Публикации «Проектная деятельность на уроках обществознания как средство развития познавательной активности старшеклассников»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Проектная деятельность на уроках обществознания как средство развития познавательной активности старшеклассников»
Автор: Тараканова Вера Андреевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа р.п.Магнитка
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Проектная деятельность на уроках обществознания как средство развития познавательной активности старшеклассников
АВТОР: учитель истории и
обществознания
Тараканова Вера Андреевна
2023г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
3
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
3
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
6
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
7
РЕСУРСЫ
9
ПАРТНЁРЫ
10
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
10
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
10
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
12
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
18
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Данный проект разработан, для создания системы работы по внедрению в образовательный процесс проектной деятельности при изучении обществознания среди старшеклассников. Проект носит практико-ориентированный характер, то есть, направлен на сбор информации её анализ и обобщение фактов. Вопрос, наиболее интересующий меня при создании и внедрении данного проекта: Как проектная деятельность на уроках обществознания влияет на познавательную активность старшеклассников.
Данный проект направлен на учащихся 9-10-11-х классов. Использование метода проектов, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Метод проектов поможет учащимся проявить себя творчески, а творчество всегда способствует активизации учащихся, а значит и должно способствовать познавательной активности учащихся. Именно это мне бы хотелось доказать или опровергнуть в данном проекте.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.
Исходя из современных требований к преподаванию истории и обществознания, которые определены в Федеральном Компоненте Государственного стандарта общего образования и в пояснительной записке примерной программы основного общего образования по обществознанию и лично моей позиции я вижу следующий эталон преподавания предмета.
В ходе преподавания конечным итогом, нужно сформировать у учеников ключевые компетентности в различных сферах: познавательной, трудовой, массовой коммуникации, гражданской деятельности, семейно-бытовой, в сфере между людьми различных национальностей.
Исходя из этого, у меня возникла проблема:
- как оптимизировать процесс обучения, чтобы он стал более качественным?
- что изменить в процессе обучения, в уроке, чтобы сделать его современным?
- как усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результат труда?
Технологией, которая в силу своей дидактической сущности позволяет решать стоящие перед современной школой задачи, является метод проектов.
Занимаясь проектной деятельностью, я для себя установила, что Проектный метод в процессе обучения позволяет:
- развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем…и т.д.);
- коммуникативный потенциал школьников;
- решать информационные задачи;
-организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса;
- создавать комфортные условия обучения;
- активизировать мыслительную деятельность школьников;
- снимать нервную нагрузку (релаксация).
Анализ эффективности использования проектного метода позволяет сделать вывод, что на уроках обществознания у 88% школьников повышается активность, а 85 % детей утверждают, что на таких уроках им значительнее интереснее, чем на обычных. (Приложение № 1)
Сравнительная характеристика отмечает эффективность восприятия учебного материала учащимися.
Экспериментально было установлено, что в основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Она же обуславливает метод деятельности, направленной на её решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.
Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта (ученика), в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности.
Таким образом, в процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного исследования:
- возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;
- этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний;
- этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка.
Значит, на уроках обществознания учащиеся должны выработать общие навыки исследовательской работы. Это ещё раз подтверждает мнение многих учителей: Проектная деятельность способствует формированию исследовательской культуры и повышению познавательной активности учащихся.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Тема моего проекта определила объект, предмет, цели и задачи пректа, а также его гипотезу.
Объект исследования: содержание и процесс обучения по обществознанию в старших классах средней школы.
Предмет исследования: проектная деятельность на уроках обществознания как средство развития познавательной активности старшеклассников.
Цель исследования: Проектная деятельность как средство развития познавательной активности старшеклассников средней школы.
В основу исследования положена гипотеза: применение проектной деятельности на уроках обществознания положительно влияет на развитие познавательной активности старшеклассников.
Для проверки рабочей гипотезы и достижения цели моего проекта были поставлены следующие задачи исследования:
- изучить теоретические основы по вопросу проектной деятельности;
- изучить теоретические основы по вопросу познавательной активности учащихся средней школы;
- раскрыть суть концепций развивающего обучения;
- составить комплект занятий с применением технологии проектной деятельности;
- исследовать эффективность предложенного комплекта занятий, с применением элементов технологии развивающего обучения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Теоретическими основами реализации данного проекта являются:
- Проблемы развивающего обучения (Давыдов В. В.)
- Формирование творческого мышления (Селевко Г.К.)
- Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения (Субботина Л.Ю.)
- Развивающее обучение (Якиманская И.С.)
