Публикации Папка- передвижка. Патриотическое воспитание дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Папка- передвижка. Патриотическое воспитание дошкольников
Автор: Новицкая Екатерина Александровна

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в
Картотека доступных им формах нравственных дидактических игр переживаний. Дидактическая игра по нравственно- по нравственновоспитанию позволяет открыть -патриотическому
патриотическому комплекс разнообразной
воспитаниюдеятельности детей: мысли, чувства,
переживания, сопереживания,
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому…
Мой адрес… Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Тольятти, номер дома, квартиры, телефона ,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища. Материал: мяч Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже, ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д. поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей
Наш детский сад . Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада.. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. .Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада .По плану дети ориентируются в пространстве
Путешествие по маршруту
Поиски добрых слов .добрых чувств, поступков, дел и
Цель: раскрыть на примерах отношений. значение слов простите, Цель: обратить внимание детей извините, воспитывать дружеские на то, что добрые чувства,
отношения, объяснить поступки и дела вызывают необходимость извинения, чувство уважения, дружбу и признания вины или любовь. Формировать дружеские доказательства правоты и отношения, закреплять правила справедливости., связь слова и этикета, правила поведения. поступка, слово и отношение Материал: картинки с разными
Материал:сюжетами добрых поступков,
Ход игры Воспитатель начинает хорошего и плохого поведения рассказ о том ,как следует Ход игры Воспитатель начинает извиняться , где и когда, как рассказ о том ,как следует себя применяются эти вежливые слова вести в том или ином месте, какие поступки хорошие..
Наша страна.
Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице Материал:.
иллюстраций, фотографий Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают
Флаг России Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области ,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? Материал: полосы красного, синего и белого цвета Ход игры : Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России
Расскажи о своей семье Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом , составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи Герб России Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города, области ,областного центра) закрепить знания о том что нарисовано на гербе и что это обозначает Материал: картинка герба разрезанная на 6-8 частей Ход игры : Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки.
Найти герб России, города Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города, области ,областного центра) , что они обозначают? Материал ;картинки с изображением разных гербов Ход игры : среди 4-6 предложенных гербов найти нужный
Как я дома помогаю? Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям. Материал :Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому. Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает
Благородные поступки Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков. Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. составить рассказ по ней и рассказать кто и какие обязанности выполняет дома.
Вежливые слова Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу. Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.
Путешествие по городу Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры . Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей г орода Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
Назови кто
Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шайгу, Медведев,)
Материал: портреты известных соотечественников Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
Где находится памятник? Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе Материал: изображения памятников
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
Назови виды спорта. Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых. Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков Ход игры : Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.
Вчера- сегодня
Цель: развивать чувство времени у детей.
Ход игры : Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.
Моих родителей зовут… Цель: Закрепляем знания имени
и отчества родителей, дедушек , бабушек…
Материал: семейные фотоальбомы Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
Кто и в какой стране живет?
Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.
Материал : картины и иллюстрации с разными странами мира и народом .Развитие речи., логического мышления, формирование умения употреблять суффик -ец Ход: Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут Китай-китаец, африка-африканец…..
Узнай по описанию кто это Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира .
Ход игры: Воспитатель описывает животное , дети отгадывают
Путешествие по планете
Земля
Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы
(используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.
Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,
С какого дерева листок Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый
и т. д.)
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.
Зеленая аптека Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: гербарий, картотека лечебных трав Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы , дети отгадывают .Рассказывает о ее целебных свойствах
Малая красная книга Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных , птиц нашего края занесенных в Красную книгу. Прививать любовь к родине, родному краю , чувство ответственности Материал : Малая красная книга, составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких
животных и растений ,дети называют .Воспитатель рассказывает о них Страны и народы"
Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира. Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением разных стран и народов мира .Рассказывает о них Из чего построен дом Цель: совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище человека , умение логически мыслить , закреплять умение образовывать имя прилагательное. Материал: Изображение разных жилищ человека Ход игры: стекло- стеклянный, Камень-каменный…..
Жилое – Нежилое
Цель: закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т.п. Материал : картинки и иллюстрации с изображением разных строений
Ход игры: Воспитатель
Назови ласково Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова .знакомить с разными именами . Ход игры: Миша- Мишенька, Даша- Дашенька, Дашуля….
предлагает определить жилое или не жилое помещение Дом - жилой, магазин – нежилой…..
Я люблю…
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг
к другу, развивает коммуникативные способности Ход игры: Ведущий говорит детям: Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите. Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях. Как найти дорожку в детский сад?
Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.
Материал: план местности (микрорайона) макет местности . Ход игры : дети ориентируются по плану и на макете.
Продолжи пословицу Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память , логическое мышление.
Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.
Узнай о ком я говорю
Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Материал
Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают
Птицы нашего края
Цель: знакомить детей с птицами родного города(края).Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру , желание помочь и ухаживать . Материал: карточки с изображениями птиц, альбом Птицы нашего города, края, составленный совместно с родителями Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
Богатства недр земли.
Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли
Ход игры - Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его. Подбери узор
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования. Ход игры -Дети рисуют подбирают у узор по образу, называют вид народного промысла.
Мир предметов
Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать
Собери узор.
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Ход игры Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.
слова прилагательные. Материал: Картинки и изображения предметов обихода Ход игры: чугун - чугунный, дерево- деревянный……
На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт) Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов . Материал ; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус. Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение
На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир ) Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов . Материал ; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение "Кому что нужно для работы?" Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных .Развивать речь, логическое мышление память .Закреплять знания о профессиях людей. Материал карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры Повару - поварешка.
Скажи какая
Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки подбора определений к слову Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т.д.
Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней
одним и подобрать определения к
нему
Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т.д Отгадывание и толкование загадок об (Армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире)
Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравстаенно-патриотическую
тему
Материал: загадки и картинки с
отгадками Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку
Составь семейку Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки подбора однокоренных
родственных слов
Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т.д.
Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать родственные однокоренные слова к нему
родина, родной, родители,
родственник, родинка Герой - геройский, героический, героизм...
Защита - защитник, защищать, Скажи какой
Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных , формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое мышление Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей Ход игры ; татарин- татарский, мордвин - мордовский…..
Я имею право... Цель. Расширить область правовых знаний детей. Материал. Набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка. Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и
т.п.).
Ход игры
Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
Отгадай профессию
Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские. Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.
Кто мы? Какие мы?
Цель: Закрепить знания детей о человеке , знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинноследственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру . Материал : картины и изображения человека (мужчины и женщины)
Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия. Волшебные слова Цель: вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение , воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, Материал : картины и изображения людей Ход игры: злые- добрые, больные – здоровые….
Особенности жизни в современном городе Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением., воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком., Материал : картины и изображения различных предметов созданных людьми Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют для чего нужен этот предмет.
Природа Саратова и человек Цель: закрепить знания детей о том что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе Материал: картинки и иллюстрации по теме. Ход игры: Воспитатель проводит беседу , и предлагает рассказать что сделано человеком,, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.
И я..
Цель: Развивать у детей
сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах. .
Материал:
Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том месте где он остановился дети говорят И я…если эти слова подходят по смысду.
Я пришла в магазин…Там очень много товара, я решила купить себе кофточку, а платить не стала…..
Путешествие в страну часов. Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов Рассказать о том , что в Москве на кремле есть самые главные часы нашей Родины. . Материал: часы , картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов Ход игры Воспитатель рассказывает о том , что раньше люди узнавали время по крику
петуха, по цветам, , затем
Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке,….
Цель: воспитывать внимание , доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого.. Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков. Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки
, как их следует Преподносить и когда.. изобрели часы…..
Какие праздники ты знаешь ? Цель: Развивать у детей сообразительность,, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах. Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку. Жилище человека
Цель: Закрепить знания детей о жилище человека., о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному дому, Родине, . Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба….
Литература
Альбедиль М.Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы. -С-Пб.: Лань,1997.
Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль: Академия
К., 1998
3.Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду М.Просвящение, 1991
Вартаньян Э.. История с географией. - Самара: Бахрах, 1996.
Кожухова Л.Н. С любовью о доме. - Самара, 2002,
Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 развив.игр для детей 5-8 лет. - М.: АСТ Астрель, 2003.
Малая Родина .
Цель:
Выявить знания детей о
:
иллюстраций, фотографий
люстрации и картины, залает
вопросы. Дети отвечают
своей Малой
Родине, об ист,ории Саратова
достопримечательностях
Найти флаг России, города
Саратова
Цель:
способствовать
закреплению знания флага своей
страны,(города, области
,областного центра) закрепить
основные цвета флагов, что они
обозначают?
Материал
;картинки с
изображением разных флагов
Ход игры :
среди 4
-
6
предложенных флагов найти
нужный
Природа нашего города
Цель:
Закрепить знания детей о
своем поселке, об зданиях,
построенных в ближайшем
окружении дет.сада
Материал
:
фотографии и
иллюстрации
Ход работы :
По фотографиям и
иллюстрациям дети узнают и
рассказывают о своем поселке, об
зданиях, построенных в
ближайшем окружении дет.сада
Почта
Цель:
закрепить знания детей о
городах России.
Материал
:
почтовые конверты,
открытки
Ход игры:
воспитатель
предлагает посмотреть на
предметы, определить для чего
они нужны. Дает понятие о том,
что почта
-
связь между людьми.
У кого какой домик
Цель
:
закрепить, зная детей о
животном мире родного края.
Пояснить, что животные тоже
имеют право на жильё и
неприкосновенность жилища
Материал: картинки и
иллюстрации с изображением
жилища животных .
Ход
игры
:
Медведю

