Публикации
Дополнитнльная общеразвивающая программа по развитию связной речи у детей 5-6 лет с использованием ИКТ"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнитнльная общеразвивающая программа по развитию связной речи у детей 5-6 лет с использованием ИКТ"
Автор: Шакирзянова Роза Миннегафуриевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнитнльная общеразвивающая программа по развитию связной речи у детей 5-6 лет с использованием ИКТ"
Автор: Шакирзянова Роза Миннегафуриевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №12 «Росинка»» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района РТСогласовано: Утверждаю:Старший воспитатель Заведующий МБДОУ__________ И.И. Насибуллина «Детский сад комбинированного вида №12 «Росинка»» г. Азнакаево _____________Э.М. Зарипова РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольниковна 2021 – 2022 учебный год Принята на педагогическом совете Протокол №______ от_______2021 г. Учитель-логопед: Шакирзянова Р.М. Азнакаево2021 г.Содержание.1. Аннотоция. 3-42. Особенности организации образовательного процесса. 4-93. Задачи и содержание деятельности воспитателя и логопеда. 8-114. Формы и средства организации образовательной деятельности. 115. Перспективное планирование 12-277. Библиография 28Аннотация.Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5- 6летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея сохранный слух и полноценный интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Значительная распространенность данного вида речевого нарушения зависит от множества наследственных и внешних факторов современной жизни, которые выражаются в виде мелких парциальных нарушений. В первую очередь страдают наиболее молодые в эволюционном отношении функции, в частности, различные звенья порождения речи.Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.Неправильное произношение звуков в данном случае – лишь вершина айсберга, так как эти отклонения в своей основе имеют недоразвитие фонематического восприятия: затруднения в различении звуков на слух и в произношении, ошибки при определении общего звука в словах, наличия звука в слове в чужой и собственной речи, в различении слов-паронимов. Наряду с низким уровнем развития фонематического восприятия у такой категории детей слабо сформированы навыки звукового анализа и синтеза: они не могут выделить первый и последний звук в слове, определить место звука в слове, последовательность звуков в слове.Основная цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучать изменению просодических характеристик высказываний в зависимости от речевых намерений, развивать и совершенствовать лексико-грамматическую систему и связную речь воспитанников.Достижение заявленной цели возможно через решение следующих задач:1.Развитие артикуляционного и голосового аппарата:2.Постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образования звуков, особенности их произнесения);3.Дифференциация звуков на слух и в произношении;4.Формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков;5.Развитие умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи в соответствии с конкретными условиями общения.6.Формирование навыков звукового анализа слов; членения предложений на слова; знакомство с буквами русского алфавита, обозначающими сохранные и с корригированные звуки.7.Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:8.Развитие качественной характеристики лексических средств;9.Выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;10.Развивать внимание и интерес к слову; выделять и правильно называть существенные признаки; уточнять понимание и употребление видовых, родовых понятий, обобщающих слов;11.Обращать внимание на правильное употребление скорректированных звуков в словах доступной звукослоговой структуры, не ограничивая при этом объем свободных детских высказываний.12.Формирование морфологической и синтаксической сторон речи.13.Развитие диалогической и монологической форм речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей).Итак, обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает овладение фонетическим строем языка, подготовку к овладению навыками письма и чтения аналитико-синтетическим методом и предполагает усвоение элементарной грамоты и графомоторных навыков. В связи с этим программа ориентирована на овладение артикуляционными характеристиками звуков, которые лежат в основе восприятия речевых сообщений и определяют уровень развития языковой способности ребенка, также предусмотрено проведение систематических упражнений, направленных на расширение и уточнение лексики, на воспитание грамматически правильной связной выразительной речи и подготовки ребенка к школьному обучению.Ожидаемые результаты:В итоге коррекционной работы дети должны:Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи; Овладеть правильным звукослоговым оформлением речи; Четко дифференцировать все изученные звуки; Различать понятия «звук», «гласный – согласный звук», «твердый – мягкий звук», «звонкий - глухой звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; Находить в предложении слова с заданным звуком определять место заданного звука в слове; Читать и правильно понимать прочитанное в пределах программы; Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их; Выкладывать из букв разрезной азбуки и писать печатными буквами слоги, 1-2-3-х сложные слова и короткие предложения с применением всех усвоенных правил правописания; Овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихотворений. Особенности организации образовательного процесса.