Публикации План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Автор: Ольга Владимировна Зубан

МКДОУ “Мунгатский детский сад»План самообразования педагога по теме:«Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»Материал подготовила воспитатель высшей категории Зубан ольга Владимировнаоктябрь, 2022 годАктуальность: Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.Цель саморазвития:
  • повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
  • Задачи:
  • повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
  • изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  • обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
  • создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
  • формировать знания, умения и навыки воспитанников;
  • План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.
  • Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
  • Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики;
  • Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  • Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
  • Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
  • изучение нормативно-правовых документов;
  • участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
  • ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
  • Пополнение эколого-развивающей среды (уголки природы и экспериментирования).
  • Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
  • Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
  • Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
  • Разработка конспекта занятия по экологическому воспитанию;
  • Проведение открытого занятия;
  • Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
  • Проведение досугов, экологических, народных праздников.
  • Изготовление экологического лэпбука.
  • Участие в конкурсах.
  • Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики.
  • План работы с детьми:
  • Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:
  • моделирование ситуаций;
  • игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические);
  • опытно-исследовательская деятельность;
  • разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
  • просмотр мультфильмов;
  • экологические спектакли
  • Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
  • «Масленица»
  • «Пасха»
  • «День Земли»
  • «День птиц»
  • «День посадки деревьев»;
  • «Всемирный день охраны окружающей среды».
  • Проведение сезонных выставок поделок;
  • Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет;
  • Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:
  • «Значение воды в жизни людей»;
  • «Зеленая аптека»;
  • «Синичкин день»;
  • «Покормим птиц зимой»;
  • «Значение почвы и воды в жизни всего живого»;
  • «Морские млекопитающие»;
  • «Естественные водоемы Земли»;
  • «Что такое заповедник»;
  • «Путешествие по заповедникам»;
  • «Мы друзья природы»;
  • «Лес и наше здоровье»
  • «Поможем природе»;
  • «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
  • Проекты:
  • «Огород на подоконнике»;
  • «Цветущий участок»
  • Экологические акции:
  • «Птичья столовая»;
  • Чтение художественной литературы:
  • В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
  • С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»;
  • Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;
  • В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;
  • Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»;
  • Ю. Демянская «Дом Земли»;
  • Н. Т. Бромлей «Охотник»
  • Заучивание наизусть:
  • Николай Забило «Любимый край, моя земля»;
  • В. Орлов «Общий дом»;
  • П. Воронько «Журавль»
  • Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
  • Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.
  • План работы с родителями:
  • Анкетирование родителей по экологии.
  • Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.
  • Разработка и проведение консультаций для родителей:
  • «Экология и мы»;
  • «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»
  • «Игры экологического содержания»;
  • «Ребенок и природа»;
  • «Птичья столовая»;
  • «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».
  • «Чистая планета Земля»
  • Памятки для родителей:
  • «В каких продуктах «живут» витамины»;
  • «Синичкин день»;
  • «Экологическое воспитание»;
  • «Берегите природу»;
  • «Мы против мусора»;
  • «День Земли»;
  • «День птиц»;
  • «День посадки деревьев»;
  • «Зеленая весна»;
  • «Всемирный день окружающей среды»
  • Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок;
  • Помощь родителей в изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»;
  • Участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах;
  • Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;
  • Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
  • Помощь родителей в изготовлении скворечников. В рамках экологической акции «Скворушка»;
  • Привлечение родителей к созданию альбомов: 
  • «Растения нашего края»
  • «Берегите природу»;
  • «Дикие животные России»
  • Экологические акции: 
  • «Птичья столовая».
  • Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм. Подбор и изготовление игрового оборудования.
  • Привлечение родителей к организации воспитательно – образовательной работе с детьми по формированию экологической культуры.
  • Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Вышеуказанные мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность. Так же воспитатель развивает свою и детскую творческую активность, и создает условия для воспитания и формирования разносторонней личности.Для систематизации и грамотной реализации процесса самообразования все вышеперечисленные мероприятия стоит распланировать по месяцам.Литература:1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.2. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.3. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г.старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьмистаршего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.5. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.6. Л. С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2006г.7. С. А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г8. Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.9. Л. Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.10. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.