Публикации Роль информации и управления в организационно-экономических системах

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль информации и управления в организационно-экономических системах
Автор: Ходова Елена Таймуразовна

Тема 1. Роль информации и управления в организационно-экономических системахТема - Определения данных, информации, знаний, информационных ресурсовИнформация — это лишь внешнее проявление коммуникации, ее результат. Информация возникает, существует и передается благодаря коммуникации. В управленческой деятельности информация представляет собой совокупность сведений о состоянии управляющей и управляемой подсистем, а также окружающей среды. Однако в практике управления организацией информация понимается упрощенно, как: – совокупность сведений о состоянии управляющей, управляемой систем и внешнего окружения их функционирования; – новые сведения о состоянии этих объектов управления; – сведения, снижающие уровень неопределенности и риска в отношении будущего, и т. п. В современных условиях хозяйствования и управления организацией важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. В деятельности крупных фирм передача информации является непременным и первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. При этом особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности сведений. Для многих фирм внутрифирменная система информации решает задачи организации технологического процесса и носит производственный характер. Это касается, прежде всего, процессов обеспечения предприятий кооперированной продукцией, поступающей со специализированных предприятий по внутрифирменным каналам. Здесь информации играет важную роль в предоставлении сведений для принятия решения и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности. Особую роль играет прогнозирование рыночных процессов. Информация выступает как основа процесса управления. Посредством информации осуществляются циклически повторяющиеся стадии процесса управления получения, переработки сведений о состоянии управляемого объекта и передачи ему управляющих команд. Следовательно, с помощью информации реализуется связи между субъектом и объектом или между управляющей и управляемой частями общей системы управления. Таким образом, все виды информации, необходимые для управления, составляют информационную систему. Управленческая внутрифирменная информационная система представляет собой совокупность информационных процессов для удовлетворения потребности организации в информации разных управленческих уровней или центров принят решений. Важными задачами внутрифирменной системы информации являются: – определение основных направлений системы сбора, обработки и хранения первичных данных; – определение основных направлений развития технологии обработки информации; – координация деятельности по сбору и обработке данных финансовых отчетов на высшем уровне управления и в производственных отделениях в целях повышения качества и своевременности поступления финансовой информации по фирме делом. Внутрифирменная система информации выполняет следующие функции: – определение потребности каждого конкретного руководителя в характере и содержании необходимой ему информации; – определение потребностей в технических средствах фирмы в целом и каждого управляющего для обеспечения всей необходимой информацией; – определение уровня затрат на использование технических средств в системе информации; – обеспечение должного уровня сбора, хранения и предоставления информации; – разработка программных средств, прикладных программ. При организации информационного обеспечения принципиальное значение имеет распределение информации на прямую, т. е. командную, исходящую от управляющей системы, и обратную, отражающую реакцию управляемого объекта на происходящие изменения и реализуемые управленческие решения. Системный анализ информационного обеспечения, предполагая его четкую целевую направленность и подчиненность запросам управления, включает два взаимосвязанных направления: – расчленение информационного обеспечения на его составные части; – синтез отдельных сторон и элементов информационного обеспечения с оценкой их соответствия друг другу и комплексности всех включенных в него данных. Расчленение информационного обеспечения создает основу его централизации и специализации, а синтез является гарантией комплексного обеспечения потребителей. Для обеспечения адекватного функционирования процесса управления организацией, в частности процесса принятий решений, определяющее значение имеют информационные процессы, т. е. процессы сбора, хранения и передачи данных с целью управления организацией. Информационные процессы подразделяются на три группы: 1) обеспечивающие выбор и формирование целей (целеполагание); 2) предназначенные для разработки программы действий (планирование); 3) обеспечивающие нормальное протекание управляемого процесса по заданной программе или плану (регулирование). Информация как совокупность данных