Анализ представленных документов на ПМПк, индивидуальное психолого-педагогическое обследование воспитанников на ПМПк позволяют обосновать необходимость комплектования группы с ФФНР.Программа предназначена для детей с ФНР и ФФНР от 5,5-6 лет до 6,5-7 лет.Нормативный срок освоения данной программы - 1 год. Наполняемость группы -15(30) человек. Основной формой обучения являются логопедические занятия. Количество занятий распределено по периодам и году обучения. Программа разработана в соответствии с Федеральными Государственными требованиями, с образовательной программой МБДОУ Детский сад №12 «Росинка» и направлена на ее реализацию. Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи, которые определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ФФНР. Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.Важную роль в обучении и воспитании детей с ФФНР играет четкая организация их жизни в период посещения детского сада. Поэтому следует создать необходимые условия для обеспечения разнообразной активной деятельности детей. Режим дня и сетка занятий в значительной степени отличаются от общепринятых. В течение года дети фактически изучают две программы: общеобразовательную и коррекционную. Соблюдение определенного режима, правильное равномерное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяют без лишнего напряжения и переутомления выполнять поставленные задачи.Основные задачи коррекционного обучения:Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия). Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников, т.е. практическое усвоение лексических средств языка. Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка. Развитие навыков связной речи дошкольников. Развитие коммуникативности и успешности в общении. Совершенствование когнитивной сферы воспитанников. Развитие общей и мелкой моторики, формирование графо-моторных навыков, ручной умелости. Основные направления коррекционно-развивающей работы:Формирование полноценных произносительных навыков; Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза. Развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; Обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; Воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи; Развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем; Формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скоррегированном речевом материале осуществляется:Развитие внимания к морфологическому составу слов и словоизменению в составе предложений; Обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оттеночному значению слов; Воспитание умения правильно составлять простое распространенное, сложное предложение, употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи; Развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем; Формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей с ФФНР осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:-Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.-Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.-Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.-Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.-Принцип комплексности воздействия на ребенка.-Принцип воздействия на все стороны речи.-Принцип опоры на сохранные звенья.-Принцип учета закономерностей онтогенеза.-Принцип учета ведущей деятельности.-Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка.-Принцип воздействия на микросоциальное окружение.Отбор и структурирование программного содержания основаны на изучении речевой деятельности детей 5-6 лет с ФФНР, выделении ведущей недостаточности в структуре речевого нарушения и анализе специфических проявлений, обусловленных клиническими и этиопатогенетическими причинами. Специфика речевого нарушения у детей с ФФНР состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в различном уровне фонематического восприятия, которые требуют тщательной индивидуально ориентированной коррекции. Поэтому коррекционно - педагогический процесс в группе для детей с ФФНР организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития. Режим дня и расписание занятий строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а так же с учетом коррекционно-развивающих задач.Предусмотрены следующие виды логопедических занятий:Индивидуальные занятия по коррекции дефектов звукопроизношения. Подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте, Фронтальные (подгрупповые) занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте, а также по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях в группе.Основная цель фронтальных занятий обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики детей, закрепление правильного произношения изучаемого звука, дифференциацию звуков на слух и в произношении. В эти занятия необходимо включать упражнения на употребление детьми лексико-грамматических категорий, а также упражнения направленные на развитие связной речи.Форма организации занятий – фронтальная, подгрупповая, индивидуальная. Продолжительность фронтальных занятий: 30 минут (согласно нормативам «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации). Для подгрупповых занятий объединяются дети, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 5 человек: продолжительность 20-25 минут. Для индивидуальной работы продолжительность 15-20 минут.