Публикации Экологический проект "Приключение Капитошки"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологический проект "Приключение Капитошки"
Автор: Наталья Михайловна Порубова

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска Детский сад № 49 «Родничок»Экологический проект (для дошкольников 5-6 лет с участием родителей)Автор: Н.М. ПорубоваПояснительная запискаАктуальность. Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет очень высокая: каждый ответ педагогов на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы, в этом ему помогают педагоги, родители (ФГОС ДО, п. 3.1.), старшие друзья.Любознательность ребенка вызывает неподдельный интерес ко всему окружающему, что дает возможность самостоятельно делать маленькие открытия. Знания, добытые самостоятельно или совместно с родителями, будут более прочными.Родители, вовлекаемые в совместные мероприятия, становятся активными участниками образовательного и воспитательного процесса. Это дает возможность воспитателям в рамках конкретного мероприятия реализовать следующие цели взаимодействия с родителями:1)добиваться более качественного результата в обучении и воспитании дошкольников;2)применять различные формы и приемы обучения (экскурсии на предприятия, посещение музеев и выставок, подготовка материала для проведения опыта и т.д.);3)развивать навык общения между родителями и детьми в рамках образовательной ситуации, предполагаемый настоящим проектом;4)осуществлять свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов образовательной деятельности в рамках проекта.Содержание проектаЦелью образовательной программы, по которой работает наш детский сад, является «создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника».В соответствии с требованиями ФГОС ДО и образовательной программы образовательно-воспитательной целью проекта является формирование культуры бережного отношения к водным ресурсам нашей Родины.Задачи проекта:
  • Развивать потребность в исследовательской деятельности в рамках экологического воспитания через организацию совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
  • Формировать у детей потребность в бережном и рачительном отношении к окружающему миру, в частности к водным ресурсам.
  • Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
  • Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  • Развивать мышление, речь, анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
  • Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
  • Развивать навыки доверительного общения взрослых и детей.
  • Создавать условия взаимодействия родителей и детей в рамках образовательной ситуации.
  • Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, изобразительной, двигательной, восприятие художественной литературы.Проект, ориентированный на ребенка, создает комплексные возможности для развития детей дошкольного возраста во всех образовательных областях, указанных в п. 2.7. ФГОС ДО, а именно:- в социально-коммуникативном развитии; -в познавательном развитии; речевом развитии; -в художественно-эстетическом развитии; -в физическом развитии.Основные методы работы:- словесные (чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение, словесный инструктаж),- наглядные (рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и природы, показ опытов),- практические (дидактическая игра, опыты, экспериментирование).Формы работы с детьми: беседа, игра, экскурсия, проведение занятий с применением опытов по изучению свойств воды.Формы работы с родителями: консультации, родительский коучинг, родительский семинар.Предполагаемый результат для воспитанников:Воспитанники, вовлеченные в проект, в результате прохождения программного материала по изучению свойств водных объектов окружающей среды Будут знать:-правила техники безопасности, требования к организации рабочего места и места для проведения исследования;-свойства воды;-специальные термины и понятия в области лабораторных исследований.Будут уметь:-экспериментировать;-использовать различные предметы, вещества для изучения их свойств;-владеть научным языком;-активно применять информационные образовательные ресурсы в учебной деятельности и для решения различных жизненных ситуаций.У них будут развиты:-наглядно-образное мышление, воображение, творческая активность, фантазия;-самостоятельность в изучении свойств того или иного предмета, вещества;-общие умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.Будут обладать следующими качествами:-самостоятельное мышление, потребность в познании;-самокритичность в оценке своих действий и поступков;-умение воспринимать прекрасное в жизни;-бережно относиться к своему здоровью и беречь окружающую среду.Предполагаемый результат для родителей:1. Родители ощущают личную причастность к проекту.2. Родители начинают лучше ориентироваться в процессах развития ребенка.3. Родители получают большее представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее уважение к ним. 4. Родители обучаются тому, как можно взаимодействовать с ребенком дома.5. Объединяясь в сообщество, семьи поддерживают друг друга в решении задач образования детей. Предполагаемый результат для воспитателей:Педагоги ДОО образуют команду и получают истинное удовлетворение от работы с детьми, осуществляя самостоятельное и ответственное профессиональное действие. Участники включены в сетевое взаимодействие и работают в ситуации постоянного профессионального развития через разные формы взаимодействия с родителями, коллегами и тренерами.Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный (с сентября по май), исследовательский, творческий.Участники: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители, воспитатели, специалист МАДОУ, социальные партнеры.Система проектных мероприятий:
  • Изучение теоретических и методических основ подготовки ребенка к формированию взаимодействия с окружающим миром.