и знания представляет собой меру организации системы управления и является ее достоянием. От уровня организации процессов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи и методов обработки информации зависит эффективность системы управления организацией. При обосновании направлений и характера движения в рамках блоков информационного обеспечения необходимо базироваться на следующих основных принципах организации массивов информации: принцип объединения данных по их входимости в задачи управления; принцип объединения данных по времени их возникновения; принцип объединения данных по частоте обращения к ним; принцип объединения данных по внутримассивным адресным связям. Информация обладает многочисленными свойствами: материальности, накопления, превращения знания, социальности, процессуальности, неубываемости (многократное использование), количественной и качественной определенности, превращения в товар, обрабатываемости, свойством быть средством коммуникации. Для обеспечения требуемого качества управления организацией используем» информационный процесс должен обладать следующими характеристиками: – полнотой и качеством информации; – ценностью и полезностью информации; – достоверностью и точностью информации; – актуальностью информации, зависящей от ее возраста; – плотностью информации; – оперативностью и доступностью, информации; – частотой использования определенных видов информации. Большое разнообразие информации, используемой в практике управления. Управленческая информация весьма разнообразна и может классифицироваться по различным признакам: – по различным аспектам управления (характеру возникающих задач) — организационно-экономическая, собственно управленческая, технико-технологическая, социально-психологическая, идейно-воспитательная; – по характеру восприятия человеком — визуальная (зрительная), аудиоинформация (звуковая), тактильная, обонятельная, а также комбинированные формы, например аудиовизуальная; – по форме представления различают звуковую информацию, имеющую в определенной степени абстрактную форму, и образную. Знаковая информация выражается в цифровой, буквенной (текстовой) и кодированной форме; – по источникам возникновения — внешняя, внутренняя; – по времени использования — постоянная, переменная; – по отношению к хозяйственному субъекту — входная, выходная; – по возможности использования — полезная, шум, избыточная, ложная, лживая; – по типу отражаемых отношений — технологическая, экономическая, социальная, политическая, идеологическая, психологическая; – по масштабам отражаемого объекта — глобальная, общегосударственная, региональная, муниципальная, внутрифирменная; – по отраслям экономики — промышленная, сельскохозяйственная, транспортная, военная, гуманитарная (наука, образование, медицина); – демографическая — семейно-бытовая; – по структурированности — систематизированная (по составу показателей адресности, периодичности, срокам передачи, форме предоставления), несистематизированная; – по отношению к конкретному органу управления — внутренняя, внешняя, организационно-распорядительная (командная), информация состояния, информация согласования, отчетная; – по характеру носителя информации — документированная для средств связи, вербальная. Выделим три источника, из которых информация может поступать к лицу, принимающему управленческое решение, либо в решающую систему. Первым является исследовательская деятельность и в более широком смысле деятельность, основанная на активном поиске информации как во внешней среде, так и в среде, сохраняющей полученный опыт,, например в долговременной памяти компьютеризированной информационной системы. Вторым источником информации является канал обратной связи, по которому поступает информация о результатах предшествующих решений. Третьим источником является информация предвидения. В то время как рассмотренная ранее информация о результатах предшествующих решений, поступая по каналу обратной связи, влияет на будущее поведение человека, принимающего решение, информация предвидения, базируясь на представлении человека о будущем, влияет на его нынешние решения. Иными словами, в последнем случае ситуация в данный момент определяется тем, что ожидается в будущем. Информация предвидения играет принципиальную роль в процессе принятия многоступенчатых решений. Информация, поступающая как из внешней среды, так и из долговременной памяти или тому подобных источников, изменяет управленческую ситуацию: во-первых, эта информация может изменять предметное представление о ситуации; во-вторых, новые данные изменяют субъективную вероятность подтверждения гипотез о положении дел; в-третьих, данные, полученные в процессе решения, могут изменять полезно приписываемую их результатам. Для целей оперативного управления производством информация может быть сгруппирована по признакам: – источнику возникновения: на первичную и производную, а последняя — в зависимости от назначения — на промежуточную командную, отчетную; – способу