Публикации ПРОЕКТ «СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ДОУ В ВОСПИТАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОЕКТ «СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ДОУ В ВОСПИТАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА»
Автор: Неткалиева Диана Германовна

ПРОЕКТ«СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ДОУ В ВОСПИТАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА» Выполнила: __________Неткалиева Д.Г.Астрахань, 2022 Проект «Сотрудничество семьи и ДОУ в воспитании познавательных интересов и любознательности дошкольника»Разработан: Неткалиевой Д.Г.Место реализации: дошкольное учреждение г. Астрахань. Участники реализации проекта:- администрация ДОУ – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно-методическое оснащение;- педагоги ДОУ – взаимодействуют с родителями;- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, педагогической гостиной, обмениваются опытом семейного воспитания;- дети – участвуют в совместных мероприятиях. Актуальность. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии сотрудничества семьи и ДОУ. Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Особенно это важно в вопросах умственного воспитания, воспитания познавательных интересов и любознательности. Понятия «любознательность» и «познавательный интерес» имеет общую основу - познавательное отношение к окружающему. Различие их выражается в объеме и глубине этого отношения, в степени активности и самостоятельности детей. Любознательность - общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений. Источником для появления и формирован6ия любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения. Познавательный интерес отличается от любознательности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью. Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность.Проблема, на решение которой направлен проект: Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей воспитанников не всегда строится на взаимопонимании и доверии, наблюдается недостаточный уровень сотрудничества по вопросам воспитания и развития ребёнка-дошкольника.Цель проекта: формирование конструктивного взаимодействия ДОУ с семьей, основанного на сотрудничестве, взаимопонимании и доверии по вопросам воспитания познавательных интересов и любознательности ребёнка-дошкольника.Задачи: - повышать психолого - педагогическую компетентность родителей по вопросам умственного воспитания детей;- повышать компетентность педагогов ДОУ по вопросам сотрудничества с семьями воспитанников;- разнообразить содержание и формы сотрудничества с семьями воспитанников;- воспитывать познавательные интересы и любознательность дошкольников.Сроки реализации: с февраля по май 2022 годаОжидаемые результаты:- сформированность познавательных интересов и любознательности у воспитанников группы- повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам умственного воспитания.- повышение компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников.- создание системы разнообразного по содержанию и формам сотрудничества с семьями воспитанников.Вид проекта:  кратковременный, открытый, коллективный, практический. Ресурсы проекта:- нормативно-правовые ресурсы:1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».2. ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)3. Семейный кодекс РФ.- Программно-методическое обеспечениеПрограмма:Работа в МБДОУ строится по Программе «От рождения до школы» (Под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой). Программа «От рождения до школы» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей и способностей.В Программе дошкольного образования «От рождения до школы» большое внимание отводится образовательной области «Познавательное развитие», которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и материале, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира и пр.Результаты освоения Программы представлены в ФГОС в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры рассматриваются как социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевые ориентиры Программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к Программе. Целевые ориентиры образования даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе разных видов деятельности.Анализ среды: в каждой группе имеются родительские уголки, которые содержат информационные стенды, тематические папки, доску объявлений. Также у МБДОУ есть сайт, где родители могут проследить работу педагогов, проводимые в детском саду мероприятия. Регулярно проводятся индивидуальные беседы с родителями, родительские собрания.Механизм реализации проектаПодготовительный этап: срок реализации – февраль 2022 г.Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.Содержание этапа:- изучение научно-методической литературы по теме проекта;- комплексный мониторинг семей воспитанников;нкетирование педагогов ДОУ;нкетирование родителей группы; - отбор форм взаимодействия с семьей.Основной этап: срок реализации - март 2022 г. – апрель 2022 г.Цель - реализация программы сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.Содержание этапа.С детьми:ОД;-дидактические игры;-чтение художественной литературы;-решение проблемных ситуаций;-экскурсии;-продуктивная деятельностьС педагогами:-консультации;-семинар-практикум;-круглый стол;С родителями:-тренинги,-вечер вопросов и ответов,-день открытых дверей,-педагогическая гостиная,-консультации,-проведение родительских четвергов. Заключительный этап: срок реализации  – май 2022 г.Цель – подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.Содержание этапа:- анкетирование родителей;- анкетирование педагогов; - совместное мероприятие ДОУ и семьи воспитанников;- презентация результатов проекта на педсовете;- выставка детских работ. Вывод. Проект привел к: - росту посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.- согласованности действий педагогов и родителей;- соответствию действий участников проекта целям и задачам проекта;- заинтересованности родителей;- положительному общественному мнению родителей о работе ДОУ;- росту познавательных интересов и любознательности дошкольников. Cписок литературы1. "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования" / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 20142. Агавелян М. Г. ,Данилова Е. Ю. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями – М., 20093. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. - 2002. - №9.4. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей <Из детства - в отрочество> // Дошкольное воспитание. 2000. - №3.5. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001.6. Евдокимова Е. С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» - М.: ТЦ Сфера, 2008.7. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед. Вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр <Академия>, 200317. Чиркова С. В. родительские собрания в детском саду М. – «Вако», 2014