Публикации Технологии социально - педагогической деятельности в работе с детьми с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологии социально - педагогической деятельности в работе с детьми с ОВЗ
Автор: Ермошина Ирина Сергеевна

Технологии социально – педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (в условиях общеобразовательной школы)На сегодняшнем этапе формирования общества наблюдается ухудшение здоровья детей и подростков, а также увеличение численности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). C каждым годом в образовательные организации приходят все больше детей, имеющих отклонения в развитии, из-за чего одним из наиболее актуальных направлений деятельности социального педагога является работа с детьми ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья представляют категорию учащихся с психическими или физическими отклонениями, которые в свою очередь обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь на уровне со здоровыми сверстниками.Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания [3].В настоящее время идет интенсивный процесс поиска новых путей адаптации, социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Для успешного решения данной задачи активно развивается практика внедрения социально-педагогических технологий.Технологии социально-педагогической работы с детьми с ОВЗ направлены на установление социальной проблемы, выявления ее причин и способов решения; изменение социального статуса; помощь детям в адаптации к новой среде; предупреждение социальных и индивидуальных рисков [4]. К основным видам технологий социального педагога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья относят:социальная диагностика;социальная реабилитация;социальная адаптация.Опишем более подробно каждую из перечисленных технологий.Социальная диагностика – это технология, включающая в себя совокупность методов и приемов, которые способствуют работе социального педагога в изучении деятельности поведения ребенка с ОВЗ.Цель технологии социальной диагностики – установление социальным педагогом социального диагноза проблемы ребенка с ограниченными возможностями здоровья.Анализ социальной проблемы учащегося с ОВЗ производится в 3 этапа:1 этап: социальный педагог конкретизирует причины и ход развития проблемы.2 этап: на данном этапе специалист проводит индивидуальную работу с ребенком с ОВЗ для того, что бы понять его готовность к решению данной проблемы. Описывается взаимодействие обучающегося с инвалидностью с его ближайшем окружением.3 этап: систематизируется и анализируется информация о семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учебном коллективе.Для выявления и определения социальных умений и навыков учащегося с ОВЗ используются следующие методы социальной диагностики: наблюдение; анкетирование; обследование жилищных условий; анализ нормативно – правовых документов.Социальная адаптация – технология приспособления человека к социальным условиям его существования, к конкретной социальной ситуации.Социальная адаптация детей с ОВЗ понимается как интеграция в общество (среду здоровых сверстников).Социальным педагогом определяются основные формы работы по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении:классный час;внеурочная деятельность;индивидуальные беседы и консультирование;выступление специалиста на родительских и общешкольных собраниях.Важно понимать, что одной из главных задач технологии социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является воспитание его индивидуальности, ответственности. Привлечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья к внеурочной, внеклассной деятельности со сверстниками, в которой они могли бы проявить свои творческие способности, личностные качества.В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, социальный педагог также взаимодействует с различными субъектами оказания помощи детям с ОВЗ и различными представителями общественных организаций. Так, например, технология социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется педагогом совместно со специалистами по социальной работе. Социальная реабилитация детей с ОВЗ направлена на восстановление и формирование способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности.Специалисты выделяют три этапа социальной реабилитации: Первый этап - адаптационно-диагностический. На нем проводится диагностика личностного развития ребенка, определяются его реабилитационный потенциал и оптимальные режимы коррекционно-воспитательной работы с ним. Второй этап – коррекционный. Организация и проведение реабилитации ребенка и обучение родителей реабилитационным технологиям.Третий этап – интеграционный. Подводятся итоги комплексной реабилитации за определенный промежуток времени и определяются пути интеграции ребенка в социальную среду.Помимо основных технологий социально – педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, специалистами выделяются:- технология развития навыков самообслуживания и общих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, которая направлена на формирование готовности у ребенка комплекса жизненных навыков, с учетом его готовности к включению в разные виды совместной образовательной деятельности;- технологии, направленные на развитие здорового образа жизни и спорта у детей с ограниченными возможностями здоровья – проведение оздоровительных праздников, игровых тренингов, которые способствуют физическому, психологическому и социальному развитию ребенка;- технологии профориентационной деятельности и развития начальных профессиональных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья - всестороннее развитие личности и активизация самих детей - инвалидов в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка их к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учетом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентиров и потребностей общества, успешная интеграция в социум.Подводя итог, можно сказать, что использование технологий в работе социального педагога с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения способствует обеспечению, сохранению и укреплению физического, психологического, нравственного и социального здоровья; формированию социально значимых установок в жизненном самоопределении; организации досуговой и оздоровительной совместной деятельности детей с ОВЗ и коллектива здоровых сверстников, что благоприятно влияет на интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Акатов, Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. И. Акатов. – Москва : Просвещение, 2002. - 276 с. – ISBN – 987-5-934-0034-4.
  • Крыжановская, Л.М. Психолгическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л. М. Крыжановская. – Москва : Издательский центр ВЛАДОС, 2014. – 143 С. – ISBN - 978-5-691-01918-0.
  • Министерство труда и социальной защиты РФ [Минтруд России]: офиц. сайт. – Москва, 2022. – URL: (дата обращения: 15.01.2023).
  • Мудрик, А.В. Социальная педагогика. Учебник для студентов педагогических ВУЗов/ А.В. Мудрик. – Москва : Издательский центр Академия, 2000. - 200с. - ISBN 5-7695-0640-7.