Публикации Использование проектно исследовательского метода на уроках и внеурочной деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование проектно исследовательского метода на уроках и внеурочной деятельности
Автор: Татьяна Анатольевна Фидря

Тема выступления: Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах во внеурочной и урочной деятельности.
"Исследовать — значит видеть то, чтовидели все, идуматьтак, какнедумал никто." СЛАЙД 1
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, направленная на достижение общего результата деятельности.
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. СЛАЙД 2
Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний.
В современных условиях нам необходимы новые методы СЛАЙД 3, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой.
Как организовать учение через желание? СЛАЙД 4
Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний? Сегодняшний выпускник школы должен обладать не только знаниями по основным предметам, но также владеть практическими навыками и умениями.
Для достижения такого результата я применяю научно-исследовательские проекты. СЛАЙД 5
Например: творческий проект изготовление цветов из бумажных салфеток., оригами и волшебство, к появлению этих творческих проектов способствовали уроки технологии и интерес у творческих ребят. СЛАЙД 6-7 Творческий проект оригами и волшебство. Призёр муниципального этапа конкурса: Я-исследователь, победитель муниципального конкурса Эврика, призёр г.Абинска Эврика, участник регионального конкурса Я – исследователь, победитель регионального конкурса исследовательских работ Крылатые качели
Например следующая исследовательская работа была начата ещё можно сказать со знакомства с ребёнком на подготовке.
СЛАЙДЫ 8, 9, 10
Девочка с раннего детства увлекалась книгами, мультиками, рассказами о динозаврах. Рассказав про это мы решили сначала изучить историю, не думали о работе как исследовании. Но при изучении и поиске информации как то сама собой возникла эта работа, которая неоднократно принемала участие в разных конкурсах: Я-исследователь, статус призёр муниципальный этап, Эврика статус победитель муниципальный этап и призёр г.Абинск, работа заняла призовое место на молодёжном фестивале Славянского пединститута.
Работая не уроке и внеурочной деятельности возникает много идей, способствуют некоторым знания учащихся, стремление к новому, умение выполнять своими руками разные творческие работы. Так каждый год проводится конкурс семейные экологические проекты, мы решили принять участие в нём с готовой работой, т.к. уже некоторые заметки и работы были проведены, оставалось только оформить саму работу. СЛАЙД 11
Статус победитель муниципальный этап
Чтобы погрузить учащихся в творческий процесс обучения, стремления к открытиям, активному умственному труду, в урочной деятельности применяю технологии проектно – исследовательского обучения, что позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. СЛАЙД 12
Применяю различные виды проектов:
В начальной школе – игра является главным способом получения ребёнком социального опыта.
Во время проведения игровых проектов происходит эффективная работа над практикой устной речи, многие одарённые дети замкнуты, застенчивы. Такие проекты позволяют и проявить себя.
- Информативно – исследовательские проекты, позволяют одарённому ребенку совершенствовать умения работать с информацией, оформлять и публично защищать работу. СЛАЙД 13
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.
В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование.
Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта.
При этом учителю необходимо:
*владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся
*уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом
Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно. СЛАЙД 14(ПРОЧИТАТЬ СО СЛАЙДА)
Тот из ребят, кто участвует в различных исследованиях, проектах без труда может выступить в разной аудитории и при этом не растеряться, у этого ребёнка увеличиваются знания в той сфере, над которой он работает, добывая при этом новую информации, тем самым ребёнок развивается. Могу сказать, что и учитель и взрослые, которые работают над любой темой при выполнении узнают новое и открывают для себя новые знания. Работа над проектами позволяет выработать и развить ценностно-смысловые компетенции, а именно: освоение навыков целеполагания, формулирования проблемы, планирования работы, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение самостоятельно конструировать свои наработки, презентовать их. Некоторые работы моих одарённых учащихся – стали призёрами и победителями районных, краевых, региональных и всероссийских конкурсов. Хотелось рассказать ещё об одной работе, которую также предложил ребёнок, а родители поддержали этот выбор и конечно же помогли. СЛАЙД 15-17
ВыращиваниеЦарь – рыбы в домашних условиях Данная работа приняла участие в конкурсах Я- исследователь мун. этап призёр, в региональном этапе- победитель. Эврика в мун. этапе призёр. Во всероссийском конкурсе исследовательских работ имени Менделеева заняла первое место- победитель.
Опыты данной работы вам представит ученица уже 4 класса. А завершить своё выступление хотелось бы высказыванием:" Никто не знает своих сил, пока не попробует" Пробуйте и у вас всё получится!
СЛАЙД 18
4