Публикации Конспект урока письма и развития речи для обучающихся с ОВЗ "В гостях у словаря"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока письма и развития речи для обучающихся с ОВЗ "В гостях у словаря"
Автор: Лариса Михайловна Смолина

Урок-игра в 7-м классе
В гостях у словарей
(личностно-ориентированные и
здоровьесберегающие технологии на уроке)
Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении помогает мне сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически их оценивать, умение применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), логически мыслить, свободно высказываться, свободно принимать активное участие в обсуждении.
А использование на моих уроках здоровьесберегающих технологий – это сохранение и укрепление здоровья учащихся, залог успешного обучения в образовательном процессе. Поэтому перед собой я ставлю следующие задачи:
Создание условий, содействующих формированию навыков здорового образа жизни.
Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья учащихся на уроках русского языка и чтения.
Обеспечение тесного взаимодействия учебного и внеучебного процессов, способствующее повышению успеваемости учащихся.
Задачи урока:
образовательная: дать представление о многообразии слов и словарей, познакомить с различными словарями, показать роль словарей в жизни, обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать навык правильного чтения;
коррекционно-развивающая: развивать умение практической работы со словарями, развивать память, внимание, мышление, орфографическую зоркость; формировать навыки самостоятельной работы, развивать навыки общения, умение работать в парах;
воспитательная: привитие интереса к слову, воспитание культуры речи, интереса к знаниям;
здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, гимнастики для глаз, релаксацию; приобщать детей к ЗОЖ.
Состав базовых учебных действий:
1.Личностные учебные действия: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию.
2.Коммуникативные учебные действия: дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников; умение выступать перед аудиторией сверстников.
3.Регулятивные учебные действия: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной форме.
4.Познавательные учебные действия: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема; применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
Здоровьесберегающий аспект:
-работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, выработки правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.
Оборудование:
различные словари, карточки с заданиями, выставка словарей.
Тип урока по ФГОС: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний).
Вид урока: урок-игра.
Эпиграф к уроку:
"Словарь-это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные"
(Анатоль Франс, французский писатель).
Ход урока
1.Оргмомент.
В начале урока выполняются упражнения:
-Растирание ушных раковин и пальцев рук — активизирует все системы организма.
-Перекрестные движения — активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.
Учитель: Ребята, сегодня у нас урок необычный. Я пригласила к нам в гости наших друзей и помощников, словарей. А натолкнул меня на эту встречу один нечаянно подслушанный разговор в школьной библиотеке. (Слайд 1)
Учитель: Лето. Каникулы. В школьной библиотеке тишина. На полках стоят в ряд новенькие книги. Они тихо ведут беседу, в библиотеке не принято говорить громко.
Толковый словарь: тысячи слов живут на моих страницах, много веков люди собирают
слова, описывают их значения и создают толковые словари. Если бы школьники дружили бы со мной, как много нового, интересного узнали бы они! Но меня редко берут в руки. А ведь я нужен ребятам!
Словарь синонимов: невесела наша доля, если бы ребята почаще брали бы меня в руки, то не употребляли бы единственное слово сказать почти в каждом предложении. Ведь у этого слова столько “братьев”, передающих разные его оттенки: спросил, воскликнул, заметил, подчеркнул, молвил. Я готов любому помочь сделать речь выразительной, точной. Да только где они эти друзья?!
Орфографический словарь: а как они пишут, эти наши читатели! “Матиматика”, “калидор”, “сабака”! Ужас! Хочется крикнуть: “ Да откройте же меня, наконец, полистайте, поищите нужное слово. Сомневаетесь – проверяйте; радуйтесь, если оказались правы. Чаще берите меня в руки!”
Школьный словообразовательный словарь: а с моей помощью можно узнать, как образуются слова. Это помогает лучше понять их значение и правописание. Да только меня школьники берут еще реже, чем вас. Отчего бы это?
Учитель: Зашелестели, затрепетали, нетронутые страницы антонимов, синонимов, фразеологического словаря и словаря ударений. И каждый из них в глубине души надеялся, что в будущем учебном году их будут чаще снимать с полки. Им ведь так хочется дружить с вами, ребята!
2. Беседа с классом.