Коррекция произношения может осуществляться во время общеобразовательных занятий воспитателя (кроме занятий по развитию речи и математике). Занятия должны носить индивидуальный и подгрупповой характер. График индивидуальных занятий составляется в зависимости от занятости детей, как в первую, так и во вторую половину дня. При проведении индивидуальной коррекционной работы по исправлению недостатков звукопроизношения, учителю-логопеду необходимы четкая организация работы, знание особенностей речи и личности ребенка, учет специфических проявлений дефекта (нарушение звукопроизношения при дислалии, дизартрии и др.). Индивидуальные логопедические занятия с каждым ребенком проводятся ежедневно. В “Журнале учета посещаемости индивидуальных логопедических занятий детьми” отмечается количество проведенных занятий в течение каждого месяца. Данный журнал отражает реальную работу учителя-логопеда с детьми, количество индивидуальных занятий соответствует циклограмме рабочего времени. Функции деятельности учителя-логопеда определяют должностные обязанности и «Годовой план работы учителя-логопеда МБДОУ Детский сад №12 «Росинка». Реализация содержания образовательной области осуществляется через регламентируемые занятия и не регламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, блок дополнительного образования, экскурсии, прогулки, самостоятельная и совместная деятельность детей).На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) учитель-логопед оформляет документацию:речевую карту на каждого ребенка; перспективный и календарный план работы; индивидуальные тетради на каждого ребенка; тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданию учителя-логопеда; годовой отчет о результатах коррекционного обучения. На итоговом этапе коррекции дефектов звукопроизношения педагоги группы должны подвести воспитанников к активизированию приобретенных навыков верного произношения в специально спроектированных речевых ситуациях с учетом предусматривать организацию коллективных форм общения детей между собой; скоррегированных звуковых средств и развивающегося фонематического воспритятия; развивать детскую самостоятельность в «оречевлении» предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи. В итоге логопедической работы речь воспитанников подготовительной группы должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам.В логопедической группе коррекционное направление работы, за организацию функционирование которого несет ответственность учитель-логопед, является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массового детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие воспитанников.Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений в логопедической группе возможна только в результате комплексного подхода, т.е. при активной, скоординированной работе учителя-логопеда, специалистов, воспитателей и родителей (законными представителями) воспитанников.Задачи и содержание деятельности воспитателя и логопеда.Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения воспитанниками теми же видами деятельности, которые предусмотрены массовой программой детского сада. Поэтому в задачи воспитателя группы входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решение коррекционных задач по развитию речи в процессе формирования элементарных математических представлений, на занятиях по конструированию и изобразительной деятельности, в связи с усвоением навыков самообслуживания и элементов трудаОсновными задачами совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя являются:Формирование правильного произношения. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка. Развитие навыка связной речи. Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей группы складывается также из оснащения развивающего предметного пространства в групповом помещении.На учителя-логопеда возлагаются обязанности по насыщению предметно-развивающей среды и оборудованию логопедического кабинета в соответствии с требованиями, а также по систематизации и пополнению дидактического, методического материала по разделам (заполняется «Картотека имеющегося в кабинете материала по содержанию разделов»).На воспитателей группы возлагаются обязанности по насыщению предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей дошкольников с ФФНР, а также по содержанию и насыщению коррекционного уголка для вечерних занятий воспитателя по заданию учителя-логопеда, оборудованного в группе.Формы и средства организации образовательной деятельности.Учитель-логопед:фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия, индивидуальные коррекционные занятия. Воспитатель:фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи; экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность; беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы. Музыкальный руководитель:музыкально-ритмические игры; упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти; этюды на развитие выразительности мимики, жеста; игры-драматизации. Специалист по ФИЗО:игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики; упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха; подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков; игры на развитие пространственной ориентации. Родители:игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка; контроль за выполнением заданий и произношением ребенка; выполнение рекомендаций учителя-логопеда