………………7
V.Методическое обеспечение учебного процесса…………………………8
VI.Списки рекомендуемой учебной и методической литературы………..11
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Центром музыкального воспитания и образования детей, по-прежнему, остаются Детские музыкальные школы и Детские школы искусств, т.к. они являются наиболее массовым звеном в системе музыкального образования. На основании программ, разработанных Министерством Культуры СССР (1967 г., 1988 г. и др.), прием детей в музыкальную школу в классе баяна и аккордеона производился в возрасте 9-10 лет с учетом специфики инструмента и физических данных ребенка. В настоящее время педагоги по классу баяна и аккордеона столкнулись с проблемой обучения детей 6-7 летнего возраста. В раннем возрасте наиболее полно раскрываются и реализуются врожденные способности и задатки. Раннее начало обучения имеет ряд значительных преимуществ — это касается прежде всего формирования игрового аппарата. Так как костно — мышечная система пятилетнего ребенка гораздо податливее, чем у семилетнего, легко формируются и закрепляются навыки координации движений, а практическая деятельность (игра на баяне, аккордеоне) с раннего возраста определяет стойкую мотивацию к обучению. Это так же связано с желанием родителей, обучать маленьких детей игре на таких инструментах, как баян и аккордеон. Данная программа рассчитана на 5 месяцев обучения детей в подготовительном классе и разработана на основе Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.
Срок реализации учебного предмета
Данная программа предназначена для детей 6-7 лет и рассчитана на 5 месяцев (январь – май). При реализации программы учебного предмета Музыкальный инструмент /аккордеон подготовительный класс, продолжительность учебных занятий составляет 20 недельных часов.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Продолжительность занятий 2 раза в неделю по 25 минут.
Цель учебного предмета
- воспитание у учащихся интереса к музыке;
- накопление музыкальных впечатлений;
- развитие музыкальных способностей;
- освоение элементарных понятий в увлекательной и доступной для детей игровой форме;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- развитие творческой активности;
- воспитание работоспособности и умения концентрировать внимание;
- развитие первичных навыков необходимых для самостоятельной работы дома.
Формирование слуховой восприимчивости, моторики, памяти, музыкальных представлений, мышления, развития специфических движений и действий, связанных с игрой на баяне-аккордеоне осуществляется в игровой форме.
Задачи учебного предмета
1. Развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память)
2. Формирование первоначальных навыков владения инструментом (посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения и меховедения, воспитание аппликатурной дисциплины).
3. Освоение первоначальных теоретических знаний (ключи, ноты, длительности нот, счет, паузы, динамика, штрихи и т.д.)
4. Приобщение ребенка к различным видам музыкальной деятельности (самостоятельное исполнение несложных песенок, игра в ансамбле с педагогом, пение под аккомпанемент, подбор по слуху, чтение с листа, ритмические упражнения и т.д.)
5. Сохранить любовь к музыке и развивать интерес к музыкальным занятиям (учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному ее восприятию).
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов, прослушивание аудио записей исполнителей на баяне, аккордеоне, симфонической музыки и другие);
- практический (владение штрихами и приемами игры на инструменте; умение исполнять различную по характеру, стилю музыку);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видео записями концертов и конкурсов.
Для этого класс должен быть оборудован музыкальными инструментами, стульями различный высоты, подставками для ног, аудио и видео техникой, компьютером и интернетом.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Умение правильно сидеть за инструментом и самостоятельно контролировать свою посадку. Освоение штрихов нон легато, легато, стаккато в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещением по октавам.
2. Подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок. Освоение нотной грамоты, простейшие упражнения в чтении нот с листа. Ансамблевое музицирование. Осмысленное восприятие и выучивание нотного текста (умение определять лад, характер, жанр, тональность).
3. В течение обучения педагог должен проработать с учеником 8-10 пьес, доступных технически и по содержанию (народные и детские песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды и ансамбли).
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Годовые требования
За полугодие учащийся должен освоить первоначальные основы музыкальной грамоты. Знать строение правой и левой клавиатур аккордеона. Овладеть первоначальными навыками игры на инструменте:
Ориентироваться в нотном тексте.
Освоить клавиатуру правой руки и основных басов левой руки (до, фа, соль-мажор)
Освоить штрих нон легато.
Освоить первые аппликатурные навыки.
Играть в ансамбле с преподавателем.
Пройти 6-8 пьес, упражнений, ансамблей
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Важным элементом учебного процесса в музыкальной школе является систематический контроль успеваемости учащихся.
Основными видами контроля успеваемости учащегося являются:
текущий контроль успеваемости учащегося
итоговая аттестация учащихся.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются:
систематичность,
учет индивидуальных особенностей обучаемого,
коллегиальность (для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся),
Текущий контроль осуществляется регулярно, начиная со второго урока. Преподаватель оценивает работу ученика в классе и его домашнюю подготовку по пяти бальной системе. Так как в подготовительном классе ребенок еще маленький, то и оценивать нужно его положительные стороны, чтобы не отбить желание ребенка посещать музыкальную школу и привить устойчивый интерес к занятиям.
