Публикации Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в начальной школе
Автор: Павлова Ирина Ивановна

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-технической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, теоретики и практики воспитательной работы вынуждены, тем не менее, многое изменить в подходе к воспитательному процессу.
Если раньше целью воспитания была так называемая всесторонне развитая личность, то в данное время главным становится сам процесс вхождения ребенка в современное общество и, прежде всего, воспитание его как Гражданина своей страны, то есть формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях. Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании – это принятие ребенка как личности, как члена общества, способного любить и защищать свою Родину.
Всё это учитывалось при составлении программы по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников Юный вилюйчанин, рассчитанной на реализацию в начальной общеобразовательной школы.
Цель программы – создание в школе единого воспитательного пространства детства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка; формирование нового сознания Гражданина мира и Гражданина своей страны.
Сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в детях такие качества, как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Отечеству и малой Родине, к окружающей природе, семье – все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе об образовании в РФ.
Работа детской общественной организации ведется по восьми направлениям:
Я – вилюйчанин (Малая Родина)
История и культура России
Защитники Отечества
Здоровье
Познание
Экология и мы
Юные таланты Вилюйска
Школьный музей
Направление Юный вилюйчанин
Задачи направления:
- приобщение детей к насущным заботам вилюйчан, к участию в различных общественных инициативах;
- воспитание гордости званием вилюйчанина, любви к своему городу, уважения к его истории и жителям.
Основное содержание данного направления:
- знакомство с историей города;
- работа по благоустройству школы, школьного двора, города;
- возрождение и развитие культурных традиций Вилюйска.
Основными формами воспитательного процесса являются экскурсии, посещение музеев, выставок, досуговых и культурных центров, субботники, трудовые десанты, встреча с интересными людьми города, различные праздники.
Все учащиеся школы осенью начинают учебный год с посещения музеев города. Музейные работники готовят для школьников тематические беседы, проводят различные викторины, конкурсы, помогают в подготовке исследовательских работ.
Трудовые десанты по благоустройству города, участие в чистых четвергах, проводимых мэрией стали доброй традицией.
А старт этому направлению ежегодно дает Неделя города, проводимая в сентябре. Во время этой недели дети пишут сочинения, рисуют, участвуют в Дне города, встречаются с различными людьми.
Необходимость включения данного направления в программу ДОО было продиктовано еще и тем, что дети не до конца осознают свою принадлежность своей малой Родине, своему народу.
В школе обучаются дети 8 национальностей. И, благодаря работе по данному направлению, нет различий среди детей по национальному признаку, и все они с гордостью говорят: Я – вилюйчанин.
Направление История и культура России
Задачи направления:
- гуманизация воспитательного процесса;
- присвоение и усвоение общечеловеческих ценностей и ценностей своей Родины;
- воспитание ответственности за благополучие, безопасность и радость жизни;
- оказание моральной и материальной помощи нуждающимся.
Основное содержание данного направления:
- распространение идей культуры мира;
- изучение и соблюдение гражданских прав и свобод ребенка;
- изучение истории России и Якутии;
- изучение и развитие национальных традиций, культуры и традиций других народов России;
- создание в школе микроклимата равенства и взаимного уважения друг к другу.
Основными формами воспитательного процесса являются творческие конкурсы, классные часы, беседы, психологические тренинги и игры, семейные праздники.
Особое внимание в работе данного направления хочется сделать на проведенной впервые в этом учебном году недели Мои права и обязанности. В течение этой недели состоялся фестиваль классных часов на тему, совместно с родителями дети выпустили семейные стенгазеты, участвовали в викторине, инсценировках. Произошло первое знакомство с Декларацией ООН о правах человека, Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ.
Направление Защитники Отечества
Задачи направления:
- воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
- знакомство с жизнью и деятельностью истинных сынов Отечества, истинных вилюйчан;
- воспитание готовности к защите своей Родины;
- подготовка к служению Отечеству.
