Публикации
Рабочая программа "Аккордеон"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа "Аккордеон"
Автор: Шаулина Ирина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа "Аккордеон"
Автор: Шаулина Ирина Николаевна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Коркинская детская музыкальная школа»Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство»Рабочая программа по предмету «Аккордеон»(3-летнее обучение)рп. Первомайский,2019г.Рассмотрено Утверждаю: на Педагогическом совете директор МБУДО «КДМШ»протокол№_____ от____________2019г ______________Попова Н.С. Приказ №_____от_______2019гРазработчики: Шаулина Ирина Николаевна –преподаватель МБУДО «КДМШ» Мещерякова Оксана Викторовна–преподаватель МБУДО «КДМШ»Рецензенты: Чабанеко Владимир Степанович – преподаватель ДШИ г. Коркино заслуженный работник культурСОДЕРЖАНИЕI.Пояснительная записка………………………………………………… 3II.Содержание учебного предмета……………………………………… 5III.Требования к уровню подготовки учащихся……………………… 9IV.Формы и методы контроля, система оценок……………………… 9V.Методическое обеспечение учебного процесса…………………… 11VI.Списки рекомендуемой учебной и методической литературы… 12I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАХарактеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.Программа учебного предмета « Музыкальный инструмент/ аккордеон» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а так же с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных инструментах в детских музыкальных школах.В системе музыкально- эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает музыкально- инструментальное исполнительства на народных инструментах. Народная инструментальная музыка благодаря простоте восприятия, содержательности, песенной основе, помогает развивать музыкальность в ребенке, пробуждает интерес к занятиям.Предлагаемая программа рассчитана на трехлетнее обучение для детей поступающих в возрасте 10-13 лет.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предметаПри реализации учебной программы «Музыкальный инструмент/аккордеон» максимальная учебная нагрузка составляет 420ч.; из них 210ч.-аудиторные занятия, 210ч.-самостоятельная (внеаудиторная) работа.Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная. Цель и задачи учебного предметаЦелью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об истории исполнительства на народных инструментах, формирования практических умений и навыков игры на аккордеоне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.Задачи учебного предметаЗадачами учебного предмета являются:ознакомление детей с народными инструментами, их разнообразием и исполнительскими возможностями формирование навыков игры на музыкальном инструменте – аккордеоне; приобретение знаний в области музыкальной грамоты приобретение знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего общения с музыкой, музыкального самообразования, самовоспитания воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.Структура программыПрограмма содержит следующие разделы:сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета распределение учебного материала по годам обучения описание дидактических единиц учебного предмета требования к уровню подготовки учащихся формы методы контроля, система оценок, требования к итоговой аттестации методическое обеспечение учебного процессаМетоды обученияДля достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:словесный (объяснение, беседа, рассказ) наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов, прослушивание аудиозаписей исполнителей на баяне, аккордеоне, симфонической музыка и т.д.) практический ( владение штрихами и приемами игры на инструменте; умение исполнять различную по характеру и стилю музыку) эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления)Описание материально- технических условий реализации учебного предметаКаждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудиозаписей школьной библиотеки. Класс должен быть оборудован музыкальными инструментами, стульями, различной высоты подставками для ног, компьютером, интернетомII. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебно- тематический план 3-х летнего обучения Первый год обученияI полугодиеII полугодиеВторой год обученияI полугодиеII полугодиеТретий год обученияI полугодиеII полугодиеГодовые требованияТребования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. За два года нужно стараться овладеть наибольшим количеством штрихов, приемов игры на инструменте, знать динамические оттенки и уметь применять их на практике, познакомится с основами чтения с листа, игры в ансамбле. В исполнительский репертуар необходимо включать произведения народной, классической музыки, произведения современных композиторов. Учащиеся осваивают циклическую форму, элементы полифонии, учатся использовать средства музыкальной выразительности при создании художественного образа.