Публикации Методическая разработка урока истории "Культура Руси в X-XIII веках", 7 класс.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка урока истории "Культура Руси в X-XIII веках", 7 класс.
Автор: Козлова Светлана Николаевна

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1» Методическая разработка открытого урока истории России «Культура Руси в X-XIII веках», проведенного в 7 классе 02.02.2023.Учитель- Козлова С.Н.Цель: формирование у учащихся представления о культуре Руси в X-XIII веках.Задачи1. Раскрыть роль культурного наследия 10-13 веков в развитии Русского государства.2. Закреплять умения составлять план текста, полные и развернутые ответы, пересказывать текст по плану; развивать умения слушать, приводить в качестве примера сведения из текста учебника; активизировать слуховую и зрительную память, внимание, мышление, восприятие; речевую и познавательную деятельность учащихся.3. Воспитывать уважение к прошлому своей Родины, народу; интерес к предмету «История».Ход урока:I. Организация класса.-Приветствие детей. Слайд 1.- Артикуляционная и речевая разминка. Слайд 2.II. Сообщение темы и цели урока.-- Как называется глава учебника, которую мы изучаем? (Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства).- Какой период истории Руси охватывает эта глава?(10-13 века)- показ периода по ленте времени.- И сегодня тема нашего урока «Культура Руси в 10-13 веках».Сегодня мы должны с вами составить представление о культуре того времени. Будьте внимательны, активно участвуйте, давайте полные ответы на вопросы учителя. Откройте тетради, запишите тему в тетрадь.III. Изучение нового материала.Учитель.- Послушайте меня и выделите главную мысль сказанного.- Со времен правления Олега. Ольги, Святослава, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха главной заботой князей было укрепление и развитие Руси.Прославили русское государство не только мудрые правители, но и обычные люди, те, кто трудился на благо своей земли, своего Отечества. Упорный труд- основа всего. Благодаря неустанному труду жители Древней Руси уже к началу 10 века создали великие произведения искусства- памятники истории: города, храмы, иконопись, литературу, образцы ювелирного и оружейного мастерства и многое другое. Нам неизвестны имена древних мастеров, но за них говорят предметы, сохранившиеся до наших дней, в которые они вложили свой талант, умение, трудолюбие, смекалку.- Какова главная мысль сказанного? Что не только князья, но и простые люди трудились на благо Руси.1-й пункт плана- Труд на благо Руси. Пересказ по 1 пункту плана.- Чтение детьми абзаца 2. Стр.103. Словарь: викинги (варяги)- мореходы, воины, северные соседи славян.-Как назвали Русь викинги?(Страной городов).-Чтение детьми абзаца 1 стр.105. Слайд 3.Показ детьми по карте городов : Киев, Новгород, Смоленск, Рязань, Суздаль, Владимир.- Почему показали эти города? (Главные города Руси в то время).-Сейчас вы прослушаете рассказ о Киеве. Давайте рассмотрим план Киева.-Прослушивание в записи абзаца 2-3, стр.105 сопровождается показом слайдов Словарь: митрополия- территория, возглавляемая митрополитом, главой русской православной церкви. Слайды 4-5-6-7.-О каком богатейшем городе Руси прочитали? (О Киеве).-Какие достопримечательности Киева запомнили ?-Какова главная мысль всего, что мы прочитали и прослушали? Красота множества городов Руси. Следующий пункт плана-Города Руси. Пересказ этого пункта.Чтение детьми абзаца 4. Словарь: каменотесы- мастера по обтесыванию камней до нужной формы, кузнецы- мастера по изготовлению изделий из металла, плотники- мастера по изготовлению изделий из дерева (деревянные дома).- Благодаря кому строились красивые города и храмы на Руси?-Физминутка .  - Чтение детьми абзаца 5. Слайд 8.- О каких древнерусских ремесленниках прочитали? (О кузнецах). - В каких источниках упоминается о кузнецах?Андрей Боголюбский- сын Юрия Долгорукого и внук Владимира Мономаха.- Чтение детьми абзаца 6. Словарь: ювелирное, кожевенное, ткацкое дело; косторезы-мастера по изготовлению изделия из костей КРС.Как озаглавим эту часть? Ремесленники земли Русской. Пересказ этой части.- Ребята, а кто из вас играет в шахматы и посещает кружок? Давайте прослушаем короткую историческую справку о шахматах.Сообщение детьми из истории возникновения шахмат. Слайд 7.IV. Закрепление изученного. -Пересказ текста по плану, презентации, опорным словам.V. Итог урока. Оценки.- Над какой темой мы сегодня работали?- Что новое узнали?- Какие понятия вспомнили?Слайд 8. -Благодарю за урок.