Итоговый контроль осуществляется на переводном экзамене в конце учебного года, где учащийся показывает уровень освоения образовательной программы, по итогам которого учащиеся поступают в первый класс. На переводном экзамене в конце учебного года учащийся должен исполнить 1-2 пьесы или ансамбль с педагогом.
К концу обучения ученик должен:
- знать ноты первой, второй, малой октав;
- освоить правильную посадку, постановку рук, первичные аппликатурные навыки;
- исполнять ритмические группы из восьмых, четвертных и половинных нот;
- уметь исполнять пьесы двумя руками, контролировать звукоизвлечение, - освоить понятия: легато, нон легато, стаккато, пиано, форте, тоника, реприза, аппликатура, интервал, аккорд, темп, ансамбль, аккомпанемент.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Игровая деятельность, сопровождающая первое знакомство ребёнка с музыкальным инструментом, является естественным продолжением игр, посредством которых он первые годы жизни постигает мир. Работать с детьми в этот период означает для преподавателя - играть с ними, проявляя при этом тот же энтузиазм и ту же радость, что и сами дети. Игры с использованием инструмента преследуют определённую педагогическую цель, известную только преподавателю: он шаг за шагом следит за формированием качеств ребёнка - слуховой восриимчивости, моторики, памяти, музыкальных представлений, мышления, эмоционального настроя, не говоря уже о развитии специфических навыков необходимых для игры на баяне-аккордеоне.
Для осуществления этих целей преподаватель должен владеть богатым запасом методических средств (которые постоянно должны пополнять и совершенствовать):
- ритмическое эхо и диалоги;
- детские стихи с речетацией на одном звуке;
- песни в объёме трёх и более звуков;
- стихи, песни, небольшие аккордеонные пьески для работы над выразительностью и над техническими проблемами;
- детские игры, загадки, сказки;
- двигательные и расслабляющие упражнения для минутки отдыха.
С методической точки зрения распределение этих элементов может решаться разнообразными способами, но всегда с обязательным учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка. Чем больше преподаватель умеет вслушиваться в ребёнка, чем больше фантазии и творчества вкладывает он в свою работу, тем естественнее его контакт с ребёнком, тем эффективнее воспитательное воздействие.
Важно помнить, что особенности памяти и внимания у детей этого возраста обязательно требуют возвращения к пройденному материалу. Нужно время от времени возвращаться к уже знакомым играм, по возможности изменяя их и усложняя, находя новые повороты, приёмы. Какие находки наиболее удачны, подсказывают сами дети. Они просят повторить их снова и снова. Необходимо еще раз подчеркнуть – цель преподавателя на этой стадии обучения состоит не в том, чтобы пройти как можно больше материала, а в том, чтобы с наибольшей интенсивностью заинтересовать ребёнка в музыке.
Целесообразно включать в работу с учащимися ансамблевое музицирование. Ансамбли учитель-ученик систематически включаются во все разделы и специально не выделяются, так как являются неотъемлемым элементом педагогического процесса с первого урока. Большинство пьес дети играют вместе с учителем, что создаёт при минимальных трудностях впечатление законченного музыкального образа. Наряду с игрой в ансамбле с преподавателем, нужно вовлекать детей в более сложный вид музицирования - ансамбль из двух детей. Необходимо отметить, что в ансамблевой игре значительно эффективнее развивается навык чтения с листа. Ансамблевая игра позволяет принимать участие в публичных выступлениях на самых ранних этапах обучения, что способствует развитию у детей артистизма.
Обучение игре на инструменте начинается с так называемого донотного периода (На первом этапе исключить раздел – знакомство с нотной грамотой).
Убедившись в том, что малыш:
• слышит высокие и низкие звуки, движение мелодии вверх и вниз;
• хорошо знает строение клавиатуры, деление на октавы;
• название клавиш;
• имеет представление о том, что мелодия складывается из различных длительностей и имеет определенный метроритм;
• владеет навыками звукоизвлечения.
Можно приступить к изучению нотной грамоты и игре по нотам. Обучение нотной грамоте должно быть постепенным, не форсированным. Опыт показывает, что наилучший путь к овладению нотной грамотой - запись учеником играемых им мелодий. Не может быть и речи о разъяснении дошкольнику ритмических закономерностей. Ритм воспринимается ребенком в этом возрасте на слух, зрительно, с помощью текста, путем сравнения длинных и коротких длительностей. Незаменимыми в домашних занятиях являются нотные прописи, в которых довольно в простой форме излагается теоретический материал, много творческих заданий, загадок.
На уроке по специальности ученик должен, прежде всего, учиться играть на инструменте. Пьески необходимо подбирать с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
• Мелодии должны быть короткие (народные попевки, песенки и пьесы). Объем пьес не должен выходить за рамки 8 тактов.