Требование третьего года обучения направлены на расширение репертуара, развитие навыков музицырования, подготовки к итоговой аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных , возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки публичных выступлений.Первый год обученияРазвитие музыкально- слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на аккордеоне( правильная, удобная посадка, постановка рук)Гаммы: До мажор одной рукой в одну или две октавы. Фа мажор и соль мажор в одну октаву.Развитие первоначальных навыков чтения с листа. Игра в ансамбле.Упражнения , этюды (1-2) Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов (3-4)Рекомендуемые упражнения и этюды 1. Упражнения для левой руки (бас-аккорд; бас-два аккорда; бас-три аккорда от до, соль, фа, ре,ля) 2. Гаммы (перечислены выше) 3. Г. Беренс. Этюд 4. К. Черни. Этюд 5. Л.Шитте. Этюд 6. В.Лушников .ЭтюдПримерные исполнительские программыРНП «Как под горкой» Денисов А. «Полька)Кабалевскаий Д. «Маленькая полька»РНП «Частушка»РНП « У кота- воркота»Лушников В. «Танец»РНП «Ах вы сени, мои сени»Качурбина В. «Мишка скуклой»Лушников В. «Маленький вальс»Калинников В. «Журавель»БНП «Перепелочка»Красев М. «Маленькая елочка»РНП «Там за речкой, там за перевплом»Калинников В. «Тень-тень»РНП «Орешина кудрявая»БНП «Колыбельная»ННП «Кукушка»РНП «Летал голубь, летал сизый»БНП «На лодочке»РНП «Барыня»Второй год обученияГаммы: До, Фа, Соль мажор каждой рукой в одну октаву. Ля минор одной рукой в одну или в две октавы. Освоение новых выразительных средств Штрихи и мелизмы: легато, нон легато, стаккато; форшлаг. Освоение техник игры интервалов. Знакомство с музыкальными терминами. Игра по слуху. Игра в ансамбле.Упражнения, этюды (1-2). Произведения старинных и современных композиторов(3-4).Примерные исполнительские программыЭтюды:Берннс Г. Этюд до мажорВольфарт Этюд №27 ля минорРожков С. Этюд № 25 до мажорСалин А Этюд № 9 ля минорЧерни К. Этюд № 18 до мажорШитте Л. Этюд № 8 фа мажорНародные песни и танцы:РНП «Во саду ли, в огороде»РНП. «Степь да степь кругом»РНП «Коробейники»РНП «Утушка луговая»РНП «Тонкая рябина»РНП «Как на тоненький ледок»УНП «По дороге жук, жук»Пьесы:Книппер Л. «Полюшко- поле»Глинка М. «Полька»Блантер М. «Катюша»Спадавеккиа А «Добрый жук»Бетховен Л. «Лендлер»Любарский «Танец»Хренников Т. «Речная песенка»Тюрк Д. «Веселый парень»Третий год обученияГаммы: До, Соль, Фа мажор в одну и две октавы двумя руками. Ля минор 3 вида правой рукой в одну или две октавы.Штрихи и мелизмы: легато, нон легато, стаккато; форшлаг, деташе.Произведения классической, народной и эстрадной музыки. Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм (исполнение различными штрихами). Включение в репертуар не сложных произведений крупной формы, простых полифонических произведений. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Продолжение работы над постановочно- двигательными навыками, аккордовой техникой, метроритмом. Подготовка выпускной программы. . Примерные итоговые исполнительские программыЭтюды:БеренсГ.Этюд № 9 до мажорБертини А. Этюд ми минорБрунер К. Этюд до мажорДювернуа Этюд до мажорКорецкий Н.Этюд №24 соль мажорШитте Л. Этюд фа мажор Народные песни и танцы:«Ах ты береза» обр. В.Ефимова«Как ходил гулял Ванюша» обрюВ.Грвчева«Уральская кадриль»«Карело- финская полька»«Смоленский гусачек» обр. О.Думенко«Кадриль» обр. ДуменкоПьесы:Диабелли А «Рондо»Бетховен Л.»РомансБрамс И. «Венгерский танец»Бах И.С. «Ария» Гендель Г «Чакона»Тарасова Н «Танго»Любарский Н.»Песня»III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯВыпускник демонстрирует следующий уровень подготовки.владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет использовать их на практике умеет исполнять произведения в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения владеет навыками публичных выступлений , игры в ансамбле. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК.Текущий контроль осуществляется преподавателем на каждом уроке, в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень освоения им программы на определенном этапе обучения.В рамках промежуточной аттестации в 1 полугодии первого класса проводится контрольный урок, на котором исполняются 2 разнохарактерных произведения наизусть, во 2 полугодии – академический концерт, на котором исполняются 2-3 произведения. Во 2 классе в 1 полугодии исполняются 2 разнохарактерных произведения, во 2 полугодии – академический концерт – 2-3 произведения.