фиксирования: на устную, документированную; – способу выражения: на алфавитную, цифровую; – носителям информации и органам восприятия человека и приборов: на хроматическую и звуковую; – характеру фиксации данных: на фиксируемую и нефиксируемую; – направлению движения: на исходящую и входящую; – степени стабильности: на постоянную (условно) и переменную; – назначению в процессе управления: на директивную (распорядительную, командную), отчетную, учетную, контрольную; – принадлежности к сферам деятельности и функциям управления: на конструкторскую, технологическую, финансовую, бухгалтерскую, планово-экономическую, оперативно-производственную; – времени возникновения: на информацию о прошлых, текущих и будущих событиях; – видам преобразования: на стратегическую и тактическую (оперативную). Информация, используемая в системах управления, должна удовлетворять определенным требованиям. К числу этих требований относятся: необходимое и достаточное количество и качество информации, причем доминирующее значение имеет качественная сторона; информация в системе управления должна быть надежной, достоверной и точной, т. к. она служит основанием для принятия решений; объем информации должен быть минимальным при максимуме его смысловой содержания; информация должна быть объективной, отражать как положительные, так и отрицательные стороны управленческой проблемы; текст информации должен быть сжатым и ясным; информационные материалы должны содержать факты, а также данные о тенденциях развития на длительный период времени; своевременность получения информации; полнота информации; полезность информации; технологические характеристики, к которым следует отнести плотность ее размещения, возможность сохранения в различных условиях, скорость обработки, извлечения, представления и т. п. Термин «экономика знаний» используется для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста.Сегодня инвестиции в знания растут быстрее, чем вложения в основные фонды. 90% всего количества знаний, которыми располагает человечество, получено за последние 30 лет, так же как 90% общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, - наши современники. А это явные признаки перехода от экономики, основанной на использовании природных ресурсов, к экономике знаний.Знания - это продукт, с одной стороны, частный, который можно присваивать, а с другой - общественный, принадлежащий всем. Поэтому знания измеряют по затратам на их производство и по рыночной стоимости проданных знаний. Затраты включают расходы на исследования и разработки, на высшее образование, на программное обеспечение. По данному показателю Россия очень существен но отстает от наиболее развитых стран.Сегодня в качестве интегрального показателя экономического развития чаще всего используется показатель валового внутреннего продукта (ВВП). В его основе - идея о том, что нужный продукт - это тот, который кем-то куплен. Цена, по которой продукт куплен, является истинной оценкой его полезности. Здесь акт купли-продажи принципиален.Общественные (публичные) блага потребляются бесплатно или по ценам, не соответствующим их реальной ценности для человека. Поэтому производство и потребление общественных благ отражаются в ВВП (и системе национальных счетов) не по акту покупки, а по произведенным затратам, что коренным образом противоречит идее, заложенной в основу измерения результатов экономической деятельности.Знания, по крайней мере, значительная их часть, являются общественным благом, более того, даже не национальным, а международным общественным благом. Измерение их ценности, исходя из затрат, дает искаженную картину: затраты государства на науку отнюдь не есть стоимость произведенных знаний. Значит, нужно научиться измерять спрос на знания.Для знания как публичного блага акт признания состоит в его использовании в той или иной форме. Степень его использования может быть разной: от обращения к нему до производства нового знания на базе использованного.Экономику, основанную на знаниях, можно охарактеризовать двумя путями. Во-первых, со стороны входа, то есть на основе оценки общего объема затрат (суммарных инвестиций) на развитие ее базового сектора, в котором вырабатываются и распространяются новые знания (образование и НИОКР); во-вторых, со стороны выхода, то есть, оценивая вклад по валовой добавленной стоимости отраслей, которые в основном и потребляют новые знания: от так называемых высокотехнологичных отраслей высшего уровня или ведущих высоких технологий, включающих также отрасли оборонной промышленности, до высоких технологий среднего уровня и сферы высокотехнологичных услуг. При расширенной трактовке сектора повышенного спроса на новые знания и технологии дополнительно учитываются также образование и здравоохранение, а иногда культура и управление.