Публикации Проектная деятельность в системе школьного образования.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность в системе школьного образования.
Автор: Надежда Михайловна Ким

Проектная деятельность в системе школьного образования.
Ким Н.М. - учитель математики,МБОУ СОШ с УИОП №8,г. Воронеж
Учение не должно сводиться к беспрерывному
накоплению знаний,к тренировке памяти…хочется,
чтобы дети были путешественниками,открывателями
и творцами в этом мире.В.А.Сухомлинский
Современному обществу нужны такие люди, которые умеют самостоятельно мыслить, ставить разнообразные задачи, проектировать пути их решения, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникационными навыками.
В обучении математики постоянно используются новые методы и средства, позволяющие сделать учебный процесс более интересным и естестественным для школьников, повысить их мотивацию к учению и приблизить материал к повседневной жизни. Проектная работа в школе заставляет учащихся писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, самостоятельно делать записи, искать фотографии, рисунки и т. д.
Активное внедрение метода проектов - это применение совокупности приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания в процессе самостоятельного выполнения практических заданий с обязательной презентацией для подведения итогов. В основе большинства проектов, применяемых в школе, лежит групповая работа учащихся, ребята сами выбирают старшего в группе и распределяют роли между собой. Работа над каждым проектом состоит из пяти этапов:погружение в проект; планирование работ;аналитические исследования;обобщения; презентация.
На первом этапе погружения в проект группа обсуждает с учителем предложенную информацию или проблему и устанавливает цели, которые необходимо выполнить.
При планировании, на втором этапе определяются источники информации и способы её сбора, варианты отчётности о выполненной работе и распределение обязанностей между членами группы. Ребята составляют план действий и определяют сроки выполнения задания. Аналитический этап - это поиск и сбор информации, изучение специальной литературы, работа с компьютером в Интернете. Хочу специально подчеркнуть, что самое главное на этом этапе - это самостоятельное проведение ребятами исследований и анализ информации .
Этап обобщения - это анализ и синтез полученных результатов и подведение итогов в виде рефератов, докладов, стенгазет, школьных журналов, спектаклей и т. д. Основной целью является создание документа, содержащего характеристику целей исследования, применявшихся методов и полученных результатов.
Презентация - это обмен полученной информацией, а так же накопленным опытом в классе, на уровне школы, города, области. Ребята защищают проект, участвуют в обсуждении, передают накопленный опыт, спорят и радуются жизни. При работе над проектом вместе с учителем рождается единый дух творчества, единый порыв мыслей и чувств для новых побед и новых свершений.
Я думаю, что если ученик справился с работой над проектом, то в настоящей жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разных ситуациях и добиваться новых успехов хочу
Подводя итоги теоретических выкладок, я хочу проиллюстрировать на примере проекта " Приёмы быстрого счёта ", выполненного группой учащихся 6 "а" класса, как на практике воплощаются в жизнь теоретические основы проектного метода обучения математике в школе, о котором я говорила выше.
Устный счёт - это гимнастика для ума. Существует много приёмов упрощения математических действий, но значение приёмов устного счёта особенно важно, когда нет калькулятора и таблиц. Ребята так определили актуальность темы: " Изучить способы сложения, вычитания, умножения и деления, для производства которых достаточно устных вычислений". Мотивацией для выбора темы послужило желание быстро и чётко находить результат математических действий, так как на уроках математики эта методика ускоряет письменные вычисления, даёт выигрыш в качестве и во времени. На собрании группы была сформулирована цель проекта: "Изучить и научиться применять приёмы быстрого устного счёта". При анализе всего объёма материала по изучению устного счёта были составлены главные задачи проекта:изучить литературу по устному счёту, освоить не менее двадцати быстрых методов устного счёта;подготовить задания двадцати быстрых методов устного счёта; подготовить задания для одноклассников по освоению навыков устного счёта;проанализировать значение устного счёта для изучения математики в шестом классе.
После обсуждения в составе группы всего накопленного материала и литературы по устному счёту были рассмотрены и утверждены к изучению следующие методы устного счёта:
счёта на пальцах;
умножение чисел от 10 до 20;
умножение на 11, 22, 33,...99;
умножение на 5...125;
умножение однозначных или двузначных чисел на 37;
возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5;
деление на 5...50,
способы быстрого сложения и вычитания натуральных чисел и т. д.
Члены группы не только сами усвоили эти приёмы, но и научили одноклассников. Потом они провели исследование эффективности устного счёта путём подсчёта количества кресел в актовом зале обычным способом и с применением методов устного счёта. Во втором случае работа заняла гораздо меньше времени.
Итоговом окончании работ по проекту: "Приёмы быстрого счёта" стало оформление школьного журнала, где члены группы оформили свои выводы по изученной теме:
Существует много способов устного счёта.
Используя методы быстрого счёта можно быстро увеличивать скорость вычислений и добиваться отличных результатов в изучении математики.
Умножение без калькулятора - тренировка памяти и математического мышления.
Нам было интересно и мы верим, что эти занятия помогут нам в жизни
На примере этого проекта я хотела полностью раскрыть глубину значимости технологий проектного обучения для школьников, добиться более глубокого внедрения этой технологии в жизнь, как одной из самых нужных и перспективных технологий в преподавании математики.