• Пьесы желательно сопровождать стихами (поэтический текст не только создает эмоциональный настрой у ребенка, но и помогает понять ритмическую сторону песенки)
Музыкальное воспитание строить на русской национальной основе, на классических образах, на примерах фольклорного творчества других народов. Предпочтение следует отдавать игре нон легато.
Начинать обучение нужно с игры одним пальцем и от урока к уроку с каждой новой пьесой включать в работу все пальцы. Уже на первых занятиях ученик должен понять закономерности аппликатуры, исходя из естественного и удобного расположения пальцев на клавиатуре. Приступить к первому практическому уроку только после выполнения требований к посадке ученика, установке инструмента, постановки рук:
- подготовить ремни
- подобрать стул нужной высоты
VI.СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендуемые упражнения и этюды
Упражнение для левой руки (бас - мажорный аккорд, бас - 2 мажорных аккорда, бас - 3 мажорных аккорда от звуков фа, до, соль, ре, ля, ми, си).
Н. Корецкий Этюд До мажор
В. Клин Этюд До мажор
Ж. Арман Этюд До мажор
Г.Беренс Этюд До мажор
К.Черни Этюд До мажор
Л.Шитте Этюд Фа мажор
В.Лушников Этюд
Примерный репертуарный список
Припевка Русский народный наигрыш
Белорусская народная песня Колыбельная
Р.н.п. Как под горкой
А. Филиппенко Праздничная
У.н.п. Ой, лопнув обруч
Н. Метлов Паук и муха
А. Филиппенко Беспокойные сапожки
Р.н.п. Шуточная
Латышская народная песня Лошадка
Детская песенка Серенький козлик
Польская песня Весёлый сапожник
Украинский танец Гопак
Украинская нар. песня За городом качки плывут
Р.н.п. Я на горку шла
Р.н.п. Уж как по мосту, мосточку
Р.н.п. Ты пойди моя коровушка домой
Украинская нар. песня Ой джигуне, джигуне
Р.н.п. Степь да степь кругом
Р.н.п. Как на тоненький ледок
Бел. н. п. Перепелочка
Р. н. п. На горе - то калина
Р. н. п. Полянка
Р. н. п. Как пошли наши подружки
Р. н. п. Вдоль да по речке
Чешская народная песня По ягоды
Чешск. н. п. Аннушка
Р. н. п. Василек
Р. н. п. В темном лесе
Р. н. п. Перевоз Дуня держала
Лат. н. п. Петушок
Р. н. п. Солнышко
Р. Паулс Колыбельная
Р. н. п. Улица широкая, Как под горкой
Чешск. н. п. Мне моя матушка говорила
Р. н. п. Ой, есть лесу калина
Бел. н. п. Савка и Гришка
Р. н. п. Не летай, соловей
Укр. н. п. Солнце низенько
Укр. н. п. Сияв мужик просо
Гладков Я на солнышке лежу
Кабалевский Маленькая полька
Книппер Полюшко-поле
Качурбина Мишка с куклой танцуют полечку
Хренников Колыбельная
В. Калинников Тень-тень
Примерные программы контрольных уроков
I вариант
1. Р. н. н. Припевка
2. Н. Метлов. Паук и муха
2 вариант
1. А.Филиппенко. Беспокойные сапожки
2. Украинская народная песня Ой, лопнув обруч
3 вариант
1. Гладков Г. Песенка черепахи
2. Русская народная мелодия Во саду ли, в огороде
4 вариант
1.Украинская нар. песня Ой джигуне, джигуне
2. В. Калинников Тень-тень
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., 1981
2. Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная Школа игры на баяне. Ч. 1. М., 1975
3.Онегин А.,Школа игры на баяне. М., 1964,1986
4. Басурманов А. Самоучитель игры на баяне. М.,1986
5. Агафонов О.,Лондонов П., Соловьев Ю. Самоучитель игры на баяне. М., 1971, 1987
6. Накапкин В., Школа игры на готово-выборном баяне. М.,1985
7. Говорушко П., Начальная школа игры на баяне. 1988
8. Баян. Подготовительная группа. Учебный репертуар для ДМШ. Киев.,1984, 1988
9. Баян. Учебный репертуар для 2 класса ДМШ. Киев. 1970, 1981
10. Баян. Учебный репертуар для 1 класса ДМШ. Киев. 1976, 1981, 1983
11.Хрестоматия баяниста для ДМШ. 1-2 классы. Вып.1. Сост. Ю. Акимов и В. Грачев. М.,1971
12. Хрестоматия баяниста. ДМШ 1-2 классы. Педагогический репертуар. Сост. А. Крылусов. М.,1985
13. Этюды для баяна на разные виды техники. Учебный репертуар. ДМШ 2 класс. Киев. 1974
15. Этюды для баяна на разные виды техники. Учебный репертуар. ДМШ 2 класс. Киев. 1981
16. Этюды для баяна на разные виды техники. Учебный репертуар. ДМШ 3 класс. Киев. 1981
17. Репертуар художественной самодеятельности. Музыкальная акварель. Пьесы для баяна. Вып. 6. Сост. А. Судариков. Советский композитор. 1988
18. Мой друг баян. В.11. Сост. А. Бурмистров, изд. Советский композитор. 1984
19. Классические произведения в переложении для баяна. В. 2. Киев. 1974.