По оценкам соответствующих показателей можно рассчитать уровни поддержки сектора знаний и его использования в экономике России, определяемые относительно мирового уровня или уровня передовых стран. Соотнеся затраты на входе, то есть на научные исследования и образование, и получаемый эффект на выходе, то есть вклад потребителей знаний - отраслей повышенного спроса на знания в ВВП, можно оценить сбалансированность развития экономики знании. Этот показатель не должен быть чрезмерно низким (в этом случае затраты на производство и распространение знаний неэффективны) или слишком высоким (последнее свидетельствует о том, что в стране либо не развита сфера НИОКР и образования, либо не выделяются ресурсы на их развитие, а эксплуатируется накопленный ранее научный потенциал, что сейчас наблюдается в России). Кроме того, соотношение между показателями различного уровня на выходе позволяет оценить внутреннюю сбалансированность сектора отраслей повышенного спроса на знания.Соотношение между показателями на входе и выходе подтверждает, что в настоящее время в нашей стране недооценен труд занятых в науке и образовании, финансирование этих отраслей приближается к уровню стран с невысоким научно-техническим и образовательным потенциалом.Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая - дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И, наконец, третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.Были сомнения, что в применении к знанию (как дискретному продукту) рыночный механизм может быть столь же эффективным, как в случае с традиционными продуктами. Недавние исследования показывают, что основные результаты, полученные для делимых продуктов, при достаточно общих и реалистичных условиях оказываются верными также и для дискретных продуктов.Как следствие второй и третьей особенностей в рыночной экономике распространители знаний оказываются в своеобразном, в некотором смысле монопольном, положении. Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, невозможно продать максимальное количество "копий знания". Стремление же продать больше вполне естественно, тем более что копия практически ничего не стоит - затраты на копирование чрезвычайно малы. Если назначить высокую цену, покупателей будет мало. При низкой цене покупателей будет много, но выручка может оказаться меньше, чем при высокой цене. В экономике знаний неэффективен традиционный рыночный механизм. Эффективность достигается тогда, когда используются так называемые дискриминационные цены, то есть цены, рассчитанные на конкретного потребителя.Перечисленные особенности экономики знаний говорят о ее существенных отличиях от стандартной рыночной экономики по действующим закономерностямВ начале 90-х годов образовательная система России подверглась настоящему испытанию, т.к. были произведены серьезные сокращения бюджетов, и что не менее важно начался массовый отток кадров за границу. Но, даже не смотря на все эти негативные факторы, Московские университеты находятся на 5-м месте в индексе цитируемости научных работ по естественным наукам, не уступая таким городам как Лондон, Париж и Токио. Вполне реально привлечь ещё больше иностранных студентов в российские университеты, что предполагает значительные инвестиции в образовательную отрасль, т.к. в настоящий момент затраты на неё в нашей стране недостаточны. Таким образом, инвестирование в систему образования позволит не только увеличить потенциал отрасли, что в свою очередь скажется на развитии фундаментальной и прикладной науки, но и повысит ее привлекательность, что сделает ее не только самоокупаемой, но и прибыльной.Также, одним из способов окупаемости образовательных учреждений является создание коммерческих предприятий на базе ВУЗов, которые используя их инфраструктуру, кадры и интеллектуальный потенциал смогли мы реально конкурировать на рынке научно-технических разработок за счет постоянных инноваций и относительно низкой себестоимости. Такие предприятия являются не только источником прибыли, но и приносят дополнительную пользу, поскольку предоставляют учебному заведению опыт работы на рынке и дает возможность развивать интеллектуальный потенциал не только преподавательского состава, но и студентов.Без ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) большинство инновационных проектов так и осталось бы на уровне нереализованных идей. Ведь основная задача информационных технологий в экономике знаний, это быстрый и качественный обмен информацией. Информационные технологии дают безграничные возможности по управлению явными (формализованными) знаниями, тем более что трудовой потенциал России в этой области поистине велик. Российские разработчики программного обеспечения признаны лучшими в мире, но, к сожалению, в нашей стране пока ещё нет достаточного количества предприятий, куда можно «пристроить» умы. Решением этой проблемы может стать создание своеобразной «силиконовой долины» – технопарка. Роль государства в становлении экономики знаний должна быть основополагающей. Речь идет не только об инвестициях, но и о формировании новой нормативно-правовой базы, освещающей абсолютно все аспекты новой инновационной интеллектуальной экономики, регламентирующей новые виды деятельности и общественные отношения. Законопроекты в этой сфере условно можно разделить на два вида.