берлога
Белке

дупло

Народные промыслы
Цель:
знакомить детей с
народными промыслами,
прививать интерес к русским
традициям, учить узнавать и
отличать различные промыслы.
Материал:
картинки и
изображения с предметами
народного творчества
Ход игры воспитатель
показывает картинку с
изображением предметов
народных промысел
Дети называют
Подбери наряд кукле
Цель:
знакомить с национальной
одеждой, прививать интерес к
национальной культуре., любовь
к Родине, Родному краю
Материал:
кукла, национальные
костюмы для куклы, картинки и
иллюстрации с изображением
народных костюмов
Ход игры
Дети одевают куклу в
национальную одежду.
"Кто что делает?
Цель :
формировать навык на
подбор глаголов к
существительным..Развивать речь,
логическое мышление, память
Материал
:
карточки с
изображением людей разных
профессий.
Ход игры
:
Повар
-
варит,
жарит и т. д.
. Линкольн. М.
7
Первооткрыватели. Путешествия.
Космос.

М: Рос
-
мэнД997.
8
. По следам прошлого. Книга для
начального обучения истории.
-
М: Терра,1997.
9
. Помни род свой.
-
Тольятти: 13..
Серия Что есть что. Время.
Флаги.
-
Слово, 1990.
10
. Сиповский В.Д. Родная
старина.
-
Н.Новгород, 1993.
11
.Сорокина А.И Дидактические
игры в детском саду
М.Просвещение.1982
12
. ШвайкоГ.С.Игры и игровые
упражнения для развития