20. Хрестоматия баяниста. 1-5 классы ДМШ. Сост. А. Басурманов. М., 1966.
21. Хрестоматия начинающего баяниста. В. 3. Сост. В. Бухвостов. В. Скворцов, Для 1-5 классов ДМШ.
22. Мой друг баян. В. 16. Сост. Е. Двилянский. Советский композитор. 1989.
23. Альбом для детей. Произведения для баяна. В. 2. М., 1987.
24. Популярные произведения русских композиторов. Переложение для баяна. Л.,1982.
25. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. В. 4. Сост. Ф. Бушуев, А. Чиняков. М.,1974.
26. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. В. 6. Сост. В. Грачев, А. Крылусов. М., 1975.
27. Педагогический репертуар. Произведения русских и зарубежных композиторов. Для ДМШ. Переложение для баяна. В. 4. Л.,1989.
28. Мирек А. Школа игры на аккордеоне. М., 1970.
29. Наумов Г., Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М., 1970.
30. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. М., 1986.
31. Двилянский М. Самоучитель игры на аккордеоне. М., 1988.
32. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М., 1985.
33. Панайотов Л. Самоучитель игры на аккордеоне. Изд.3-е. М., 1984.
34. Хрестоматия аккордеониста. 1-2 класс ДМШ. Вып. 1. Сост.В. Бушуев, С.Павин. М., 1974.
35. Педагогический репертуар. ДМШ 1-2 классы. Хрестоматия аккордеониста. Сост. В.Гусев. Изд. 2-е. М.,1988
36. Народные песни и танцы для аккордеона. Вып. 2. М.,1966.
37. Первые шаги аккордеониста. Вып. 30. М., 1968.
38. Педагогический репертуар аккордеониста. 1-5 классы ДМШ. Вып. 6. Сост. М. Двилянский. М., 1969.
39. Баян. Учебный репертуар для ДМШ. 1 класс. Киев. 1976.
40. Баян. Учебный репертуар для 1 класса ДМШ. Киев. 1981, 1983.
41. Баян. Учебный репертуар для 2 класса ДМШ. Киев. 1970, 1981.
42.Хрестоматия баяниста для ДМШ 1-2 классы. Вып. 1. М.,1971.
43.Хрестоматия баяниста. ДМШ 1-2 классы. Сост. А. Крылусов. М., 1985.
44.Этюды для баяна на разные виды техники.2 класс ДМШ. Киев. 1974.
45.М. Двилянский. Самоучитель игры на аккордеоне. М., 1988.
46.Л. Панайотов. Самоучитель игры на аккордеоне. М., 1984.
47.Хрестоматия аккродеониста.1-2 классы ДМШ. Вып. 1. М., 1984.
48.Педагогический репертуар. 1-2 классы ДМШ. М.,1988.
49.А. Судариков. Основы начального обучения игре на баяне. Методическое пособие. Ч. 2. М.,1982.
Методическая литература
1.Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М., 1980
2.Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., 1981
3Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная школа игры на баяне. Ч. I. М., 1975. Ч. М, 1976 .
4. Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя-баяниста Баян и баянисты. Вып. 4. М., 1978
5. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978
6. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л., 1973
7. Беляков В., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна М., 1978
8. Бирмак А. О художественной технике пианиста М., 1973
9. Браудо И. Артикуляция. Л., 1973
11. Гвоздев П. Принципы образования звука па баяне и его извлечения // Баян и баянисты. Вып. 1. М., 1970
12. Гвоздев П. Работа баяниста над развитием техники // Баян и баянисты. Вып. I. М., 1970
13. Говорушко П. Начальный курс игры на готово-выборном баяне. Л., 1980
14.Горворушко П. Об основах развития исполнительских навыков баяниста // Методика обучения игре на народных инструментах. Л., 1975 .
15.Говорушко П. Школа игры на баяне. Л., 1981
16. Егоров Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне // Баян и баянисты. Вып., 2. М., 1974
17. Максимов В. Баян. Основы исполнительства и педагогики. С.-Пб., 2004
18. Мотов В. О некоторых приемах звукоизвлечения на баяне // Вопросы профессионального воспитания баяниста Вып. 48. М., 1980
19. Мотов В. Простейшие приемы варьирования. М., 1989
20. Мотов В., Шахов Г. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху. М,, 2002
6
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства
Студия Аккордеон
(подготовительный класс)
2021г.