Основное содержание данного направления:
- изучение военной и трудовой истории Отечества, Вилюйска;
- сбор материалов по военной истории Вилюйска, страны;
- благотворительная деятельность в адрес ветеранов войны и тыла.
Основными формами воспитательного процесса являются празднование Дней защитников Отечества и Победы, уроки Мужества, встречи с ветеранами ВОВ и военных действий в Афганистане, Чечне, связь с музеем боевой и трудовой славы г. Вилюйска.
Вилюйская земля является родиной трех Героев Советского Союза Кондакова В.А., Миронова А.А., Степанова Н.С. Гордость за них, за их героические подвиги должна воспитываться в младших школьниках с первых дней обучения. Беседы о Великой Отечественной войне, о героях - земляках, о детях – героях, встречи с ветеранами ВОВ и тыла стали традиционными в школе.
В феврале проводится смотр строя и песни среди отрядов 3-4 классов. В ходе подготовки учащиеся знакомятся с историей Российской Армии, ее традициями, встречаются с ветеранами афганских и чеченских боевых действий, работниками райвоенкомата.
В мае во время Декады Памяти устраиваются акции помощи ветеранам войны и тыла, конкурс военных песен, викторины.
Направление Познание
Задачи направления:
- выявление и развитие у учащихся интеллектуальных способностей;
- создание оптимальных условий для интеллектуальной самореализации учащихся;
- развитие интеллекта учащихся;
- формирование уверенности в себе, в свои силы.
Основное содержание данного направления:
- участие в школьных, городских, улусных предметных олимпиадах;
- приобщение всех учащихся к интеллектуальному самообразованию;
- создание в школе Малой детской академии и проведение школьной олимпиады Интеллект.
Основными формами воспитательного процесса являются тестирование, интеллектуальные игры, викторины, игры КВН, создание школьной Малой детской академии, олимпиады, интеллектуальная исследовательская работа.
Обучение в начальной школе начинается для первоклассников с Посвящения в ученики. После этого во второй четверти начинается акция Старт в науку. Предметные недели и олимпиады проводятся в течение двух четвертей. Кроме этого между отрядами проводятся Веселые игры математиков, викторина Занимательный русский язык, научно-практическая конференция Путешествие по англоязычным странам, недели, посвященные якутским детским писателям, национальной культуре народов Саха.
Тщательно продуманная и организованная на высоком уровне работа педагогического коллектива по интеллектуальному воспитанию учащихся показывает хорошие результаты. Каждый год ученики 4-х классов занимают только призовые места на районных олимпиадах по математике, русскому, якутскому, английскому языкам.
Направление Здоровье
Задачи направления:
- создание условий для сохранения физического, психологического и нравственного здоровья учащихся;
- воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
- пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.
Основное содержание данного направления:
- приобщение всех учащихся к разным формам физической культуры;
- организация интересного и плодотворного досуга, каникулярного отдыха.
Основными формами воспитательного процесса являются работа спортивных секций, групп ЛФК, организация спортивно-массовых мероприятий: соревнований, праздников, походов; работа летних оздоровительных лагерей дневного пребывания на базе школы.
Направление Экология и мы
Задачи направления:
- воспитание бережного отношения к природе, желания ее любить и охранять;
- воспитание интереса к вопросам экологии и валеологии;
- расширение и конкретизация экологических представлений детей;
- формирование умений применять свои знания в жизни.
Основное содержание данного направления:
- развитие экологической культуры;
- привлечение большого числа учащихся к работе над экологическими проектами;
- участие в общешкольных, городских, улусных конкурсах экологических плакатов и рисунков, защиты экологических проектов..
Основными формами воспитательного процесса являются экологические прогулки, походы, экскурсии, конкурс экологических проектов, экологические недели, создание школьной экологической тропы.
Экологическое сознание как важная составная часть мировоззрения школьников формируется в процессе экологического воспитания. Оно представляет собой систематическую педагогическую деятельность, на развитие экологической образованности и воспитанности; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств. Ведь не зря Пришвин М.М. писал: Любить и охранять природу – значит любить и охранять Родину. Поэтому экологическое направление в работе детской общественной организации должно быть одним из главных.
