Публикации Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по хореографии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по хореографии
Автор: Арефьева Наталья Владимировна Арефьева Юлия Алексеевна

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по хореографии». Дата проведения: 26.01.2023.Время проведения: 16:00. Место проведения: МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону, каб. №26.Проблема: Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по хореографии. Цель мастер-класса: демонстрация положительного педагогического опыта применения здоровьесберегающих технологий на занятиях по хореографии. Задачи:
  • акцентировать внимание участников мастер-класса на воспитательном компоненте образовательного процесса;
  • продемонстрировать эффективные приемы работы здоровьесберегающих технологий;
  • прокомментировать эффективность применения приемов;
  • отработать приемы в деятельностно-имитационном режиме.
  • Основные понятия, используемые в процессе обсуждения проблемы: Танец, хореографические упражнения, здоровьесберегающие упражнения, здоровый образ жизни, правильная осанка, развитие различных групп мышц, подготовка мышц к более сложным упражнениям.Материально-техническое и информационное обеспечение:
  • оборудованный класс;
  • музыкальный центр;
  • музыкальная подборка;
  • амортизаторы для фитнеса (резинки);
  • карематы.
  • План проведения мастер-класса:
  • Организационный этап.
  • Приветствие. Представление педагогов и знакомство с участниками мастер-класса.
  • Презентация педагогического опыта.
  • Представление опыта реализации дополнительной образовательной программы «Каскад».Одна из воспитательных задач программы «Каскад» - способствовать формированию ценностей здорового образа жизни.Занятия танцами укрепляют физическое здоровье человека, корректируют осанку и координацию движений, развивают умение ориентироваться в пространстве; развивают подвижность (лабильность) нервных процессов, повышают эмоциональное здоровье человека, т.к. способствует раскрытию его внутреннего мира, помогает оценить красоту музыки и движения, сформировать уверенность в себе; снимают психологические и мышечные зажимы у детей.
  • Этап целеполагания и мотивации.
  • Введение в проблему мастер-класса.Здоровьесбережение является важным фактором организации образовательного процесса в детском хореографическом ансамбле.Для сохранения физического здоровья особое внимание уделяется обучению правилам техники безопасности и их соблюдению в процессе освоения новых движений, а также во время репетиций и концертных выступлений. Система игр и двигательных упражнений направлена на обеспечение подвижности рук во всех суставах, исправление осанки, освобождение корпуса от зажатости, скованности, развитие пластичности, умения свободно держаться на сцене.Для сохранения психического здоровья занятия проводятся в светлом, хорошо проветриваемом помещении, различные виды учебной деятельности чередуются с физкультминутками, позволяющими не допускать психологических перегрузок (раздражение, стресс), состояний усталости, переутомления. Индивидуальные беседы помогают овладению как обычными, так и одаренными детьми способностью эмоциональной саморегуляции в различных жизненных ситуациях, снятию внутренних зажимов, повышению самооценки. Развитие коммуникации обучающихся в коллективе организовано за счет воспитательных мероприятий, бесед, игровых упражнений, направленных на сплочение коллектива.Для сохранения и развития духовно-нравственного здоровья необходимо овладение обучающимися основами эмоциональной саморегуляции в различных жизненных ситуациях, что постепенно происходит во время учебных занятий, репетиционного процесса, концертных выступлений, а также коллективных поездок на конкурсные выступления в другие города. Создание доброжелательного комфортного психологического климата на занятиях служит непременным условием сохранения и развития психологического, нравственного здоровья обучающихся. При работе с одаренными воспитанниками практикуется установление более тесных контактов с их родителями, друзьями. Это позволяет лучше понять их нравственные ориентиры, внутренний мир, как они развивались до прихода в коллектив, какие у них мечты и стремления, недостатки и положительные качества характера. Сохранять и развивать их духовно-нравственное здоровье также помогает специальный подбор соответствующего танцевального репертуара.Реализация образовательной деятельности, направленной на формирование здоровьесберегающих компетенций у обучающихся осуществляется с соблюдением следующих правил техники безопасности и здоровьесбережения:
  • проведение занятий в светлом, хорошо проветриваемом помещении;
  • осуществление тщательной влажной уборки помещения;
  • соблюдение условий проведения занятий: плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток;
  • соответствие объема учебной нагрузки возрастным и индивидуальным возможностям обучающегося;
  • избегание психологических перегрузок (раздражение, стресс);
  • избегание состояний усталости, утомления и переутомления у обучающихся, ведь именно создают предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний;
  • соблюдение осторожности при выполнении определенных движений на занятиях, во время репетиций и концертных выступлений.
  • Проверка готовности участников мастер-класса к практической части: «Сегодня мы с вами разучим несколько базовых упражнений с амортизаторами (резинками) и проследим за тем, какие группы мышц наиболее задействованы при работе с ними».
  • Основной этап:
  • Имитационная игра.Построение участников мастер-класса по линиям. Разминка: Проходка по кругу на полу-пальцах, пятках и выворотно. Прыжки (бегунок; подскоки; боковой галоп; шоссе; прыжки по 2 и 6 позиции, со сменой ног).Упражнения на диагональ: Прыжки в шпагат, арабески. Колеса на правую и левую ногу, колеса на одну руку. Рандат, темповое колесо, перевороты вперед. Разминка у станка:
  • Plie по всем позициям;
  • Battement tendu;
  • Battement tendu jete;
  • Rond de jambe par terre;
  • Battement frappe;
  • Grand battement;
  • Releve по первой, второй и пятой позиции;
  • Releve в dmi-plie по второй позиции;
  • Растяжка.
  • Упражнения на ковриках с амортизаторами (резинками). Демонстрация и объяснение методики преподавания упражнений с амортизаторами
  • Подкачка пресса;
  • Подкачка рук, верхнего плечевого пояса;
  • Складочка ноги вместе, ноги врозь;
  • Корзиночка;
  • Разножка;
  • Растяжка лежа на спине, ноги врозь;
  • Махи лежа на спине;
  • Махи лежа на боку;
  • Махи на коленях;
  • Махи стоя у станка;
  • Подъем ноги в колечко (упражнение на равновесие);
  • Приставные шаги вправо и влево.
  • Рефлексивный этап.
  • Оценка успешности достижения цели мастер-класса. Дискуссия участников мастер-класса по проблеме применения здоровьесберегающих технологий на занятиях по хореографии.
  • Итоговый этап.
  • Педагогические выводы по проблеме здоровьесберегающих технологий на занятиях по хореографии. Перспективы сотрудничества педагогов в данной сфере деятельности.