Публикации «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста"
Автор: Богуславская Наталья Викторовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22» (МАДОУ «Детский сад № 22»)Адрес: 624090, Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Кривоусова, 20б. Тел. 8(34368) 7-90-98; 7-90-97.ИНН/КПП 6606012887/668601001E-mail: Сайт:  Статья на тему: «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)»Подготовила: Воспитатель: Богуславская Н.В.    Значение техники оригами для развития детей в дошкольном возрасте очень велико.  Оригами - японское искусство складывания бумаги. История развития отечественного оригами происходит на наших глазах. Долгое время к оригами относились лишь как к детской забаве. Сейчас в дошкольном возрасте происходит первое знакомство с искусством оригами. В своей деятельности, при реализации мною написанной парциальной программы, выяснила, что целью занятий оригами является не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения в дальнейшем. В характеристике выпускника ДОУ, значительное место уделяется оценке способности познавать новую информацию, концентрировать внимание, удерживать инструкцию и сохранять высокий уровень активности при выполнении заданий. Соответственно, современное дошкольное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста по моему мнению неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б.Косминская, Е.И. Васильченко, А.С.Макаренко, Т.С.Комарова и многие другие. В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют развитию познавательной активности, повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, логическое мышление. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. Увлечение оригами благотворно влияет не только на развитие эстетического вкуса у ребенка, служит отличным тренажером памяти и глазомера. Дети становятся более внимательными. Результат мониторинга по моей программе «Волшебный мир оригами» Показал, что занятия оригами:
  • развивают у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
  • способствуют концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
  • имеют огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
  • стимулируют и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
  • активизирует мыслительные процессы, познавательную активность.
  • оказывают положительное влияние на развитие кратковременной и оперативной памяти, развивают речь;
  • углубляют знания дошкольников об окружающем мире;
  • стимулируют поисковую деятельность;
  • развивают мелкую моторику рук, способствуют подготовке руки к письму;
  •      Работу по ознакомлению с техникой оригами я начинала с изучения «базовых форм». Базовые формы — так называют те фигурки, с которых начинается изготовление модели. В основе всех базовых форм лежит квадрат. Детям предлагала следующие базовые формы: книжка, треугольник, квадрат, двойной квадрат, дверь, ромб, блинчик. Во время обучения детей оригами использовала следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки. Для создания мотивации использовала игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяла художественное слово. Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать многие детские художественные произведения. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы. Начинала обучать детей искусству оригами с простейших поделок, используется метод словесного объяснения. Объясняла  последовательность складывания и показывала несколько раз. Затем предлагала детям сделать это самим. Постепенно происходил переход от простого к сложному. Если дети раньше делали отдельные поделки, то в дальнейшем предлагала составлять различные композиции из знакомых фигур. В работе с детьми необходимо:
  • поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют вреда окружающим (развитие собственного «я»);
  • развивать желание ребенка сделать что-то по-своему;
  • уважать точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была;
  • не подавлять инициативу ребенка собственным мнением, т.к. мнение взрослого будет порождать страх сделать что-то «не так», сказать «не так» (боязнь ошибиться);
  • творить и играть вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняться ролями.
  • не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка;
  • вносить разнообразие в работу, используя методические разработки, рекомендации, информационные материалы.
  • Методы, используемые в моей работе1. Наглядные: рассматривание образцов, схем; демонстрация иллюстраций по теме занятия; наблюдение.2. Словесные: чтение художественной литературы; беседы; объяснение и обсуждение хода работы; подбор стихотворений по различным темам.3. Практические: индивидуальная работа детей; совместная деятельность взрослого и детей; опора на личный опыт детей; выполнение работ по инструкционным картам, схемам.     Необходимостью считаю учитывать, что для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада и обязательно нужно сотрудничать с семьей. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.     Все дети, моей группы с интересом и увлечённо обучаются оригами. Я стала интегрировать технику оригами с занятиями по развитию речи, математикой, продуктивными видами деятельности. Так же, совместно с детьми, мы изготавливаем атрибуты для сюжетно ролевых игр, персонажи для театральной деятельности, украшения для группы и детского сада. Персонажи, выполненные в технике оригами, мы используем в разных видах театра. Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги. Из личного опыты, могу сказать, техника оригами является универсальным способом развития ребенка. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получился ожидаемый результат. Оригами стимулирует развитие памяти, ведь ребёнок, чтобы сделать поделку должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания. В результате работы получены положительные результаты: повысился уровень развития концентрации внимания, памяти, пространственных отношений, мелкой моторики рук и многие другие качества личности воспитанников, необходимых для них как для будущих первоклассников. Родители так же отметили положительные изменения, по их мнению, дети, занимаясь оригами, стали более усидчивыми, аккуратными. Наблюдая положительное влияние оригами на развитие детей, я считаю, что эта работа просто необходима моим воспитанникам.