- Развитие личности в обучении (Шиянов Е.Н., Котова И. Б.)
Методологической основой проета являются:
- системно – структурный и интегративно - дифференцированный подходы – общефилософский уровень;
- деятельностный подход – психолого-педагогический уровень;
- концепция личностного подхода, внутри – и межпредметной интеграции знаний, регионализации, профилирования содержания информационного образования, организация обучения на основе деятельности подхода – частно–методический уровень.
В данном проете будут использованы следующие методы:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, методической, юридической и философской литературы по проблеме исследования; научно – методический анализ состояния проблемы исследования; методический анализ состояния проблемы исследования; синтез, обобщение, систематизация.
2. Экспериментальные: изучение опыта преподавателей обществознания и других предметов гуманитарного цикла в школе по проблеме применения проектной деятельности среди старшеклассников; беседы с учащимися; педагогический эксперимент; педагогические наблюдения за учащимися;
В данном проекте рассматривается развивающее обучение в рамках, которого и более глубокое изучение проектной деятельности на уроках обществознания в общеобразовательной средней школе с позиции психологии и педагогики, интересующейся, прежде всего индивидуальностью ребенка, условиями ее становления, проявления, развития под влиянием обучения, а также с позиции обществознания, которая становится огромным вспомогательным инструментом в развитии у учащихся целостного видения мира, ориентацию на овладение методологическими знаниями (не только знаниями обществознания) и способами продуктивной деятельности, формирование умения решать содержательные задачи, знакомство с принципами формализации и моделирования, выработку готовности к принятию решений на основе адекватной оценки получаемой информации, осознание глобальных проблем современности.
В проекте заложен ряд позиций, которые представляются чрезвычайно важными для понимания развивающего обучения обществознания: его проектирования, реализации в практике работы школы. Эти позиции:
- проектная деятельность должна обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей;
- образовательный процесс развивающего обучения по обществознанию представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
- содержание обществознания, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;
- критериальная база проектной деятельности при изучении обществознания учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений).
Практическая значимость данного проекта заключается в возможности его практического использования в рамках образовательного процесса в средней школе.
Результатами наработанного мной опыта я буду делиться с коллегами в нашей школе и коллегами районного МО. Кроме того, при положительном результате моего проекта, планирую разместить данный материал на сайте МБОУ СОШ р.п.Магнитка и сайтах для работников образования, непосредственно на сайте proshkola.ru участником которого являюсь не первый год.
РЕСУРСЫ
Для реализации данного проекта необходимы следующие ресурсы:
Временные: Для реализации проекта необходим период с 1.09.2013г. по 30.12.2013г.
Информационные: проект направлен на сбор информации о конкретном объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Интеллектуальные (экспертные): За подготовкой и реализацией проекта следит педагог внедряющий проект и заведующий по учебной деятельности школы.
Человеческие (кадровые): преподаватель истории и обществозания.
Организационные (административный ресурс): реализация проекта должна быть согласованна с педагогическим советом школы.
Материально-технические, финансовые: учебный кабинет, оснащенный видео и мультимедиа аппаратурой, свободный доступ к кабинету информатики.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий; классная доска; компьютер и проектор.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; телевизор и DVD, видео и DVD фильмы; музыкальный центр, проектор.
ПАРТНЁРЫ
Для реализации данного проекта необходимо сотрудничество с некоторыми людьми и организациями:
Коллеги, использующие технологию проектов на соих уроках;
Библиотека МБОУ СОШ рп.Магнитка;
Библиотека при д\к Горняк;
Детская библиотека р.п.Магнитка;
Социальный педагог МБОУ СОШ р.п.Магнитка;
д\к Горняк;
ЦДТ;
Администрация школы;
Администрация Магнитского городского поселения.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Так как проект расчитан на старшеклассников, то в проете будут принимать учащиеся 9-11-х классов МБОУ СОШ р.п.Магнитка. Но в данном проекте будут представлены данные полученные на сравнении двух групп по 13 человек, учащихся 9 классов.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
С целью практического обоснования выдвинутой гипотезы, мною был запланировано несколько этапов.
1-ый этап: 2010-2011 уч.г. - сбор теоритических данных о познавательной активности учащихся и технологии проектного обучения.
2-ой этап: 2011-2012 уч.г. – сотрудничесвто с педагогами, использующими технологию проектного обучения, посещение уроков накопление практического материала.
3-ий этап: 2012-2013 уч.г. – разработка экспериментального блока проекта.
