Публикации Метод шестиугольного обучения как один из приемов развития критического мышления школьников на уроках русского языка и литературы.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Метод шестиугольного обучения как один из приемов развития критического мышления школьников на уроках русского языка и литературы.
Автор: Новикова Мария Васильевна

Метод шестиугольного обучения как один из приемов развития критического мышления школьников на уроках русского языка и литературы.Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, развитие в ребёнке его лучших качеств, учитывая особенности его личности. Одним из важнейших направление работы учителя является развитие критического мышления учащихся. Педагог должен так спроектировать учебное занятие, подобрать такие методы и приемы работы, чтобы пробудить в учениках исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, представить условия для осмысления нового материала.Одним из приемов развития критического мышления является шестиугольное обучение. Метод шестигранного (шестиугольного) обучения сегодня активно используется в ряде школ Великобритании. Автором данной методики является англичанин, учитель истории Рассел Тарр.Целью этого метода является формирование у учащихся мотивации к обучению, пробуждение исследовательской, творческой активности, самостоятельности. Этот метод позволяет задействовать уже имеющиеся у учащихся знания, создать условия для осмысления нового материала в активной форме, что приводит к повышению эффективности занятий. Ученики намного лучше воспринимают новые учебные идеи, если они связывают их с прошлыми знаниями. Доказательством прочного усвоения учебного материала учащимися является оперирование прошлыми знаниями, их применение в новых условиях, выполнение операций сравнения, анализа, синтеза полученных знаний.Знакомство российского педагогического сообщества с данной методикой началось со статьи кандидата исторических наук, руководителя научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии Георгия Аствацатурова «Шестиугольное обучение как образовательная технология».Использование данной методики в работе позволяет:за определенное время обобщить и систематизировать материал;устанавливать связи между понятиями и событиями, искать доказательства и выстраивать алгоритмы;активизировать деятельность учащихся на уроке;управлять процессом обучения в ходе групповой работы.Каждый учитель хочет видеть результат своей работы: что учебный материал хорошо усвоен учениками, что они уверенно оперируют изученным материалом, могут применять знания в новых условиях.В основе метода шестиугольного метода обучения лежит использование шестиугольных карточек. Шестиугольная карточка называется гексом (hexagon). Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым понятийным или событийным связям.Эта форма позволяет ученикам проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности. Способность выбирать, определять приоритеты, классифицировать и связывать доказательства — ценные навыки для человека. Использование шестиугольников является особенно простым и эффективным способом развития этих навыков. Метод шестигранного обучения позволяет сэкономить полезное пространство (парта), строительный материал (бумага) и труд учащихся.Работа учащихся заключается в том, чтобы организовать шестиугольники по категориям, причем они располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы учащиеся должны предоставить конкретный результат своей деятельности, доказывая свою точку зрения. Ученикам дается время для изучения текста, для погружения в учебную проблему. После этого они делают свои выводы.Есть несколько вариантов использования данной технологи:Вариант 1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их, и предложить ученикам собрать мозаику (текстовая, картинка, фото).Вариант 2. Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой.Это тот случай, когда можно дать ученикам время для углубленного изучения материала, для погружения в учебную проблему. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.Вариант 3. Часть шестиугольников оставить пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выделить главное, сопоставить и проанализировать изученный материал. Здесь можно предложить ученикам (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы.Вариант 4. Работа в группах, парах. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются ими и стараются собрать мозаику своих товарищей.Вариант 5. Маркированные шестиугольники. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.Вариант 6. Гексы с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж. Такой вариант хорош для изучения исторических событий, связанных с изучением вопросов культуры.Вариант 7. Учащиеся выделяют наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и объясняют свой выбор.Вариант 8. Составить по гексу рассказ или короткое эссе.Ученики должны соединить шестиугольники. Здесь может возникнуть много различных связей. Возможно использование в шестиугольниках не только текста, но и изображений.Таким образом, ученики, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Ученики обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Целесообразно собирать шестиугольники на клейкой бумаге.Приведем разные варианты гексов и проиллюстрируем примеры конкретного использования некоторых из них. Вариант 1.Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. учащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, учащимся надо собрать единое целое.Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».Поставим следующие задачи:
  • усвоить, что такое одушевленные и неодушевленные существительные;
  • научиться отличать одушевленные и неодушевленные существительные.
  • Набор №1.
  • двенадцать шестиугольников с примерами одушевленных существительных;
  • три шестиугольника с примерами неодушевленных существительных;
  • один шестиугольник с надписью «одушевленные: В.п. мн.ч. = Р. п. мн.ч.»;
  • шесть шестиугольников с определением одушевленных существительных.
  • Ученики должны распределить примеры и выложить их к граням нужных шестиугольников. В процессе изучения нового материала ученики сначала выкладывают шесть гексов вокруг шестиугольника с надписью «одушевленные: В.п. мн.ч. = Р. п. мн.ч.». Затем дети подбирают примеры, используя схему «В.п. мн.ч. = Р. п. мн.ч.», и выкладывают их к соответствующим шестиугольникам (живые существа — медведь, сосед; предметы, похожие на человека, — кукла, снеговик, матрешка и т. д.). После того как гекс составлен, учащиеся защищают свою работу.Это задание можно предложить при изучении новой темы, для закрепления материала по распознаванию одушевленных и неодушевленных существительных. Задание можно выполнить по вариантам, в парах, в группах. В ходе выполнения останутся гексы, в которых записаны примеры неодушевленных существительных (пенал, дождь, народ). При изучении новой темы гексы, в которых записаны примеры неодушевленных существительных, можно не использовать.Ученики получают хаотично расположенные шестиугольники.Вариант составленного учениками гекса.Вариант 2.Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если есть возможность дать учащимся время для углубленного изучения темы. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.Вариант 3. Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются информацией и стараются собрать мозаику своих товарищей. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.Вариант 4. Маркированные шестиугольники.Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Учащиеся получают задание — соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.В процессе реализации метода шестиугольного обучения  повышается познавательный интерес у учащихся. Дети учатся анализировать учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Данный метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к формированию у них устойчивого глубокого познавательного интереса.Среди плюсов шестиугольного обучения можно назвать:-  организация работы в группах, парах, индивидуально.- интерактивность, наглядность;-  эффективная систематизация материала;- реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению;- активизация учащихся, достижение включенности каждого ребенка в работу на уроке;- адаптивность к разным возрастным группам;- эффективная реализация развивающего потенциала конкретного урока.Среди минусов шестиугольного обучения можно отметить, что подготовительный этап занимает много времени.Данная методика многогранна и применима в процессе проведения не только уроков или учебных занятий, а также внеклассных мероприятий.Список используемой литературы:
  • Аствацатуров Г.О. Шестиугольное обучение как образовательная технология. — Режим доступа: -texnologiya/
  • Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / И. В. Муштавинская — «КАРО», 2009 — (Уроки для педагогов) — 89 с. — с. 10-14.
  • Егоров В. В., Скибицкий Э. Г., Храпченков В. Г. Педагогика высшей школы. Новосибирск: САФБД, 2008. — 260 с. — Режим доступа: