Публикации
Имя прилагательное как часть речи.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Имя прилагательное как часть речи.
Автор: Кулешова Ольга Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Имя прилагательное как часть речи.
Автор: Кулешова Ольга Николаевна
Имя прилагательное как часть речи
Урок русского языка в 5 классе
Кулешова Ольга Николаевна,
Учитель русского языка и литературы,
МКОУ Чесменская СОШ,
Бобровский район,Воронежская область
Цель урока: показать роль прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении, научить правильно употреблять прилагательные в речи
Ход урока
Чтение учителем текста с пропуском слов.
Живёт у нас в лесу птица. Это (чёрная) птица с (белыми) пестринками, а на затылке у неё (яркие, красные) пёрышки. У птицы (прямой) клюв.
- О какой птице идёт речь? Как вы это определили?
-Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы?
2. Отгадайте загадки.
1) Сам алый, кафтан зелёный, бархатный.
2) Золотое решето чёрных домиков полно, сколько в чёрненьких домов- столько беленьких жильцов.
- Что помогло вам отгадать загадки?
- Для чего служат имена прилагательные в речи?
3. Упр.567.
- Прочитать выразительно стихотворение.
- Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать берёзку? Как называется такое средство выразительности речи?
- Разберите по составу слово грустная.
Подберите к нему синонимы (безрадостная, тоскливая, печальная), а затем антонимы (весёлая, радостная).
- Выпишите три словосочетания прил.+ сущ.. Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят?
4. Записать предложения, найти эпитеты.
1) Никнут шёлковые травы. 2) Из-за леса, леса темного подымалась красна зорюшка. 3) В это время лебедь белая оглянула даль зеркальную.
- Словами какой части речи являются эпитеты? Для чего служат эпитеты?
5. В предложениях подчеркнуть грамматическую основу и определение, выраженное прилагательным.
1) Приближалась довольно скучная пора.
2) Мелькает жёлтый лист на зелени дерев.
3) Осыпается весь наш бедный сад.
Вывод: прилагательные могут показывать не только качества и свойства предмета, но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета.
6. Запись словосочетаний и их анализ.
Стойкий солдатик, храбрый портной, Василиса Премудрая.
Вывод о согласовании прилагательного с существительным.
7. Работа с текстом ( В дурном обществе В.Г.Короленко)
Маруся всякий раз всплёскивала ручонками, и глаза её загорались огоньком восторга; бледное лицо девочки вспыхивало румянцем, она смеялась, и этот смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах.
Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на на свои четыре года, она ходила ещё плохо. Неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прзрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика
- Назвать словосочетания с прилагательными, с помощью которых автор описывает девочку.
Вывод: прилагательные могут быть использованы для описания внешности человека, его внутреннего мира.
Дом. задание: составить текст, используя прилагательные, чтобы получилось описание дня.
Урок русского языка в 5 классе
Кулешова Ольга Николаевна,
Учитель русского языка и литературы,
МКОУ Чесменская СОШ,
Бобровский район,Воронежская область
Цель урока: показать роль прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении, научить правильно употреблять прилагательные в речи
Ход урока
Чтение учителем текста с пропуском слов.
Живёт у нас в лесу птица. Это (чёрная) птица с (белыми) пестринками, а на затылке у неё (яркие, красные) пёрышки. У птицы (прямой) клюв.
- О какой птице идёт речь? Как вы это определили?
-Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы?
2. Отгадайте загадки.
1) Сам алый, кафтан зелёный, бархатный.
2) Золотое решето чёрных домиков полно, сколько в чёрненьких домов- столько беленьких жильцов.
- Что помогло вам отгадать загадки?
- Для чего служат имена прилагательные в речи?
3. Упр.567.
- Прочитать выразительно стихотворение.
- Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать берёзку? Как называется такое средство выразительности речи?
- Разберите по составу слово грустная.
Подберите к нему синонимы (безрадостная, тоскливая, печальная), а затем антонимы (весёлая, радостная).
- Выпишите три словосочетания прил.+ сущ.. Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят?
4. Записать предложения, найти эпитеты.
1) Никнут шёлковые травы. 2) Из-за леса, леса темного подымалась красна зорюшка. 3) В это время лебедь белая оглянула даль зеркальную.
- Словами какой части речи являются эпитеты? Для чего служат эпитеты?
5. В предложениях подчеркнуть грамматическую основу и определение, выраженное прилагательным.
1) Приближалась довольно скучная пора.
2) Мелькает жёлтый лист на зелени дерев.
3) Осыпается весь наш бедный сад.
Вывод: прилагательные могут показывать не только качества и свойства предмета, но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета.
6. Запись словосочетаний и их анализ.
Стойкий солдатик, храбрый портной, Василиса Премудрая.
Вывод о согласовании прилагательного с существительным.
7. Работа с текстом ( В дурном обществе В.Г.Короленко)
Маруся всякий раз всплёскивала ручонками, и глаза её загорались огоньком восторга; бледное лицо девочки вспыхивало румянцем, она смеялась, и этот смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах.
Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на на свои четыре года, она ходила ещё плохо. Неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прзрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика
- Назвать словосочетания с прилагательными, с помощью которых автор описывает девочку.
Вывод: прилагательные могут быть использованы для описания внешности человека, его внутреннего мира.
Дом. задание: составить текст, используя прилагательные, чтобы получилось описание дня.