Публикации Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в Воронеже и Воронежской области

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в Воронеже и Воронежской области
Автор: Назаренко Екатерина Александровна

Назаренко ЕкатеринаИнклюзивное обучение детей с ОВЗ в Воронеже и Воронежской областиВ декабре 2012 года в Закон об образовании было введено понятие "инклюзивное образование". Организация образовательного процесса позволяет детям с ограниченными возможностями быть интегрированными в общую систему образования и посещать те же школы, что и дети того же возраста. Воронежская система образования всегда уделяла особое внимание детям с ограниченными возможностями. Сегодня все больше общеобразовательных учебных заведений становятся инклюзивными. Воронежская область была одним из первых регионов, внедривших инклюзивное образование, и стала флагманом: 47 регионов переняли опыт Воронежской области. В регионе сохранились все дополнительные школы, существовавшие до введения новых национальных стандартов образования детей с ограниченными возможностями. Сегодня там учатся около 2 000 детей. Как поясняет Министерство образования и молодежи, в настоящее время система дошкольного образования города включает детские сады с группами для детей с особыми образовательными потребностями, специальные детские сады, детские сады компенсирующего вида, центры развития ребенка, детские сады общего типа и комбинированные детские сады. В школах обучаются 447 детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, в общеобразовательной школе №92 занимаются 14 детей с аутизмом, а на них приходится 16 помощников-тьюторов, которые являются штатными сотрудниками школы. Именно эта школа стала победителем всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа Россия». Теперь общеобразовательное учреждение получило право транслировать свой опыт коллегам. Каждый месяц на базе школы проходят стажировку учителя других учреждений, и специалисты делятся своим опытом. Новые должности учителей создаются в результате продвижения инклюзивного образования в школах и детских садах. Например, тьюторы участвуют в предоставлении индивидуальной поддержки ученикам. В настоящее время в местных учебных заведениях работают 444 преподавателя. Тьюторы поддерживают детей в классах с особыми потребностями во всем, например, занимаются с ними гимнастикой на уроках физкультуры. Здесь очень важно повторение, и после того, как ребенок сделает это 100 раз с учителем, он начинает делать это самостоятельно.В Воронежской области работает больше учителей, чем в любом другом регионе Российской Федерации. Центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения - финансируемая государством организация, оказывающая поддержку инклюзивному образованию, является филиалом Центральной психолого-медико-педагогической комиссии. Она оказывает психолого-педагогическую и методическую поддержку родителям детей с особыми потребностями, дает рекомендации по развитию специальных образовательных условий и помогает школам в реализации программ адаптации. Кроме того, Воронеж стал первым регионом в стране, где местный закон "О бюджете Воронежской области" разрешил критерии финансирования в зависимости от патологических особенностей ребенка. В настоящее время над изменением закона работает Центр правовых исследований и разработок. То, насколько хорошо дети с особыми потребностями будут общаться со своими одноклассниками и родителями, зависит от учителей, которые должны подготовить учеников и родителей к поступлению в школу. Особые дети нуждаются в подготовке, когда они приходят в школу. И особые, и обычные дети должны чувствовать себя комфортно. Педагоги должны понимать, что у них есть возможность обратиться за помощью к специалистам комиссии. Они точно знают нозологические возрастные особенности ребенка и могут оказать педагогам неоценимую помощь и поддержку. Некоторые специалисты в области образования в Воронеже считают, что интеграция все еще находится в зачаточном состоянии. Более того, школы все еще могут справиться с сегрегацией (разделением людей на расовые, этнические или другие группы в повседневной жизни) и буллингом. В "Реальной школе", например, уровень агрессии гораздо ниже, потому что дети находятся здесь в небольших группах и по собственной воле. Поэтому дети в дополнительных школах открыты для совместного обучения с детьми с ограниченными возможностями. Реальная школа работает над созданием инклюзивной среды с 2009 года, когда в Законе об образовании не было понятия "инклюзивное образование". Сегодня дети с ограниченными возможностями занимаются шитьем, макраме, живописью, лепкой из пластичного теста и художественной обработкой ткани, а с 13 лет их также обучают компьютерным навыкам. «Реальная школа» проводит совместные мероприятия с коррекционной школой № 31 и специальной библиотекой для слепых Воронежской области имени Короленко - В.Г. Короленко, воскресной школой при храме Сергия Раднежского на улице Туполева. Без инклюзивного образования невозможна полноценная социализация. Процесс инклюзии - это процесс социализации, который позволяет учащимся приобрести все навыки, необходимые им в жизни. Существуют различные причины, которые могут препятствовать этому процессу. Например, учителя не подготовлены к работе с детьми с ограниченными возможностями, директора учебных заведений бездействуют, финансирование инклюзивного образования недостаточно, а значит, они не могут обеспечить все необходимые условия для обучения учащихся с особыми образовательными потребностями. Родители, имеющие здоровых детей, иногда могут создавать проблемы. Однако учителя и студенты, узнавшие об инклюзии, скажут, что все без исключения дети должны жить, учиться, понимать и поддерживать друг друга. Это важно как для здоровых детей, так и для детей с ограниченными возможностями. Это моральная модель общества.