4-ый этап: 2013-2014 уч.г. – реализация экспериментальной части проекта и обобщение полученных результатов.
5-ый этап: 2014-2015 уч.г. – совершенствование технологии проектного обучения на уроках истории и обществознания среди учащихся 5-11 классов, обмен опытом.
Реализация экспериментальной работа должна пройти с 1.09.2013 по 1.12.2013 года и состоит из нескольких этапов.
Программа проведения опытно-экспериментальной части проекта предусматривает три главных этапа:
- констатирующий;
- формирующий;
- контрольный.
На первом этапе апробации будет проводиться исследование, направленное на определение качества знаний учеников по теме Закон и право.
Второй этап работы, формирующий, включает в себя использование на уроках обществознания комплекта занятий с применением развивающей технологии, направленных на повышение качества знаний по данной теме.
Контрольный, третий этап исследования, бкдет проведён тем же методом, что и первый. Целью этапа будет выявление изменений в качестве знаний учащихся по данной теме.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
В соотетствии с запланированными действиями следует подведение итогов исследования. Рассмотрим подробнее каждый этап.
Констатирующий этап.
В соответствии с целями проекта за основу методики диагностики уровня знаний был взят тест по теме Закон и право. Тестирование было проведено с учащимися 9-х классов, в нем участвовало 2 группы по 13 и 13 человек. (Приложение № 2)
Остановимся на анализе собранного экспериментального материала. По характеристике этих показателей мы судим об уровне полученных знаний по данной теме.
Были получены результаты, представленные в таблице и отраженные в диаграмме. Для аналитической обработки результатов исследования были выделены три основные категории:
- отлично (8 правильных ответов),
- хорошо (6 – 7 правильных ответов),
- удовлетворительно (менее 5 правильных ответов).
Таблица 1
Группа 1. Экспериментальная группа
№ п/п
Кол-во правильных ответов
Кол-во ответивших
Отлично
8
3
Хорошо
6-7
4
Удовлетворительно
менее 5
6
Таблица 2
Группа 2. Контрольная группа
№ п/п
Кол-во правильных ответов
Кол-во ответивших
Отлично
8
2
Хорошо
6-7
5
Удовлетворительно
менее 5
6
В результате работы, проведенной на констатирующем этапе исследования, можно сделать вывод, что уровень полученных учащимися знаний в обеих группах не достаточно высок.
Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведения формирующего этапа в соответствии с педагогическими условиями, отраженными в гипотезе.
Формирующий этап.
Следующим этапом нашей работы стало проведение комплекса занятий с применением проектных технологий с учащимися первой экспериментальной группы. Во второй группе, контрольной, занятия проходили без применения данных технологий.
Целью эксперимента является практический результат, получаемый с помощью использования метода проектов.
Метод проектов – форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость.
Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
В процессе работы сложилась следующая система. Сначала даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по данной теме в базовом курсе. После этого переход к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, имеющих практическое значение.
Контрольный этап
В результате проведенного контрольного этапа, была выявлена положительная динамика роста показателей успеваемости в обеих группах. Но, в первой группе (экспериментальной) динамика роста показателей качества знаний несколько выше, чем во второй группе.
Подробные результаты указаны ниже в приведенных таблицах и диаграммах.
Таблицы с показателями уровня знаний учащихся. Был повторно проведён тест, проводимый на начальном этапе эксперимента.
Таблица 3
Группа 1. Экспериментальная группа
№ п/п
Кол-во правильных ответов
Кол-во ответивших
Отлично
8
5
Хорошо
6-7
5
Удовлетворительно
менее 5
3
Таблица 4
Группа 2. Контрольная группа
№ п/п
Кол-во правильных ответов
Кол-во ответивших
Отлично
8
3
Хорошо
6-7
6
Удовлетворительно
менее 5
4
А далее приведены сравнительные диаграммы с уровнем умения учащихся из разных групп, использовать и создавать проекты разного вида.
Группа 1. Экспериментальная группа
Рис.1.
Группа 2. Контрольная группа
Рис.2.
Из представленных данных, мы видим, что в результате проведения формирующего этапа в первой экспериментальной группе класса наблюдается значительный рост показателей, во второй, контрольной группе рост показателей имеется, но ниже, чем у первой группы.
Следовательно, исходя из вышеперечисленных данных, динамику качества обучения в экспериментальной группе можно считать положительной.
В ходе экспериментальной работы мы уделили внимание влиянию применения элементов технологий развивающего обучения, а именно метода проектов, на повышение качества знаний школьников.
