Публикации
Игровые приемы на уроках истории в 5 классе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровые приемы на уроках истории в 5 классе
Автор: Щербатых Антон Алексеевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровые приемы на уроках истории в 5 классе
Автор: Щербатых Антон Алексеевич
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ А.А. Щербатых. МБОУ СОШ с УИОП № 8 г. ВоронежВремя, в которое мы живем, учимся и трудимся, предъявляет все новые и новые требования к знаниям и способностям человека, постоянно испытывает на прочность его нравственность и силу воли, крепкость убеждений и характера. Остановиться в своем творческом росте, совершенствовании, значит быть не готовым к решению сегодняшних сложных и масштабных задач.Предмет истории имеет главной своей целью формирование у детей мировоззрения, т.е. помогает увидеть жизнь как нечто целое и найти значение каждой составной ее части. Видеть, что все окружающее нас взаимозависимо и составляет одно целое, значит разобраться в вопросах жизни.Это почетно, но и трудно - впервые познакомить детей 5 класса с таким увлекательным и сложным предметом, как история. Перед детьми проходят яркие образы ушедших эпох с разнообразными мирами материальной культуры. В этой связи на помощь учителю приходят дополнительная литература (в том числе и детская историческая литература: мифы, легенды), исторические источники, и, конечно же, наглядные средства. Они помогают заинтересовать детей, привлечь их внимание. В последнее время активнее стали применяться презентации на уроках истории, на которых можно разместить иллюстрации, карты, схемы и т.д. Казалось, что такое понятие как «меловой рисунок» ушло в историю, но это не так. Использование мелового рисунка на доске и сегодня способствует активизации творческого потенциала у детей и созданию игровой ситуации на уроке.В 5 классе дети начинают изучать историю Древнего мира. Перед школьным курсом истории древнего мира стоят сложные задачи образования, воспитания и развития подрастающего поколения.Очень важную роль на уроках истории в 5 классе играет меловой рисунок. Его большая заслуга в том, что он служит зрительной опорой словесного изложения [1, 139 с.]. Например, на уроках по истории Древнего Египта демонстрируется система запруд и плотин, тем самым обращается внимание на то, что Нильская долина сама по себе не орошалась. Или на тех же уроках по истории Древнего Египта можно изобразить пирамиду «в разрезе» и дать возможность ученикам отметить на схеме основные элементы пирамиды. Таким образом, дети легко поймут устройство этого древнего сооружения.На уроке по истории Древнего Китая дается задание ученикам изобразить схемы, демонстрирующие особенности долины рек Янцзы и Хуанхе, а также Инд и Ганг в Индии для сравнения. На подобных рисунках ученики отмечают и особенности растительного и животного мира (кто быстрее). Схема-рисунок «с горами» быстро запоминается детьми. Такой рисунок помогает выявить и запомнить все характерные черты природы Древней Греции: гористую местность, наличие полезных ископаемых, скудный растительный покров, преобладание мелкого рогатого скота, роль моря в жизни греков.Дополнить представления о природных условиях и хозяйственной деятельности людей помогают так называемые круговые последовательные схемы, предложенные Д.Н.Никифоровым. Сегодня такие схемы в виде «сельскохозяйственных календарей» получили всеобщее учительское признание [2, 236 с.].«Сельскохозяйственный календарь» Древнего Египта можно сравнить с современным в меловом исполнении, на котором дети увидят, что посев происходил в ноябре—декабре, а жатва — весной, летом же был разлив (шему — безводие, ахет — разлив, перт — пахота и посев).Рассматривая подобную схему-рисунок по сельскому хозяйству Двуречья, учитель отмечает сезон дождей в декабре—январе (в Древнем Египте их не было), с марта по август — разливы рек, только к сентябрю становится сухо и начинается сбор урожая. Поскольку в современном преподавании сильны культурно-бытовые тенденции, поэтому можно детям предложить еще одно задание со схемами-рисунками: определить время посева и сбора различных культур, предварительно дав списки огородных растений:Для Междуречья — лук, чеснок, редька, салат, укроп, тмин, тыква, дыня, бобы, чечевица, ячмень, полба, пшеница, финики, инжир, гранаты, фисташки, виноград;Для Египта — бараний горох «нут», лук, чеснок, бобы, салат (латук), тыква, дыни, редька, огурцы, капуста, виноград, инжир, финики, кокосы, ячмень, полба, пшеница.Данное задание может выполняться как в группах, так и в парах, что будет способствовать созданию игровой ситуации и активному взаимодействию детей друг с другом. Изучая темы «Древний Китай», «Древняя Греция», учитель может пятиклассникам предложить самостоятельно составить сельскохозяйственный календарь, где ученики выделят основные особенности сельского хозяйства каждой страны. Например, отметив, что греки собирали три урожая в году — в январе—феврале они получали к столу зелень — лук, чеснок, салат, стручковые, петрушку, сельдерей. В апреле—мае они собирали все остальное, кроме капусты, которую собирали осенью. Главными культурами был ячмень, оливки, виноград.Таким образом, меловые схемы и рисунки – неисчерпаемый кладезь творчества современного учителя и учеников. Рисование на доске хотя и является трудоемким для учителя и учеников средством обучения, но в сто раз окупается усвоением материала учениками. Литература1. Борзова Л. П.. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя / М.: Владос - Пресс, 2016.2. Никифоров Д.Н. Наглядность в преподавании истории / Д.Н. Никифоров – М.: Просвещение, 2018.