Публикации «Специальные методы и приёмы привития навыков самостоятельности обучающимся с интеллектуальными нарушениями на уроках швейного дела»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Специальные методы и приёмы привития навыков самостоятельности обучающимся с интеллектуальными нарушениями на уроках швейного дела»
Автор: Елена Геннадьевна Лукьянова

Специальные методы и приёмы привития навыков самостоятельности обучающимся с интеллектуальными нарушениями на уроках швейного дела
Подготовила учитель Лукьянова Е.Г.
Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но и настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе как собственными силами что – либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы А. Дистервег
Основной задачей школ АОП является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Трудовая деятельность - это форма проявления жизненной активности человека, которая оказывает решающее влияние на его развитие. Труд играет большую роль в судьбе умственно отсталых школьников. Трудовая деятельность служит эффективным средством для коррекции их умственных, физических и личностных нарушений, а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы.
Важной задачей, которая стоит перед учителями трудового обучения, является развитие у обучающихся общетрудовых умений и навыков, необходимых в любой трудовой деятельности. Школьников нужно научить планировать свои действия, контролировать и регулировать их выполнение, работать целенаправленно, аккуратно и самостоятельно.
Программой по швейному делу предусмотрено: чтение чертежа, умение планировать последовательность технологического процесса, самостоятельное выполнение операций. При этом обучающиеся должны уметь объяснять, как выполняются определенные задания, а также научиться выполнять несложные работы - работать самостоятельно.
Мой опыт работы показывает, что самостоятельное выполнение практических заданий обучающихся с ОВЗ представляет большую трудность: большинство не могут пользоваться инструкциями, описать процесс выполнения задания, с трудом разбираются в свойствах ткани, не определяют последовательность изготовления изделий и не умеют целенаправленно применить свои знания, умения и навыки на практике. Поэтому считаю своей приоритетной задачей развивать самостоятельность по предмету.
Для этого использую следующие приемы и методы обучения.
Методы, в которых источником знаний для обучающихся является слово учителя или письменное слово учебника: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
Методы, где источником знаний для обучающихся является образ объекта, процесса, явления (методы демонстраций): показ натуральных предметов и процессов, их моделей, макетов, изображений и видео.
Анализ условных изображений, к которым относятся презентации по отдельным темам, чертежи, эскизы, схемы и т.д., позволяет наглядно представить тот или иной объект или процесс выполнения какого-либо трудового действия, а также развивает пространственное восприятие обучающихся.
Четкой организации практических работ и повышению самостоятельности обучающихся способствует применение наглядных пособий - карточек с названием операций, технологических и графических операционных карт по выполнению ручных и машинных швов, изготовлению изделий. В них указывается порядок работы (перечень операций), рисунки (эскизы) или схема последовательности обработки, а также инструменты и приспособления, необходимые для выполнения операции.
Методы, в которых источником знаний, умений, навыков для обучающихся являются практические действия: тематические карточки-задания, тестирование на узнавание ранее полученной информации, на опознание и различие, практическая работа учащихся, организация самопроверки.
Для того, чтобы выполнить задание, тест или практическую работу, или проверить правильность её выполнения ученик должен вспомнить, актуализировать знания, необходимые для этой деятельности, или прочитать технологическую карту. Тем самым осуществляется повторение и закрепление технических знаний, формируются технологические умения и навыки.
Методы развития коммуникационной и познавательной деятельности: обсуждение и решение проблемных ситуаций, различные деловые игры, работа по алгоритму с проговариванием, словарная работа (устная и по карточкам), различные игры с загадками, ребусами и опорными словами.
Данные методы позволяют сделать интересными и разнообразными такие этапы урока как предварительное планирование деятельности, её анализ и отчет о проделанной работе. Они занимают совсем немного времени от урока, но они помогают школьникам лучше понять и запомнить порядок действий, облегчают им составление плана работы над однотипным изделием, способствуют запоминанию специальной терминологии и развитию речи.
Особая роль в развитии самостоятельности отводится методу проектов. В результате выполнения проектов у учащихся воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, ответственность, формируются положительные потребности, повышается личная мотивация и ответственность за свои знания и умения.
Воспитание самостоятельности на уроках швейного дела осуществляется постепенно от конкретного к абстрактному, от простых к более сложным операциям, а также к инструкциям, планам, образцам и т. д..
С помощью перечисленных методов и приемов можно преодолевать ограниченность и бедность словаря учащихся с ограниченными возможностями здоровья, научить их решать умственные задачи по предмету швейное дело, добиться положительных результатов в развитии умений самостоятельно выполнять трудовые задания.
Информационные ресурсы
Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду // Дефектология. 1986, №6.
Основы трудового обучения во вспомогательной школе - М.: Просвещение, 1996.
Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении - М.: Педагогика, 1990.
Учёт индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе // Дефектология. 1993, №5.
Фестиваль педагогических идей . ru/articles/550561/