Учитель: Вот что сказал о словарях французский писатель Анатоль Франс (обращаясь к эпиграфу урока): "Словарь- это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные".(Слайд 2)
И цель нашего урока - заглянуть в этот мир слов, больше узнать о словарях русского языка, учиться пользоваться ими, понять важность словарей в жизни человека. (Слайд 3)
3.Словарная работа
Перед словарной работой, чтобы снять с детей возбуждение, повышенную раздражительность, вспыльчивость, предлагаю ученикам выполнить комплекс успокаивающих дыхательных упражнений. Гимнастика проводится по следующей схеме:
Упражнение 1:
• вдох (спокойный, полный, глубокий);
• выдох (интенсивный, резкий, энергичный).
Упражнение 2:
- сидя или стоя, набрать полные легкие воздуха;
- задержать на момент дыхание, сложить губы трубочкой (как при свисте) и с силой вытолкнуть через нее часть воздуха. Снова задержать дыхание и затем выдохнуть очередную порцию воздуха.
- А как вы, ребята, понимаете значение слова"словарь"? (Возможны ответы детей). Давайте заглянем в "Школьный толковый словарь" и уточним значение этого слова.
(Ребята открывают школьный толковый словарь и находят словарную статью о слове "словарь". На столе по одному словарю.)
-Прочитайте статью о слове "словарь".
(Ученица читает статью.)
Словарь - сборник слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или переводом на другой язык;
Учитель: Существует множество словарей. На экране вы видите названия некоторых из них, а сколько словарей на нашей выставке, посмотрите! Одни помогают правильно писать слова, другие рассказывают об истории слова, и все они расширяют ваш кругозор, приобщают к культуре. (Слайды 4.5.)
Сегодня они у нас в гостях! Встречайте!
(Читает стихотворение).
Уважаем государь, по прозванию Словарь,
Даже Пушкин, я об этом достоверно говорю,
Не однажды за советом обращался к Словарю.
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу, оказать готов услугу
Русской речи государь по прозванию Словарь!
4. Парад словарей.
Я – толковый словарь. Объяснение значений слов вы найдёте в толковых словарях.
(Слайд 6)
Учитель: наиболее популярный и доступный из всех существующих толковых словарей – это словарь Ожегова. (Слайд 7) К нему постоянно обращаются учителя, писатели и журналисты, актеры и дикторы, студенты, школьники, представители самых разных профессий.
Учитель: очень важно, чтобы в словах каждая буква имела свое место. Всякое бывает, если на место одной буквы встает другая. (Слайд 8)Все началось с того, что Катя нарисовала ворону и написала: Варона.
(сценка)
Настя: Ты неверно написала. После в надо писать о, а не а.
Катя: Ну, подумаешь, одна буква... Ворона или варона – какая разница? И так все поймут.
Настя: Зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши т. Что получилось?
Катя: Вот чудеса – получилось ворота!
Настя: Поняла, что значит одна буква?
Учитель. Как же помочь девочке? В каком словаре нужно найти слово?
Дети: в орфографическом. (Слайд 9)
Я- орфографический словарь. Я нужен вам для того, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам.
Я – словарь синонимов. Открой меня, и ты увидишь слова, близкие по значению, слова – друзья. (Слайд 10)
Учитель: слова – синонимы похожи, близки друг к другу по смыслу, но всё же каждое из них имеет своё, особенное значение. Синонимы дают возможность выражать самые тонкие оттенки мысли и чувства. Употребляя слова – синонимы, мы делаем нашу речь образной, красочной, выразительной.
Я – словарь антонимов. Если хочешь узнать, какие есть в русском языке “слова-враги,”загляни в меня. (Слайд 11)
Учитель: В нашей жизни много явлений, противоположных друг другу. Мы спрашиваем: это хорошо или плохо? Ещё рано или уже поздно? Сегодня тепло или холодно? Ты сыт или голоден? Эти явления отражают антонимы- слова противоположение по смыслу.
Я – словарь иностранных слов. Я имею 20 000 слов. (Слайд 12)
Учитель: При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. И среди своих законных слов, в отечестве рождённых.
Есть под властью Словаря много слов иноплемённых,
Издалёка завезённых через горы и моря.
А из Франции … Привет!
К нам пожаловал балет,
И театры, и актрисы,
Декорация, кулисы,
Дирижёр, и билетёр,
Персонаж, танцор, сюжет,
Бис! Антракт…Фойе…Буфет…
А из Англии футбол прямо в бутсах к нам пришёл,
Вслед за ним пришёл хоккей, а до этого жокей,
Теннис, яхта, бокс, рекорд, чемпион, тайм-аут, спорт.