Итоговая аттестация проводится в виде академического концерта с исполнением программы из 2-3 произведения (одно из которых может быть исполнено в ансамбле). Итоговая оценка выводится с учетом продвижения ученика в течение обучения, с учетом концертной деятельности класса, предыдущих промежуточных аттестаций.Требования к промежуточной аттестации1 класс1полугодие– прослушивание (2 призведения)2 полугодие – академический концерт (2-3 произведения) 1 произведение возможно в ансамблевом исполнпении2 класс1 полугодие- академический концерт (2 произведения)2 полугодие - – академический концерт (2-3 произведения) 1 произведение возможно в ансамблевом исполнпении3 класс (выпускной класс)1 полугодие– прослушивание( 1-2 произведения выпускной программы)2 полугодие– выпускной экзамен (2-3 произведения)) 1 произведение возможно в ансамблевом исполнпенииКритерии оценкиПо результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично»., «хорошо»», «удовлетворительно».5 (отлично) –ставится если учащийся исполнил программу музыкально, в характере и нужных темпах без ошибок4(хорошо)- ставится при грамотном исполнении с наличием мелких технических недочетов, не достаточно убедительном донесении образа исполняемого произведения3 (удовлетворительно) – программа исполнена с ошибками и не музыкально.При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу следует учитывать:- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству,- к занятиям музыкой, -наличие исполнительской культуры,- развитие музыкального мышления ,- овладение практическими навыками и умениями в различных видах музыкально- исполнительской деятельности- сольном и ансамблевом исполнительстве,-степень продвижения учащегося-успешность личных достиженийV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССАМетодические рекомендации преподавателямТрехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет:Продолжить обучение под руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.Для развития навыков творческой, грамотной работы программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей.Занятие в классе должны сопровождаться вне классной работой – посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать произведения разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности ученика. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное что бы он нравился ученику, и он играл его с удовольствием.Во время побора программы необходимо учитывать данные ученика и его темперамент, характер. В работе над произведениями рекомендуется добиваться различной степени завершенности исполнения. Некоторые произведения могут быть подготовлены для публичного выступления, другие для показа в условиях класса, третьи с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане учащегося.V. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Аккордеон в музыкальной школе. В.Грачев «Советский композитор) 19892.И.С.Бах «Маленькие прелюдии и фуги» редакция М .Руковишникова М.19893. Валь, Танго, Фокстрот .Для аккордеона и баяна. Сост.И.Савинцева4 «Веселый аккордеон» Вып.5 Сост. В.Дмитриев Музыка 19695 Звучала музыка с экрана. Вып.1-5. Скуматов СПБ 20016 Композиции для аккордеона.Сост. В.Ушакова Вып1-10. СПб 19987 Концертный репертуар аккордеониста. Сост. Ю.Дранга 19908Легкие пьесы для чтения на аккордеоне .Сост. Шашкин 19839 Музыка советской эстрады. Вып.1,2. Сост.Двилянский 198310 Полифонические пьесы для баяна. Вып.1,2 Сост. Агафонов 197111 Полифонические пьесы И.С.Баха и его сыновей. Сост. Лихачев 198812 Популярные эстрадные пьесы для баяна и аккордеона. Вып.1,2. Сост.Шаров Л. 199013 Произведения старинных композиторов. Вып.1 Сост. В.Панькова .Украина.197314 Просчитай до трех. Эстрадные композиции. Сост.В.Ходукин. 199915 Популярные произведения в переложении для баяна и аккордеона. Сост.Скуматов 200116Самоучитель игры на аккодеоне. А.Мирек. Советский композитор 198717 Танцевальная музыка. Вып.1. Сост.В.Петренко. 197918 «Хорошее настроение» Сост.А.Дмитриева, Ю.Лихачев 199019 Хрестоматия аккордеониста. Сост.Мотов В., Шахов Г. 1-3 классы 200220 Хрестоматия аккордеониста. Сост. Акимо Ю., Талакин А. 3-4 классы 197021 Хрестоматия педагогического репертуара аккодеониста.3-4кл. Ю.Акимов 196322 Школа игры на аккордеоне. СостВ.Лушников 199123Школа игры на аккордеоне. СостП.Лондонов 200724 Эстрадно-Джазовые обработки для аккордеона. В.Трофимова 199825Эстрадно- Джазовые сюиты. А.Доренский 1-3 кл. «Феникс» 200826 Эстрадные композиции для аккордеона. А.Фоссен. Вып.1.200127 Эстрадные миниатюры для аккордеона .Вып.1,2 .С Лихачев 200228 Эстрадные произведения для баяна аккордеона. Вып.4 1970