Публикации
Освоение навыков звукоизвлечения и меховедения на начальном этапе обучения в классе аккордеона
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Освоение навыков звукоизвлечения и меховедения на начальном этапе обучения в классе аккордеона
Автор: Мещерякова Оксана Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Освоение навыков звукоизвлечения и меховедения на начальном этапе обучения в классе аккордеона
Автор: Мещерякова Оксана Викторовна
План открытого урокаПредмет: «Аккордеон»Объект: учащийся подготовительного класса Шамсутдинов МихаилПреподаватель: Мещерякова О.В.Дата проведения: 26.01.2023 г.Тема урока: «Освоение навыков звукоизвлечения и меховедения на начальном этапе обучения в классе аккордеона»Цели урока: Развитие творческих и исполнительских способностей воспитанника; Формирование навыков игры на аккордеоне; Привить любовь к инструменту, уважительное и серьезное отношение к работе с ним. Задачи: Обучающие: Задача начального обучения – введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и нструментального воплощения в доступной и увлекательной для этого возраста форме; привить навыки игры в ансамбле.Воспитательные: Пробудить у ребенка желание овладеть языком музыки, не отрывая его от естественных для его возраста интересов.Развивающие: Развить заложенное в каждом ребенке творческое начало, развивать музыкально – слуховые представления, музыкально – образное мышление; развитие внимания, музыкального слуха.Структура урока:Вступительное слово преподавателя: основные принципы работы над меховедением и звукоизвлечением с начинающим аккордеонистом. Практическая часть: упражнения на формирование у учащегося навыков звукоизвлечения и меховедения. Работа над произведениями:Детские песенки: Эхо, Петя – барабанщик, Бобик, Жучка, Лошадка.Ансамбли: Дождик, Радуга.Начальная стадия обучения игре на инструменте является наиболееважной и ответственной: в этот период закладывается основной фундамент педагога.Все на первых уроках педагог должен ясно и доходчиво объяснить и показать ученику то, что составляет основу основ игры на аккордеоне: посадку, постановку инструмента, постановку рук, пальцев, аппликатурную систему, технику ведения меха, приемы звукоизвлечения.Итак, прежде чем ученик произведет на инструменте первые звуки, он должен пройти этап акклиматизации.Под акклиматизацией имеется в виду серия первоначальных уроков по темам:1. Первоначальные навыки обращения с инструментом.2. Формирование предварительных игровых навыков без инструмента.3. Формирование начальных навыков игры:Движение руки к клавиатуре; Местоположение пальцев на клавиатуре; Беззвучное погружение их в клавиши. Следующий этап работы с учащимися это:1. Начальные навыки звукоизвлечения на левой клавиатуре.2. Звукоизвлечение на правой клавиатуре.1. Первоначальные навыки обращения с инструментом.Освоение естественной посадки, постановки инструмента и начальной координации меховедения – важные навыки начального периода обучения.Для занятий в школе и дома необходимо подобрать соответствующий физическим данным ученика стул с жестким или полужестким сиденьем. Высота ножек стула должна соответствовать высоте ноги от колена ученика до пола. Ученик садится на половину сиденья стула, располагая ноги на ширине плеч и хорошо опираясь обеими ногами на пол.Инструмент нижней частью грифа опирается о бедро правой ноги, нижней частью плоскости опирается на левое бедро. Необходимо объяснить ребенку точки опоры – ноги, стул; ремни – правый, левый, боковой ремень. Ребенок должен понять, что руки освобождены для игры. Чтобы лучше была опора в ноги – спина наклонена вперед.Следующий раздел урока – помочь ученику найти кнопку воздушного клапана и предложить ему выполнить несколько медленных движений мехом на «вдох» и «выдох». Далее можно рекомендовать и другие подобные упражнения, например:1. Дыхание спящего человека – спокойный, ровный, длинный вдох и выдох;2. Дыхание бегущего человека;3. Паровозик;4. Спокойный ветер;5. Сильный ветер.2. Формирование предварительных игровых навыков без инструмента.Для формирования постановочных навыков, рук, кисти, пальцев, предлагаю следующие упражнения:1. Опираясь согнутыми в локтях руками о стол, ученик поднимает вытянутые кисти вверх и внезапно роняет их вниз под весом собственной тяжести.2. Опираясь согнутыми в локтях руками о стол, ученик в медленном темпе совершает круговые движения расслабленными кистями в разные стороны.3. Ученик опускает все пальцы руки на поверхность опираясь только на подушечки. Пальцы сохраняют естественное полусогнутое состояние. Плавным скользящим движением рука перемещается в сторону от себя и возвращается в исходное положение без отрыва пальцев от поверхности стола.4. Упражнение «Курочка» - ученик садится на стул и предплечьем руки опирается о стол. Первый и третий пальцы сомкнуты вместе и внешне имитируют птичий клюв. Кисть в расслабленном состоянии опирается на «клюв». Затем «курочка» начинает «клевать зернышки», совершая подъемы и легкие броски кисти.3. Формирование начальных навыков.