И явился, например, к нам от немцев офицер,
С офицером в свой черёд к нам приехал бутерброд.
Я – фразеологический словарь. Я интересен для людей любых профессий. (Слайд 13)
Учитель: это особый тип толкового словаря, в котором даётся 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражений типа: “бить баклуши”, “пожинать лавры” и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. (Слайды 14-15)
Учитель:
Спасибо, друзья-словари, что пришли к нам в гости.
А теперь ваши вопросы, ребята.
Ученик:
- А кто создаёт словари?
Словарь:
- Созданием словарей занимаются лексикографы. А наука, занимающаяся вопросами составления словарей и их изучения, называется лексикографией. (Слайд 16)
Ученик: - Когда вышел самый первый словарь?
Словарь: О, это было очень давно! Первый печатный словарь назывался “Лексис”.Составил его Лаврентий Зизания в 1596 г. В этом словаре было всего 1 061 слово – это очень много по тем временам. (Слайд 17)
Ученик:
- Какие словари самые известные?
Словарь:
Это словарь В.И. Даля. (Слайд 18). В 1863 г. вышел его знаменитый “Толковый словарь живого великорусского языка”. В нём собрано более 200 000слов. В.И. Даль был врачом, моряком, писателем, натуралистом. Он много плавал по морям, воевал, путешествовал, делал сложные хирургические операции. Но где бы ни был В.И. Даль, чем бы ни занимался, он всегда прислушивался к речи людей. И мы с благодарностью вспоминаем его – В.И. Даля, человека, который собирал слова. Вот такой случай произошёл с ним однажды:
Ямщик: Ну что, барин, будем ехать или ещё чуть погреемся?
Даль: А доберёмся в такую-то пургу?
Ямщик: Не сомневайся. Замолаживает.
Даль: Как это "замолаживает"?
Ямщик: Пасмурнеет. К теплу.
Даль: Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?
Ямщик: Так. Небо тучами заволакивается; к ненастью клонит.
Даль вытаскивает из кармана записную книжку, карандаш, дует на окоченевшие пальцы и начинает писать.
Ученик:
- А сколько словарей издаётся в наши дни?
Словарь:
- В наши дни издаётся необычайно много словарей. По данным всезнающей статистики в нашей стране было издано более 4 тысяч видов словарей: толковые, орфографические, иностранные, двуязычные и многие другие.
Учитель:
- Да, ребята, очень много видов различных словарей издается в наши дни. Посмотрите на эту выставку.
Все словари помогают нам, когда у нас возникают многочисленные вопроса в правописании, произношении, значении слов.
Потребность в двигательной активности учащихся на уроке может реализовываться посредством проведения физкультминутки .
Физминутка:
Шеей крутим осторожно - голова кружиться может.
Влево смотрим - раз, два, три.
Так. И вправо посмотри. (Вращение головой влево-вправо).
Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания- руки вверх, ходьба на месте)
И за парты вновь вернёмся. (Дети садятся за парты)
5. Игротека. Использование игры не только позволяет развивать общеучебные умения и психические свойства учащихся – память, внимание, восприятие различной информации, но и помогает создавать благоприятный психологический климат на уроке, объединяет коллектив учащихся, устанавливает эмоциональные контакты. Эта игра может выполнять как здоровьеохранные, так и здоровьекоррекционные функции.
1. “Справочное бюро”.
Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу. Это приводит к ошибкам в употреблении таких слов, иногда к смешным случаям. Однажды в метро кто-то назвал эскалатор экскаватором, чем развеселил окружающих, а одну старушку напугал: она решила, что произошел обвал и для расчистки в метро послали экскаватор. Мы с вами открываем справочное бюро, где вы должны дать толкование слов.
- Какой словарь нам поможет? (Толковый словарь)
В толковом словаре найдите пояснения к данным словам. Определите разницу их значений.
Поступок-
проступок-
разослать-
разостлать-
2. Обгонялки “Кто грамотнее”.
Культурный человек должен грамотно писать. Поиграем в обгонялки “Кто грамотнее”.
Вставьте пропущенные буквы. Проверьте правописание по словарю.
Какому? (Орфографический словарь)
Атм...сфера, б...гряный, бахр...ма, гал...рея, г...ниальный.