Рассмотрено:
Методическим советом
протокол №3 от 30.12.2021г
Утверждено:
Педагогическим советом
Директор МБУДО КДМШ
протокол №3 от 30.12.2021г
Н.С. Попова
Разработчики: Мещерякова Оксана Викторовна–преподаватель МБУДО КДМШ
Рецензенты: Шаулина Ирина Николаевна –преподаватель МБУДО КДМШ
Содержание
I.Пояснительная записка…………………………………………………....4
II.Содержание учебного предмета………………………………………….6
III.Требования к уровню подготовки учащихся……………………………6
IV.Формы и методы контроля………………………………………………7
V.Методическое обеспечение учебного процесса…………………………8
VI.Списки рекомендуемой учебной и методической литературы………..11
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Центром музыкального воспитания и образования детей, по-прежнему, остаются Детские музыкальные школы и Детские школы искусств, т.к. они являются наиболее массовым звеном в системе музыкального образования. На основании программ, разработанных Министерством Культуры СССР (1967 г., 1988 г. и др.), прием детей в музыкальную школу в классе баяна и аккордеона производился в возрасте 9-10 лет с учетом специфики инструмента и физических данных ребенка. В настоящее время педагоги по классу баяна и аккордеона столкнулись с проблемой обучения детей 6-7 летнего возраста. В раннем возрасте наиболее полно раскрываются и реализуются врожденные способности и задатки. Раннее начало обучения имеет ряд значительных преимуществ — это касается прежде всего формирования игрового аппарата. Так как костно — мышечная система пятилетнего ребенка гораздо податливее, чем у семилетнего, легко формируются и закрепляются навыки координации движений, а практическая деятельность (игра на баяне, аккордеоне) с раннего возраста определяет стойкую мотивацию к обучению. Это так же связано с желанием родителей, обучать маленьких детей игре на таких инструментах, как баян и аккордеон. Данная программа рассчитана на 5 месяцев обучения детей в подготовительном классе и разработана на основе Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.
Срок реализации учебного предмета
Данная программа предназначена для детей 6-7 лет и рассчитана на 5 месяцев (январь – май). При реализации программы учебного предмета Музыкальный инструмент /аккордеон подготовительный класс, продолжительность учебных занятий составляет 20 недельных часов.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Продолжительность занятий 2 раза в неделю по 25 минут.
Цель учебного предмета
- воспитание у учащихся интереса к музыке;
- накопление музыкальных впечатлений;
- развитие музыкальных способностей;
- освоение элементарных понятий в увлекательной и доступной для детей игровой форме;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- развитие творческой активности;
- воспитание работоспособности и умения концентрировать внимание;
- развитие первичных навыков необходимых для самостоятельной работы дома.
Формирование слуховой восприимчивости, моторики, памяти, музыкальных представлений, мышления, развития специфических движений и действий, связанных с игрой на баяне-аккордеоне осуществляется в игровой форме.
Задачи учебного предмета
1. Развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память)
2. Формирование первоначальных навыков владения инструментом (посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения и меховедения, воспитание аппликатурной дисциплины).
3. Освоение первоначальных теоретических знаний (ключи, ноты, длительности нот, счет, паузы, динамика, штрихи и т.д.)
4. Приобщение ребенка к различным видам музыкальной деятельности (самостоятельное исполнение несложных песенок, игра в ансамбле с педагогом, пение под аккомпанемент, подбор по слуху, чтение с листа, ритмические упражнения и т.д.)
5. Сохранить любовь к музыке и развивать интерес к музыкальным занятиям (учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному ее восприятию).
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов, прослушивание аудио записей исполнителей на баяне, аккордеоне, симфонической музыки и другие);
- практический (владение штрихами и приемами игры на инструменте; умение исполнять различную по характеру, стилю музыку);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видео записями концертов и конкурсов.
Для этого класс должен быть оборудован музыкальными инструментами, стульями различный высоты, подставками для ног, аудио и видео техникой, компьютером и интернетом.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Умение правильно сидеть за инструментом и самостоятельно контролировать свою посадку. Освоение штрихов нон легато, легато, стаккато в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещением по октавам.
2. Подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок. Освоение нотной грамоты, простейшие упражнения в чтении нот с листа. Ансамблевое музицирование. Осмысленное восприятие и выучивание нотного текста (умение определять лад, характер, жанр, тональность).
3. В течение обучения педагог должен проработать с учеником 8-10 пьес, доступных технически и по содержанию (народные и детские песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды и ансамбли).
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Годовые требования
За полугодие учащийся должен освоить первоначальные основы музыкальной грамоты. Знать строение правой и левой клавиатур аккордеона. Овладеть первоначальными навыками игры на инструменте:
Ориентироваться в нотном тексте.
Освоить клавиатуру правой руки и основных басов левой руки (до, фа, соль-мажор)
Освоить штрих нон легато.
Освоить первые аппликатурные навыки.
Играть в ансамбле с преподавателем.
Пройти 6-8 пьес, упражнений, ансамблей
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Важным элементом учебного процесса в музыкальной школе является систематический контроль успеваемости учащихся.
