Публикации
Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста
Автор: Зикеева Анна Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста
Автор: Зикеева Анна Николаевна
Доклад на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста»Одним из эффективных средств развития диалогической речи детей дошкольного возраста является театрализованная игра. Игра, как известно, ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника.Существует двусторонняя связь между речью и игрой: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, и, с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи. Игра способствует развитию связной речи самым естественным образом, в игре дети последовательно и связно излагают свои мысли.Эффективность театрализованной игры заключается в осмыслении дошкольником нравственного подтекста литературного произведения, участвуя в игре, создающей благоприятные условия для развития чувств партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности-воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). А в Режиссерских играх -"артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Одним из необходимых условий развития связной речи является создание соответствующей предметно-развивающей среды, включающая в себя Центры активности: центр игровой активности, театрализованной деятельности и речевой активности, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка.В центре «Игровой активности» находятся: сюжетные игрушки; игрушки транспорт разного вида; игрушки, изображающие предметы труда и быта; ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», Больница», «Мастерская», «Гараж»); игрушки-животные; куклы; наборы разных видов посуды; разграниченные зоны (кукольный уголок, салон красоты, магазин, больница, почта и т.д.). «Центр театрализованной деятельности»В центре театрализованной игры представлены разные виды театра: настольный, би-ба-бо, плоскостной, пальчиковый) и атрибуты для игр: маски, шапочки, парики, элементы костюмов, бутафория (носы, очки, усы и т.д.); магнитная доска, ширма; атрибуты для ярмарки (платки, ленты, шапки, венки и др.); картинки и иллюстрации к сказкам; наглядно-дидактические игры и пособия («Герои сказок», «Какая это сказка?» и т.д.). «Центр речевой активности»В данном центре размещены: наглядный, дидактический материал по лексическим темам (наборы предметных, сюжетных картинок, наборы карточек); речевые карты, схемы рассказывания; картотека игр и игровых упражнений на развитие связной речи детей (монологической/диалогической); наличие произведений содержащих разнообразие лексических тем; наборы иллюстраций, картин для развития связной речи детей; художественная, познавательная литература, энциклопедии; фольклор, стихи, загадки; игры на развитие словаря; настольно-печатные, дидактические игры на развитие связной речи: «Рассказы по картинкам», «Что было сначала, а что потом», «Добавь словечко», «Последовательности», «Расскажи почему?».Можно сделать вывод, что Театрализованная деятельность является самым доступным для ребенка по овладению диалогической речи, так как игра - ведущий вид деятельности, ребенок в игре познает мир. Театрализация дает возможность раскрепоститься, ликвидировать стеснение, развивает память с помощью драматизации литературных произведений. Словом, дает возможность побыть АРТИСТОМ.