  • Проведение тестирования и диагностики на начало реализации проекта и его окончание.
  • Практическая реализация проекта: открытые занятия для педагогов, родителей, отработка полученных знаний, умений и навыков по данной проблеме.
  • Создание творческой группы из числа педагогов и родителей по разработке вариантов проводимых исследований и мероприятий, касающихся водных ресурсов.
  • Подбор методической, научно-популярной литературы, игрушек, иллюстрационного материала, атрибутов для игровой деятельности по данной проблеме, материал для изобразительной и продуктивной деятельности, а также оборудование для опытов.
  • Формы организации работы: занятие, игра, экскурсия, беседа, праздничное мероприятие.Условия реализации этапа проекта.Главенствующая роль в реализации проекта принадлежит семье, и поэтому родители воспитанниковнаши первые помощники и партнеры. При обсуждении проекта еще на начальном этапе необходимо достичь согласия в необходимости оказания помощи. Родители воспитанников должны быть сами заинтересованы в том, чтобы их ребенок стал автором того или иного «открытия», статьи, мема, коллажа или простой памятки.Условия для возможности дошкольникам действовать самостоятельно:
  • создание соответствующей среды: оборудование места работы, приобретение пособий, материалов, удобное их размещение;
  • использование широкого ассортимента материалов для опытов;
  • удобное место деятельности для ребёнка, способствует развертыванию работы;
  • разнообразие материалов и оборудования;
  • грамотное руководство со стороны воспитателя, совместная деятельность с детьми етод прямых указаний не приемлем!);
  • индивидуальный подход, творческое взаимодействие воспитателя и ребёнка.
  • Техническая оснащенность проекта не требует больших материальных вложений, соответствует уже созданным в МАДОУ особенностям образовательной среды:- мультимедийный кабинет, оснащенный оборудованием, позволяющим демонстрировать видео, презентации;- бассейн;- компьютер или ноутбук, сканер, принтер, цифровая камера, рабочие места для детей и стол воспитателя;- оборудование для проведения опытов с водой (пробирки, пипетки, весы и т.д.).Оценка возможных рисковПри реализации Проекта возможны следующие ситуации риска, которые могут привести к снижению результативности деятельности:1. Активность участия родителей в совместных мероприятиях. Для этого предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности. Также, с целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций для родителей по теме проекта.2. Взаимодействие всех работников МАДОУ с целью решения целей и задач проекта, загруженность воспитателей дополнительной деятельностью. Предусмотрев это на этапе подготовки проекта, проведена коррекция перспективного планирования специалистов МАДОУ и воспитателей.3. Снижение интереса детей к деятельности. Для устранения данного риска в проект включены инновационные формы работы с детьми. Они разнообразны и, как правило, представлены в игровой или интерактивной форме. Это стимулирует познавательную и двигательную активность детей.Правовые основы организации проекта:1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273 ФЗ.2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».3. Основная образовательная программа МАДОУ гижневартовска ДС №49 «Родничок». Этапы реализации проектаI. Подготовительный этап
  • С целью мотивации участия в проекте необходимо провести предварительную работу с родителями и педагогами, работающими с данными воспитанниками. В ходе этой работы надо познакомить участников с основной целью и задачами данного проекта. Родителям рассказать об их роли и участии в проекте.
