Публикации Работа над строем в вокально хоровом коллективе.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа над строем в вокально хоровом коллективе.
Автор: Смагина Елена Александровна преподаватель музыки в Ставропольском президентском кадетском училище

Работа над строем в вокально хоровом коллективеАннотация: в статье рассматривается одна из главных характеристик пения- строй - правильное интонирование интервалов в их мелодическом и гармоническом видах. Приводятся особенности и приемы работы над формированием стройности пения. Показано, что работа над строем является совместной работой хористов, дирижера. Делается вывод о том, что строй является коллективной работой участников музыкального процесса: интенсивной и постоянной, кропотливой работы певцов, работой дирежера и работой руководителя хора.Ключевые слова: качество исполнения, строй, хоровое пение, музыкальный слухВ настоящее время все большее значение приобретает создание хоровых коллективов, следовательно, увеличивается актуальность проблемы строя и качественного пения. Проблема строя актуальна ещё и потому, что это первое, на что обращает внимание слушатель. Для исполнения любого произведения важна стройность и чистота его исполнения.Строй - художественно выразительная категория, средствами выражения которой является интонация музыкантов [2].Строй - правильное интонирование интервалов в их мелодическом и гармоническом видах. Система строя постигается путем восприятия и воспроизведения произведения [2,3].По мнению ряда специалистов, строй является одним из наиболее трудных элементов хорового пения. Цель статьи: рассмотреть особенности формирования строя в вокально-хороаом коллективе.Впервые в хороведении опыт работы над строем а сарреllа обобщил П.Г. Чесноков. К хоровому строю Чесноков относил «правильное интонирование интервалов (горизонтальный строи) и правильное звучание аккорда (вертикальный строй)» Последующие авторы сохраняли определение строя, как правильного интонирования звуков, как чистоты интонирования в пении.В хоровом исполнительстве выделяют гармонический и мелодический строй. Мелодический или горизонтальный строй- это чистота интониро- вания мелодии вокальным унисоном. Гармонический строй - правильное интонирование созвучий аккордов в их последовательном движении, образующихся в звучании всего хора или его голосовых групп.При исполнении мелодии наблюдается общая тенденция к индивидуализации интервалов путем расширения больших и сужения малых. В гармонических сочетаниях эта тенденция чаще сдерживается принципом консонирования, который требует применение, чистых натуральных интервалов (терций, секст). Именно поэтому под влиянием гармонической вертикали большие терции чаще сужаются, а малые - расширяются.Пение — это сложный психофизиологический процесс и значительная часть этого процесса протекает автоматически. При этом особенно важны три взаимосвязанных элемента: дыхание, голосовые связки и резонаторы. Каждый из этих элементов оказывает влияние на интонацию. Основой для работы по строю является умение хора петь в унисон. Среди методов и приемов выстраивания хора можно выделить следующие: спокойное пение на одном звуке различных гласных и слогов; пение с усилением и затиханием на ровном дыхании; пение звукоряда в пределах кварты, квинты и октавы. Также для формирования стройности хора полезно употреблять упражнения для распевания голоса.За строй, по мнению Н.М.Данилина, должен нести ответственность каждый из хористов. Также хористы должны знать и анализировать, какие ноты петь, каким темпом и с какой интонацией [1]. Как утверждают специалисты, стройность пения достигается путем многократных тренировок, внимания к процессу исполнения, а также при тесном расположении голосов, умеренном темпе и простой и ясной гармонии. Легче сделать стройным пение в умеренном темпе (mp и mf), в то время как пение в нюансе ff может негативно повлиять на строй, поскольку участники хора в этом случае испытывают напряжение при воспроизведении мелодии. Поэтому произведения с нюансами f, ff и pp обычно разучиваются в умеренной динамике.На стройность пения также влияют интонация, звукообразования, дыхание и т.д. В процессе обучения пению эти характеристики формируются у певца путем многократного повторения и внимательного отношения к процессу исполнения произведения: на распевках, индивидуальных и групповых тренировках и в процессе пения.Такие характеристики поющих, как интерес к исполнению произведения, настойчивость в выработке необходимой интонации и строя, состояние голосового аппарата, внимание к себе и другим также влияют на строй пения [2]. Выработка необходимой интонации осуществляется с помощью специальных упражнений, занятий по мастерству передачи эмоций произведения. Очень часто ученики эмоциональны, что способствует их умению передавать эмоции песен и не требует большой дополнительной работы в данном направлении. Однако, такие характеристики пения, как интонирование, эмоциональность передачи произведения требуют приобретения определенных навыков, требуют тренировки.Как известно, работа над гармоническим и мелодическим строем влияет на формирование музыкального слуха, делая его более совершенным.Среди методов и приемов работы над строем в хоре можно выделить следующие: интонирование "вне ритма" с использованием формат на отдельных трудно выстраиваемых аккордах; чередование интонирования в слух с интонирование "про себя"; исполнение сложных по ритму гармонических построений с упрощением (ритмическим наполнением). Кроме того, целесообразно менять ритм произведения и прогревать его в измененных ритмах.Следующий прием - пение сольфеджио, на слог, закрытым ртом. Это способствует более глубокому пониманию исполнителями логики мелодического и гармонического азвития произведения, а также темброво выстроить музыкальный материал [3]. Музыканты-практики отмечают, что при понижении строя на этапе, разучивания произведения полезно ускорить темп, увеличив эмоциональную напряженность исполнения или при повышении строя чуть замедлить темп, дав возможность певцам контролировать эмоции и строй хора. Для шлифовки строя в соединении с другими элементами хоровой звучности необходимо включать фрагменты разучиваемых произведений в процесс распевания хора. Это будет способствовать как развитию музыкального слуха, так и формированию интонирования произведения.Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что строй является коллективной работой участников музыкального процесса: интенсивной и постоянной, кропотливой работы певцов, работой дирежера и работой руководителя хора. Таким образом, цель данной статьи достигнута.Литература:
  • Даньшина С.В., Тишина А.А. Особенности работы над строем в хоровых произведениях // Наука. Искусство. Культура. 2017. №4 (16). URL: (дата обращения: 16.12.2022).
  • Самарин В.А. Хороведение М.: Музыка, 2011
  • Романовский, Н. В. Принципы работы над строем в хоре // Хоровое искусство. — Л.: Музыка, 1967. — С. 75-95.