Основными видами контроля успеваемости учащегося являются:
текущий контроль успеваемости учащегося
итоговая аттестация учащихся.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются:
систематичность,
учет индивидуальных особенностей обучаемого,
коллегиальность (для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся),
Текущий контроль осуществляется регулярно, начиная со второго урока. Преподаватель оценивает работу ученика в классе и его домашнюю подготовку по пяти бальной системе. Так как в подготовительном классе ребенок еще маленький, то и оценивать нужно его положительные стороны, чтобы не отбить желание ребенка посещать музыкальную школу и привить устойчивый интерес к занятиям.
Итоговый контроль осуществляется на переводном экзамене в конце учебного года, где учащийся показывает уровень освоения образовательной программы, по итогам которого учащиеся поступают в первый класс. На переводном экзамене в конце учебного года учащийся должен исполнить 1-2 пьесы или ансамбль с педагогом.
К концу обучения ученик должен:
- знать ноты первой, второй, малой октав;
- освоить правильную посадку, постановку рук, первичные аппликатурные навыки;
- исполнять ритмические группы из восьмых, четвертных и половинных нот;
- уметь исполнять пьесы двумя руками, контролировать звукоизвлечение, - освоить понятия: легато, нон легато, стаккато, пиано, форте, тоника, реприза, аппликатура, интервал, аккорд, темп, ансамбль, аккомпанемент.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Игровая деятельность, сопровождающая первое знакомство ребёнка с музыкальным инструментом, является естественным продолжением игр, посредством которых он первые годы жизни постигает мир. Работать с детьми в этот период означает для преподавателя - играть с ними, проявляя при этом тот же энтузиазм и ту же радость, что и сами дети. Игры с использованием инструмента преследуют определённую педагогическую цель, известную только преподавателю: он шаг за шагом следит за формированием качеств ребёнка - слуховой восриимчивости, моторики, памяти, музыкальных представлений, мышления, эмоционального настроя, не говоря уже о развитии специфических навыков необходимых для игры на баяне-аккордеоне.
Для осуществления этих целей преподаватель должен владеть богатым запасом методических средств (которые постоянно должны пополнять и совершенствовать):
- ритмическое эхо и диалоги;
- детские стихи с речетацией на одном звуке;
- песни в объёме трёх и более звуков;
- стихи, песни, небольшие аккордеонные пьески для работы над выразительностью и над техническими проблемами;
- детские игры, загадки, сказки;
- двигательные и расслабляющие упражнения для минутки отдыха.
С методической точки зрения распределение этих элементов может решаться разнообразными способами, но всегда с обязательным учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка. Чем больше преподаватель умеет вслушиваться в ребёнка, чем больше фантазии и творчества вкладывает он в свою работу, тем естественнее его контакт с ребёнком, тем эффективнее воспитательное воздействие.
Важно помнить, что особенности памяти и внимания у детей этого возраста обязательно требуют возвращения к пройденному материалу. Нужно время от времени возвращаться к уже знакомым играм, по возможности изменяя их и усложняя, находя новые повороты, приёмы. Какие находки наиболее удачны, подсказывают сами дети. Они просят повторить их снова и снова. Необходимо еще раз подчеркнуть – цель преподавателя на этой стадии обучения состоит не в том, чтобы пройти как можно больше материала, а в том, чтобы с наибольшей интенсивностью заинтересовать ребёнка в музыке.
Целесообразно включать в работу с учащимися ансамблевое музицирование. Ансамбли учитель-ученик систематически включаются во все разделы и специально не выделяются, так как являются неотъемлемым элементом педагогического процесса с первого урока. Большинство пьес дети играют вместе с учителем, что создаёт при минимальных трудностях впечатление законченного музыкального образа. Наряду с игрой в ансамбле с преподавателем, нужно вовлекать детей в более сложный вид музицирования - ансамбль из двух детей. Необходимо отметить, что в ансамблевой игре значительно эффективнее развивается навык чтения с листа. Ансамблевая игра позволяет принимать участие в публичных выступлениях на самых ранних этапах обучения, что способствует развитию у детей артистизма.
Обучение игре на инструменте начинается с так называемого донотного периода (На первом этапе исключить раздел – знакомство с нотной грамотой).
Убедившись в том, что малыш:
• слышит высокие и низкие звуки, движение мелодии вверх и вниз;
• хорошо знает строение клавиатуры, деление на октавы;
• название клавиш;
• имеет представление о том, что мелодия складывается из различных длительностей и имеет определенный метроритм;
• владеет навыками звукоизвлечения.
Можно приступить к изучению нотной грамоты и игре по нотам. Обучение нотной грамоте должно быть постепенным, не форсированным. Опыт показывает, что наилучший путь к овладению нотной грамотой - запись учеником играемых им мелодий. Не может быть и речи о разъяснении дошкольнику ритмических закономерностей. Ритм воспринимается ребенком в этом возрасте на слух, зрительно, с помощью текста, путем сравнения длинных и коротких длительностей. Незаменимыми в домашних занятиях являются нотные прописи, в которых довольно в простой форме излагается теоретический материал, много творческих заданий, загадок.