3."Следствие ведут знатоки".
Делают нашу речь более яркой и выразительной употребление антонимов-слов, противоположных по значению. С их помощью писатели часто создают выразительные заголовки произведений, например: “Война и мир”, “Толстый и тонкий”.
.Найдите и подчеркните в тексте слова, противоположные по смыслу:
Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять: (Ветер.)
4. “Диктор”.
Нужно не только понимать значение слов, чтобы правильно их употреблять, но и правильно произносить слова. Как часто наш слух режут такие орфоэпические ошибки, как [калидор, чтобы, красивее]. Я приглашаю вас стать образцовыми дикторами, речь которых правильная и точная. Поможет нам? (Орфографический словарь).
Расставьте ударение, произнесите правильно.
*Алфавит
*Баловать
*Досуг
*Договор
*Звонит
5.“Чья радуга ярче?”
Речь культурного человека должна быть не только правильной, но и яркой, выразительной. В этом нам помогает синонимы- слова, близкие по значению. Попробуйте нарисовать яркую словесную радугу.
“Чья радуга ярче?”
Подберите к словам все возможные синонимы. Выигрывает тот, кто скорее выполнить задание и чей синонимический ряд будет длиннее и выразительнее. Помогут вам словари синонимов.
активный–
верный –
интересный –
добрый–
После задания я провожу оживлялки. Эти простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий. Вот некоторые из них:
Упражнение 1:
• с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);
• щеки – вверх – вниз (10 раз);
Упражнение 2:
• потянуть вниз мочки ушей (10 раз);
• хлопание ушами – четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить (10 раз);
6. Этап рефлексии
Дорогие друзья, время нашего путешествия по волшебной стране Словаря истекло. Но Словарь будет всегда с нами рядом. И пусть эти замечательные книги помогут вам лучше изучить русский язык.
Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились только с теми, которые будут нужны вам в школе. А еще существуют литературный, энциклопедический, филологический и другие словари.
Вопросы:
1.Чему был посвящён урок?
2.С какими словарями встречались мы сегодня?
3.Какие ещё словари вы знаете?
4.К каким словарям мы обращались чаще всего? Почему?
5.В каких случаях словари приходят к нам на помощь? (Ответы учеников)
Научившись пользоваться этими книгами, вы обязательно полюбите их и согласитесь с Самуилом Яковлевичем Маршаком:
Усердней каждый день смотрю в словарь:
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
7. Домашнее задание. Побудьте и вы в роли автора словаря и составьте словарь из 5-10 слов на одну из тем: Словарь добрых слов, Словарь вежливых слов, Лесной словарь, Спортивный словарь. (Слайд 19)
8. Самооценка
Сегодня, я думаю, вы поняли, как важно дружить со словарями. Они помогают многое узнать о слове. Всякий грамотный человек очень часто в своей жизни обращается к словарям. Я думаю, что эти замечательные словари обязательно станут нашими друзьями.
- Давайте поделимся своими впечатлениями об уроке, попробуйте сами оценить свою работу на уроке: выберете из каждой буквы слово, которое характеризует наш урок;
У
Р
О
К
удивительный
рабочий
обдуманный
качественный (хороший)
удачный
развивающий
образцовый (идеальный, примерный)
компетентный (грамотный)
уникальный (редкий)
рациональный (целесообразный)
обучающий
культурный (просвещённый)
универсальный (всесторонний)
результативный
основательный (серьёзный)
коллективный (общий)
уравновешенный (спокойный)
радостный
оригинальный (своеобразный)
компактный (плотный)
унылый (грустный)
расплывчатый (неясный)
обыденный (будничный, обыкновенный)
кошмарный (отвратительный)
утомительный (изнурительный)
Рутинный (шаблонный, стандартный)
однообразный (монотонный)
косный (консервативный, затхлый)
Что у нас получилось: Удачный, развивающий, обучающий, коллективный.
А напоследок я скажу: (Слайд 20)
Любой урок, любая встречаВсех кладов на земле ценней,Ведь каждый школьный миг отмеченНеповторимостью своей.И как бы ни был путь мой труден,Надежда помогает мне.Я счастлив думать, как о чуде,О завтрашнем, о школьном дне.Во имя радостных открытийНам быть в походе до конца.Нельзя иначе: я - учительИ мне доверены сердца.(И. Дружинин) (Слайд 21)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!