Первый вид – это законопроекты устанавливающие контроль над взаимоотношениями участников рынка экономики знаний. К таким законам можно отнести закон об авторском праве, использование которого может гарантировать любому участнику, что знания и опыт, полученные им, будут принадлежать ему и будут являться его собственностью. Ситуация с преступлениями в области нарушения авторских прав в нашей стране складывается не лучшим образом. Ко второму типу законопроектов можно отнести стимулирующие законы, которые создают благоприятные условия для развития экономики знаний. В качестве примера можно привести законопроект федерального закона «Об инновационной деятельности» (в рамках проекта «Инновационная Россия»), разъясняющий, что же такое инновация, инновационный проект, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура, и т.д. Он предусматривает мероприятия по финансированию инновационной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В пакете также представлены несколько законопроектов, вносящих поправки в Налоговой кодекс РФ. В частности, предлагается снизить ставки единого социального налога до 15,5 процента для работодателей – научных организаций и инновационных предприятий, зарегистрированных в порядке предусмотренных законом о науке и научно-технической политике. Авторы законопроекта намерены освободить от налога на прибыль средства, полученные безвозмездно организациями науки и фондами поддержки науки и образования. Разработано много других налоговых преференций для организаций, работающих в сфере науки и инноваций.Особое внимание следует уделять стимулирующим законам в регионах. Такие законопроекты позволяют учесть индивидуальные особенности местных условия и создать нужные условия для научных и инновационных проектов. Примером является законопроект о создании региональных венчурных фондов, задача которых заключается в инвестировании инновационных технических и потенциально полезных проектов.Основной вопрос, актуальный в настоящее время в России, это ликвидация существенного отставания России от лидеров, наглядно демонстрирующих преимущество экономики знаний – США, стран Европы и Японии. Важной задачей является также перестроение экономики России на несырьевые источники дохода. Решением этой задачи является увеличение финансирования высшего образования, которое должно выйти на уровень западных стран. С одной стороны, это крайне необходимо, поскольку даже многие лучшие российские вузы имеют бюджет в два-три раза ниже, чем средние университеты в зарубежных индустриально развитых странах. Но с другой стороны, внутри страны сложились значительные диспропорции в качестве образовательных услуг: далеко не все ВУЗы выпускают высококвалифицированных специалистов. Поэтому в данном случае более оправдано совершенствование сложившейся системы высшего образования, концентрация ресурсов в ведущих инновационных вузах, обеспечивающих подготовку необходимых для экономики знаний специалистов. Роль информации в экономикеВ современной экономической теории все больше внимания уделяется исследованию роли информации в экономических процессах и влиянию развития информационных технологий на жизнь общества.Следует отметить, что в ходе развития экономической мысли менялось отношение ученых к информации, как элементу экономических процессов.Классическая экономическая теория, строя свои модели, исходила из предположения, что все участники рынка обладают полной информацией о рыночной ситуации, на основе которой они принимает рациональные решения. Неоклассическое направление экономической теории, особенно на современных этапах развития, уже не игнорирует значение информации в экономической деятельности. Тем не менее, анализ функций, роли и использования информации в неоклассической теории довольно ограничен.В рамках институционального направления роль информации в экономики изучается более развернуто. В частности, учитывается информационное несовершенство рынков, издержки по получению нужной субъекту информации и роль распределения информации между сторонами, заключающими контракт.Можно выделить несколько аспектов проявления информации в экономике.Во-первых, информация является элементом рыночного механизма. Функции рынка эффективно работают только тогда, когда участники рынка обладают полной информацией о его параметрах. В реальной экономике данное условие недостижимо, поэтому эффективность работы рынка во многом определяется параметрами распределения информации между участниками сделок. Для получения информации о каком-либо  рыночном процессе нужно затратить определенные усилия.   Во-вторых, информация является фактором производства, вместе с капиталом, трудом, землей и предпринимательской деятельностью. В современной экономике информация становится главным фактором производства, определяющим конкурентоспособность фирм и экономик стран.  