На уроке по специальности ученик должен, прежде всего, учиться играть на инструменте. Пьески необходимо подбирать с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
• Мелодии должны быть короткие (народные попевки, песенки и пьесы). Объем пьес не должен выходить за рамки 8 тактов.
• Пьесы желательно сопровождать стихами (поэтический текст не только создает эмоциональный настрой у ребенка, но и помогает понять ритмическую сторону песенки)
Музыкальное воспитание строить на русской национальной основе, на классических образах, на примерах фольклорного творчества других народов. Предпочтение следует отдавать игре нон легато.
Начинать обучение нужно с игры одним пальцем и от урока к уроку с каждой новой пьесой включать в работу все пальцы. Уже на первых занятиях ученик должен понять закономерности аппликатуры, исходя из естественного и удобного расположения пальцев на клавиатуре. Приступить к первому практическому уроку только после выполнения требований к посадке ученика, установке инструмента, постановки рук:
- подготовить ремни
- подобрать стул нужной высоты
VI.СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендуемые упражнения и этюды
Упражнение для левой руки (бас - мажорный аккорд, бас - 2 мажорных аккорда, бас - 3 мажорных аккорда от звуков фа, до, соль, ре, ля, ми, си).
Н. Корецкий Этюд До мажор
В. Клин Этюд До мажор
Ж. Арман Этюд До мажор
Г.Беренс Этюд До мажор
К.Черни Этюд До мажор
Л.Шитте Этюд Фа мажор
В.Лушников Этюд
Примерный репертуарный список
Припевка Русский народный наигрыш
Белорусская народная песня Колыбельная
Р.н.п. Как под горкой
А. Филиппенко Праздничная
У.н.п. Ой, лопнув обруч
Н. Метлов Паук и муха
А. Филиппенко Беспокойные сапожки
Р.н.п. Шуточная
Латышская народная песня Лошадка
Детская песенка Серенький козлик
Польская песня Весёлый сапожник
Украинский танец Гопак
Украинская нар. песня За городом качки плывут
Р.н.п. Я на горку шла
Р.н.п. Уж как по мосту, мосточку
Р.н.п. Ты пойди моя коровушка домой
Украинская нар. песня Ой джигуне, джигуне
Р.н.п. Степь да степь кругом
Р.н.п. Как на тоненький ледок
Бел. н. п. Перепелочка
Р. н. п. На горе - то калина
Р. н. п. Полянка
Р. н. п. Как пошли наши подружки
Р. н. п. Вдоль да по речке
Чешская народная песня По ягоды
Чешск. н. п. Аннушка
Р. н. п. Василек
Р. н. п. В темном лесе
Р. н. п. Перевоз Дуня держала
Лат. н. п. Петушок
Р. н. п. Солнышко
Р. Паулс Колыбельная
Р. н. п. Улица широкая, Как под горкой
Чешск. н. п. Мне моя матушка говорила
Р. н. п. Ой, есть лесу калина
Бел. н. п. Савка и Гришка
Р. н. п. Не летай, соловей
Укр. н. п. Солнце низенько
Укр. н. п. Сияв мужик просо
Гладков Я на солнышке лежу
Кабалевский Маленькая полька
Книппер Полюшко-поле
Качурбина Мишка с куклой танцуют полечку
Хренников Колыбельная
В. Калинников Тень-тень
Примерные программы контрольных уроков
I вариант
1. Р. н. н. Припевка
2. Н. Метлов. Паук и муха
2 вариант
1. А.Филиппенко. Беспокойные сапожки
2. Украинская народная песня Ой, лопнув обруч
3 вариант
1. Гладков Г. Песенка черепахи
2. Русская народная мелодия Во саду ли, в огороде
4 вариант
1.Украинская нар. песня Ой джигуне, джигуне
2. В. Калинников Тень-тень
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., 1981
2. Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная Школа игры на баяне. Ч. 1. М., 1975
3.Онегин А.,Школа игры на баяне. М., 1964,1986
4. Басурманов А. Самоучитель игры на баяне. М.,1986
5. Агафонов О.,Лондонов П., Соловьев Ю. Самоучитель игры на баяне. М., 1971, 1987
6. Накапкин В., Школа игры на готово-выборном баяне. М.,1985
7. Говорушко П., Начальная школа игры на баяне. 1988
8. Баян. Подготовительная группа. Учебный репертуар для ДМШ. Киев.,1984, 1988
9. Баян. Учебный репертуар для 2 класса ДМШ. Киев. 1970, 1981
10. Баян. Учебный репертуар для 1 класса ДМШ. Киев. 1976, 1981, 1983
11.Хрестоматия баяниста для ДМШ. 1-2 классы. Вып.1. Сост. Ю. Акимов и В. Грачев. М.,1971
12. Хрестоматия баяниста. ДМШ 1-2 классы. Педагогический репертуар. Сост. А. Крылусов. М.,1985
13. Этюды для баяна на разные виды техники. Учебный репертуар. ДМШ 2 класс. Киев. 1974
15. Этюды для баяна на разные виды техники. Учебный репертуар. ДМШ 2 класс. Киев. 1981
16. Этюды для баяна на разные виды техники. Учебный репертуар. ДМШ 3 класс. Киев. 1981
17. Репертуар художественной самодеятельности. Музыкальная акварель. Пьесы для баяна. Вып. 6. Сост. А. Судариков. Советский композитор. 1988
18. Мой друг баян. В.11. Сост. А. Бурмистров, изд. Советский композитор. 1984
19. Классические произведения в переложении для баяна. В. 2. Киев. 1974.