Экологическая неделя проводится ежегодно в конце апреля. В районе и Вилюйском регионе среди младших школьников. проводится конкурс семейных экологических проектов Кэнчээри, на котором учащиеся школы принимают активное участие и из года в год становятся победителями в различных секциях.
Направление Юные таланты Вилюйска
Задачи направления:
- выявление и развитие у учащихся творческих способностей;
- создание условий для творческой самореализации учащихся;
- формирование художественного вкуса, стремление к красоте во всех проявлениях жизни.
- приобщение к духовным ценностям.
Основное содержание данного направления:
- организация и совершенствование форм дополнительного образования, его содержания;
- проведение школьного фестиваля детского творчества Юные таланты Вилюйска;
- приобщение всех учащихся к творчеству.
Основными формами воспитательного процесса являются смотры, творческие отчеты, фестивали, концерты, конкурсы, праздничные акции, нетрадиционные праздники.
В реализации данного направления особую роль играет художественная самодеятельность. Большая половина учащихся занимаются в учреждениях дополнительного образования - в Школе искусств им М. Жиркова, в Детской художественной школе, Детском центре Кэскил, в других ансамблях и творческих объединениях вне школы. Задачей школьных кружков и клубов является приобщение к культуре и искусству остальных членов организации.
Конкурсы стихотворений, авторских песен о родном городе Вилюйска выявили немало талантов среди членов детской организации и среди родителей, активно привлекаемым к этим мероприятиям.
Направление Школьный музей
Задачи направления:
- создание школьного музея и превращение его в центр гражданско-патриотического воспитания учащихся;
- формирование на базе музея различных объединений, клубов патриотической направленности;
- развитие форм музейной педагогики.
Основное содержание данного направления:
- разработка и совершенствование форм работы музея; в дальнейшем – углубление и расширение его деятельности;
- привлечение учащихся к поисковой и исследовательской работе;
- участие в улусных и городских акциях.
Основными формами воспитательного процесса являются организация экскурсий, сменных экспозиций, смотры-конкурсы, викторины, тематические праздники, туристско-экспедиционная и поисковая деятельность.
Работа по данному направлению тесно переплетается со всеми направлениями, особенно с направлениями Я – вилюйчанин, Защитники Отечества. Трудность работы состоит в том, что это направление недостаточно изучено, нет опыта. Медленно продвигается сбор материалов, оформление экспозиций, стендов. Но вся проводимая в рамках программы Юный вилюйчанин работа подготавливают почву для дальнейшей плодотворной работы по данному направлению в будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, общественно значимые поведение и деятельность. Перечисленные качества дополняют структурные компоненты патриотизма – патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности; в этом проявляется целостность и неразрывность процесса воспитания как социального явления, его неразграниченность на самостоятельные направления.
Воспитательный потенциал детской общественной организации Юный вилюйчанин опирается на нормативно-правовую базу, представленную Законом РФ Об образовании в РФ, федеральными программами развития образования.
А у начала начал всего этого стоит начальная школа – фундамент дальнейшего образования. Использование и присвоение многолетнего опыта пионерской организации, где интернациональное и патриотическое воспитание всегда стояли во главу угла, должны стать основой для создания и работы детских общественных организаций нового типа.
Именно младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым у них пользуется учитель – воспитатель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. А социально движение, как детская общественная организация, является школой социальной активности маленького гражданина общества и переходной ступенью от статуса ребенка к статусу равноправного челна общества. Поэтому нельзя упускать этот момент и, если в школе удастся создать учебно-воспитательный комплекс, из которого выйдет социально ориентированный, с четко обозначенной гражданской позицией, патриот своего Отечества, способный жить в многообразном мире в гармонии с ним и со всеми людьми, значит, мы на правильном пути.
Павлова Ирина Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ Вилюйская начальная общеобразовательная школа №1
г. Вилюйска Республики Саха (Якутия)