Улучшение показателей успеваемости дает нам основание считать гипотезу о том, что применение развивающих технологий в обучении обществознания способствует повышению качества знаний подтвердившейся, а комплекс занятий по повышению эффективности успеваемости возможен в применении преподавателями.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Применив проектную деятельность на уроках обществознания в 9-11 классах, я убедилась, что проектная деятельность обогатила личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности.
В ходе проектной деятельности учащиеся овладели навыками самой этой деятельности, они научились формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.
Проектирование позволило разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом.
Работа над проектом принесла многим учащимся удовлетворение, позволила почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствовала становлению личностных компетентностей.
Мне, как учителю проект позволил раздвинуть рамки учебной программы, построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение продолжительного времени и в различных формах, что дает мне основание рассматривать метод учебного проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности школьника, востребованное современной образовательной практикой.
Уроки, проведенные с использованием метода проектов, вызывают большой интерес у учащихся, которые проявляют активность, инициативу. Нравятся ребятам и уроки-защиты работ, в результате, которого – оценка у каждого учащегося (некоторые получают по 2 оценки). Однако главный результат – это осознание, что подготовленные презентации и публикации могут быть использованы на других уроках в других классах.
Практически все ребята были вовлечены в реализацию проекта – проводились социологические опросы, анкетирование, интервьюирование, искали и изучали материалы, работали с различными источниками информации. Работа над проектом позволила им раскрыть свои способности и возможности, они с удовольствием участвовали в проекте. А это является прямым доказательством того, что использование проектной деятельности на уроках обществознания повышает и активизирует познавательную деятельность учащихся, а в данном случае конкретно старшеклассников.
Разработанный и апробированный комплект занятий может быть предложен к использованию в практической деятельности преподавателями обществознания.
Мной представлены два проекта старшеклассников из экспериментальной группы. (Приложение № 3) Кроме данных проектов учащиеся, подготовили несколько десятков презентаций и буклетов, которые имели разное качество, как в содержании, так и в оформлении.
Безусловно, проектная деятельность не может уместиться в рамки урока, поэтому необходим выход на внеклассную деятельность по предмету, на научно-исследовательскую деятельность ребят. На мой взгляд, проектный метод – это хорошая альтернатива классно–урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят тем, это выход на олимпиады, научные общества учащихся.
Но, несмотря на сложности связанные с применением проектной деятельности, важно учитывать один огромный плюс, который был доказан в реализации данного проекта: применение проектной деятельности на уроках обществознания развивает и повышает познавательную активность старшеклассников.
Перспектива дальнейшего продолжения проекта очевидна. Я увидела перспективу развития проекта на уроках обществознания, и буду применять технологию проектного обучения не только при изучении курса обществознания, но истории. Кроме того я буду применять проектную деятельность теперь не только среди старшеклассников, но и среди учащихся 5-8-х классов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева, Т. Метод проектов в школьных исследованиях. – М.: Высшая школа, 2004.
Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Высшая школа, 1979.
Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч. – Т.4 - М.: Прсвещение,1984.
Гузеев, В.В. Образовательные технологии. Характерные черты образовательных технологий разных поколений. /В.В.Гузеев//Завуч. - 2004. - № 6.
Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М.: Просвещение, 1988.
Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. / В.В.Давыдов// Педагогика – 2006. - № 7.
Занков, Л. В. Избранные педагогические труды. - М.: Просвещение, 1990.
Землянская, Е. Учебные проекты в экономической подготовке школьников. / Е.Землянская // Народное образование - 2006. - №1.
Ильясов, Д.Ф. Методические рекомендации для слушателей курсов профессиональной переподготовки Выпускная аттестационная работа - Челябинск, 2012.
Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст. — М.: Высшая школа, 1971.
Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса Основы исследовательской деятельности учащихся. / А.В.Масленникова // Практика административной работы в школе. - 2004. - № 5.
Масленникова, А. Образовательные системы – обзор исторически сложившихся подходов. / А.В.Масленникова // Директор школы. - 2004. - № 8.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2001.
Сальникова, Т.П. Педагогические технологии. - М., 2005.
Селевко, Г.К. Формирование творческого мышления: Сборник тезисов научно-практической конференции. – Омск, 1986.
Селевко, Г.К. Современные педагогические технологии. / Г.К.Селевко// Народное образование. - 1998. - № 4
Чечель, И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. / И.Д.Чечель // Практика административной работы в школе. - 2003. - №6.
Чечель, И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. / И.Д.Чечель // Директор школы. - 1998. - № 4.
5