20. Хрестоматия баяниста. 1-5 классы ДМШ. Сост. А. Басурманов. М., 1966.
21. Хрестоматия начинающего баяниста. В. 3. Сост. В. Бухвостов. В. Скворцов, Для 1-5 классов ДМШ.
22. Мой друг баян. В. 16. Сост. Е. Двилянский. Советский композитор. 1989.
23. Альбом для детей. Произведения для баяна. В. 2. М., 1987.
24. Популярные произведения русских композиторов. Переложение для баяна. Л.,1982.
25. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. В. 4. Сост. Ф. Бушуев, А. Чиняков. М.,1974.
26. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. В. 6. Сост. В. Грачев, А. Крылусов. М., 1975.
27. Педагогический репертуар. Произведения русских и зарубежных композиторов. Для ДМШ. Переложение для баяна. В. 4. Л.,1989.
28. Мирек А. Школа игры на аккордеоне. М., 1970.
29. Наумов Г., Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М., 1970.
30. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. М., 1986.
31. Двилянский М. Самоучитель игры на аккордеоне. М., 1988.
32. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М., 1985.
33. Панайотов Л. Самоучитель игры на аккордеоне. Изд.3-е. М., 1984.
34. Хрестоматия аккордеониста. 1-2 класс ДМШ. Вып. 1. Сост.В. Бушуев, С.Павин. М., 1974.
35. Педагогический репертуар. ДМШ 1-2 классы. Хрестоматия аккордеониста. Сост. В.Гусев. Изд. 2-е. М.,1988
36. Народные песни и танцы для аккордеона. Вып. 2. М.,1966.
37. Первые шаги аккордеониста. Вып. 30. М., 1968.
38. Педагогический репертуар аккордеониста. 1-5 классы ДМШ. Вып. 6. Сост. М. Двилянский. М., 1969.
39. Баян. Учебный репертуар для ДМШ. 1 класс. Киев. 1976.
40. Баян. Учебный репертуар для 1 класса ДМШ. Киев. 1981, 1983.
41. Баян. Учебный репертуар для 2 класса ДМШ. Киев. 1970, 1981.
42.Хрестоматия баяниста для ДМШ 1-2 классы. Вып. 1. М.,1971.
43.Хрестоматия баяниста. ДМШ 1-2 классы. Сост. А. Крылусов. М., 1985.
44.Этюды для баяна на разные виды техники.2 класс ДМШ. Киев. 1974.
45.М. Двилянский. Самоучитель игры на аккордеоне. М., 1988.
46.Л. Панайотов. Самоучитель игры на аккордеоне. М., 1984.
47.Хрестоматия аккродеониста.1-2 классы ДМШ. Вып. 1. М., 1984.
48.Педагогический репертуар. 1-2 классы ДМШ. М.,1988.
49.А. Судариков. Основы начального обучения игре на баяне. Методическое пособие. Ч. 2. М.,1982.
Методическая литература
1.Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М., 1980
2.Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., 1981
3Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная школа игры на баяне. Ч. I. М., 1975. Ч. М, 1976 .
4. Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя-баяниста Баян и баянисты. Вып. 4. М., 1978
5. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978
6. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л., 1973
7. Беляков В., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна М., 1978
8. Бирмак А. О художественной технике пианиста М., 1973
9. Браудо И. Артикуляция. Л., 1973
11. Гвоздев П. Принципы образования звука па баяне и его извлечения // Баян и баянисты. Вып. 1. М., 1970
12. Гвоздев П. Работа баяниста над развитием техники // Баян и баянисты. Вып. I. М., 1970
13. Говорушко П. Начальный курс игры на готово-выборном баяне. Л., 1980
14.Горворушко П. Об основах развития исполнительских навыков баяниста // Методика обучения игре на народных инструментах. Л., 1975 .
15.Говорушко П. Школа игры на баяне. Л., 1981
16. Егоров Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне // Баян и баянисты. Вып., 2. М., 1974
17. Максимов В. Баян. Основы исполнительства и педагогики. С.-Пб., 2004
18. Мотов В. О некоторых приемах звукоизвлечения на баяне // Вопросы профессионального воспитания баяниста Вып. 48. М., 1980
19. Мотов В. Простейшие приемы варьирования. М., 1989
20. Мотов В., Шахов Г. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху. М,, 2002
6