Повышение роли информации и информационных технологий в экономике, качественно меняет ее структуру и нашу жизнь. Они считают, что можно говорить о появлении нового типа экономики. Такую экономику называют информационной или постиндустриальной.В-третьих, в современной экономике все большее распространение получают сетевые блага, имеющие информационный характер. Полезность таких благ определяется возможностью информационного взаимодействия с другими потребителями этих благ. Типичным примером сетевого блага является любая социальная сеть в Интернет, стандарт USB, язык, на которым мы общаемся и т.п. Поведение людей при производстве и потреблении подобных благ является отличным от традиционно изучаемого, что вызывает необходимость проведения отдельного анализа. Сетевые эффекты, связанные с потреблением сетевого блага накладывают отпечаток на современный бизнес и процессы становления институтов. В-четвертых, информация является предметом купли-продажи. В результате развития процесса разделения труда и специализации, бизнес-процессы производства информации выносятся фирмами во внешнюю среду. В результате, получает развитие рынок информации, включающий в себя множество различных сегментов. Качество работы рынка информации во многом определяет эффективность функционирования экономики и степень ее инновационности. Анализ информационного рынка требует рассмотрения таких вопросов, как специфика спроса и предложения на информационные продукты и проблему разработки правовых норм, позволяющих ему эффективно функционировать.Управление информационными ресурсами организацииИнформационные ресурсы для многих компаний так же значимы, как и корпоративные финансы или кадровый состав. Поэтому функции портала должны рассматриваться гораздо шире, чем функции «парадного входа в здание», открывающего прямой путь к нужной информации. Термин «информационный портал предприятия» — это дословный перевод аббревиатуры EIP. Однако это сокращение можно использовать и для обозначения процесса управления информационными ресурсами — Enterprise Information Planning (по аналогии с ERP). Если портал рассматривать не только как «парадный вход» в информационное пространство компании, а еще и как одну из составляющих системы управления компанией, то у специалистов появляются новые возможности для обоснования необходимости инвестиций в это решение. Основная функция портала — это управление информационными ресурсами предприятия. При таком подходе аббревиатура EIP может быть раскрыта несколько по-другому, а именно: Enterprise Information PLANING (по аналогии с ERP-системами). Управление информационным ресурсами не исчерпывает всей подводной части айсберга — управленческой функциональности портала. Не менее серьезный аргумент эффективности портальных решений — это возможность для компании, используя эти технологии, оптимизировать инвестиции в развитие информационных ресурсов в целом. Специалистам, анализирующим процессы инвестиций в информационные технологии, хорошо известно, что любая компания в своем развитии переживает два всплеска инвестиций в ИТ. Первый объясняется желанием компании автоматизировать собственную деятельность. После того как основные бизнес-процессы автоматизированы и все необходимые информационные ресурсы сформированы, то есть, построена информационная инфраструктура компании, начинается второй приток инвестиций: компания пытается инвестировать в управление информационной инфраструктурой, в обеспечение взаимодействия автоматизированных модулей и, наконец, в развитие информационных ресурсов. Как правило, в компании, которая рассматривает возможность внедрения портала, уже сделан ряд серьезных инвестиций в информационные технологии и автоматизацию бизнес-процессов. Поэтому, основными инвестиционными целями портального проекта должны стать защита инвестиций в инфраструктуру и оптимизация инвестиций в ее развитие и управление. Но как сохранить финансовые вложения в информационную инфраструктуру компании и как оптимизировать объем инвестиций? В результате разработки проекта внедрения портала в компании формируется новая инфраструктура, способная «впитать» в себя все достоинства и положительные эффекты прежней инфраструктуры, наиболее эффективным образом используя существующие информационные ресурсы и программно-технические решения. Как это происходит, можно проиллюстрировать следующим примером. Предположим, в компании автоматизирован процесс работы с клиентами, но сделано это на основе собственной разработки. В текущем виде система не может решить всех свалившихся на нее задач. Она не способна обмениваться информацией с другими системами компании, имеет неудобный интерфейс, кроме того, ее поддержка на рабочих местах является весьма трудоемкой задачей для соответствующей службы. Наиболее простой вариант для компании, но и самый дорогостоящий — заменить эту систему на какое-либо промышленное решение. Инвестиции в разработку устаревшей системы будут при этом безвозвратно утеряны.