От правильной постановки рук зависит работа нужных групп мышц, а следовательно и правильное звукоизвлечение, выполнение штрихов и техника ведения меха. Для этой цели провожу следующее упражнение:Упражнение «Лебедь» - ученик садится за инструмент. Правая рука свободно опущена. Кисть и предплечье находятся в естественном положении без прогибов в запястье. Затем рука сгибается в локте, отводится в сторону и плавно опускается в клавиатуру. После небольшой паузы следует выполнить снятие руки плавным движением от клавиатуры.Местоположение пальцев на клавиатуре:Контроль за этим моментом в формировании первоначальных навыков имеет большое значение на каждом уроке первых 2-х месяцев.Рациональным положением пальцев на левой клавиатуре считаю следущую позицию: 2,3,4 пальцы становятся на основной ряд. Кисть занимает исходное положение. 5 палец, как и все остальные в полусогнутом положении, отстает чуть сзади, т.е. на соседнем ряду.Позиция для положения пальцев на правой клавиатуре: все пять пальцев находятся в полусогнутом положении на клавиатуре в пределах первой октавы. Причем 1-й палец занимает начало клавиши, а 5-й располагается вблизи черных клавиш.По мере закрепления навыков движения к клавиатуре и местоположения пальцев сроки перехода к следующему этапу первых шагов решаются в индивидуальном порядке. Для одних учащихся переход к звукоизвлечению возможен на 2-ом или 3-м занятии, для других в более поздние сроки.Однако, как для тех или других на данном этапе обучения обязательным условием является закрепление навыков контакта пальцев с клавишами, т.е. ощущения точки опоры руки на клавиатуре.С этой целью предлагается освоить прием беззвучного погружения пальца в клавишу: легким, плавным движением погрузить палец до дна клавиши. При этом следить, чтобы ученик не давил рукой в клавиатуру. Сигналом неверно воспринимаемого ощущения является стремление поднимать вверх над клавиатурой не занятые пальцы.На уроках для развития этого навыка использую также упражнение «Кнопка» - на соразмерность мышечных усилий. Подушечкой 3-го пальца ученик касается поверхности одной из клавиш и мягким нажимом погружает ее до дна, ощущая при этом опору.Начальные навыки звукоизвлечения на левой клавиатуре.После подготовительной работы периода акклиматизации можно переходить к звукоизвлечению. Звукоизвлечение начинаем на левой клавиатуре.Первые игровые действия следует связать с выработкой ощущения вертикальных и продольных рядов и нахождения на ощупь басов основного ряда и их мажорных аккордов. Делать это лучше и легче ученику в верхних рядах клавиатуры.Упражнение «Вертикаль»: Все 5 пальцев занимают позицию на одном из крайних рядов, после чего рука под собственной тяжестью медленно скользит вниз, затем – вверх (выработка ощущения рядов). При чередовании басов и аккордов необходимо добиваться их полного и раздельного звучания, невысокого подъема 2-го , 3-го пальцев над клавиатурой. После выработки навыка свободной игры на 3-х верхних рядах, можно перевести руку для игры тех же последовательностей от баса «до». При чередовании басов и их мажорных аккордов по формуле Т, D, S, ученик осваивает аккомпанемент, на котором строится большинство народных тем. Упражнения для левой руки.Звукоизвлечение на правой клавиатуре.Для правильного извлечения звука на инструменте ученику нужно освоить 2 приема: 1) нажатие клавиши; 2) ведение мехаНажимать клавиши следует подушечками полусогнутых пальцев, локоть правой руки отводится при этом в сторону от корпуса, на расстояние, которое обеспечивало бы положение кисти руки как естественное положение предплечья.Усвоив эти основные положения рук, ученик может приступать к игре отдельных звуков на правой клавиатуре. Ему важно убедиться в том, что звук зависит от меха, а не от силы нажатия клавиши. Упражнения на правой клавиатуре.Уже в этих первых упражнениях необходимо обратить внимание ребенка на качество воспроизводимого звука. Звук должен быть сочным, певучим, долго длящимся. Надо избегать как бледного, так и резкого, стучащего звука. Важно, чтобы палец при этом опускался на клавишу без предварительного ее «нащупывания».После отработки упражнений можно переходить к разучиванию маленьких пьесок: «Напев», «Василек», «Петушок» и другие.На этих пьесках следует закрепить первое положение правой руки и первоначальные навыки игры. Отрабатывать пьесы, играя их по нотам в медленном темпе сочным и полным звуком; внимательно следить за правильной сменой меха, аппликатурой, постоянно слушая себя как бы со стороны.*****Новый этап работы с учеником над первоначальными навыками игры на инструменте. Этап перехода от простого к сложному. Для передачи образного содержания пьесы педагог должен заложить в ученика навыки звукоизвлечения и меховедения.Работа над пьесами: Эхо, Петя – барабанщик, Бобик, Жучка, Лошадка.Ансамбли: Дождик, Радуга