  • Для успешного включения всех дошкольников в проект важно уже на стадии подготовки активно взаимодействовать с детьми для того, чтобы выявить желания и потребности каждого ребенка. Для этого необходимо, особенно на стадии разработки проекта, применять различные технологии сотрудничества:- личностно-ориентированные (индивидуальные беседы, совместное дело);- коллективные (опрос, совместные праздники, дискуссии, коллективная творческая деятельность, «шоу-технологии»).Мотивация через игровую ситуацию с воспитанниками, с опорой на имеющийся жизненный опыт:1. Перед началом проекта (первые числа сентября) необходимо провести совместный «брифинг» по теме «Мой отпуск». Для этого каждая семья предварительно (еще в мае!) получает задание, во время отпуска подготовить красивые видовые фотографии. На «брифинге» семьи в свободной форме делятся своими впечатлениями о проведенном времени. Задумка данного мероприятия состоит в том, что редко на фотографиях с отпуска нет водных ресурсов, наверняка это море или река, фонтан или ручей, а это и есть «мостик» к объявлению темы нашего проекта.В заключение брифинга воспитатель объявляет о том, что поступило письмо с фотографиями от Капитошки, волшебного персонажа, который будет сопровождать все мероприятия в рамках данного проекта. На фотографиях будут изображения с пересохшей рекой, загрязненным океаном, грязной водой из водопровода и т.д. Эта история станет мотиватором к началу исследовательской деятельности.Важно, чтобы у воспитанников возникло желание заняться исследованием водных ресурсов, такая развивающая среда позволит каждому воспитаннику найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, стать причастным к защите водных ресурсов.
  • Составить объявление-призыв для родителей (табл.1).
  • Таблица 1Образец объявления для родителей
  • Подготовить карты-схемы занятий с применением опытов, исследований.
  • Организовать чтение художественной литературы о волшебстве, о превращениях с использованием воды, водной стихии и т.д.
  • Дать домашнее задание воспитанникам и их родителям: подготовить какой-либо фокус с использованием воды.
  • Подготовиться к конкурсу на лучшую эмблему «Капитошки».
  • Подготовить совместно с родителями «фирменную» спецодежду, можно только атрибут (футболка или фартук с логотипом, бейсболка и т.д.).
  • II. Основной этап Задачи этапа:1. Осуществлять системный подход в ознакомлении детей с окружающим миром.2. Развивать системное мышление, воображение, творчество, речь.3. Воспитывать интерес к собственным открытиям через исследовательскую деятельность.4. Закрепить и систематизировать знания об окружающей действительности (например, вода, ее свойства и качества, значение в жизни человека), названия состояния воды.5. Формировать умения безопасного поведения при проведении научных опытов.6. Научить исследовать водные ресурсы через проведение обучающих занятий с применением различных опытов (табл.2).Таблица 2Содержание проекта «Приключение Капитошки»III. Заключительный этапЗадачи этапа:1. Подвести итоги.2. Наметить перспективы продолжения работы.Содержание заключительного этапа
  • Обобщающее мероприятие с выездом на природу, где все участники будут делиться накопленным опытом.
  • Совместное развлекательное мероприятие «Гидрофокусы-гидромокусы», с привлечением инициативных родителей, которые помогут показать зрелищные фокусы с учетом соблюдения строгой техники безопасности.
  • Оформление сайта и фотовыставки по результатам научной работы «Путешествие Капитошки» с возможностью обмениваться мнениями, замечаниями и предложениями.
  • Встречи с экологами и работниками МУП «Горводоканал».
  • Презентация проекта:
  • обобщение опыта работы по экологическому воспитанию и развитию интеллектуальных познавательных способностей у дошкольников;
  • подготовка материала к публикации в печатных изданиях;
  • выступление с докладом на педагогическом совете, профессиональном Форсайт – центре.
  • Формы подведения итогов реализации проекта: анкеты, тесты, выставки, презентация творческих работ воспитанников и их родителей.Результативность образовательной деятельности определяется способностью воспитанников на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков.Результатом завершения проекта является создание конкретного продукта. В данном случае это будет сайт или страница сайта с публикациями как воспитателей, так и родителей с детьми Таблица 3Анализ эффективности реализации проекта «Путешествие Капитошки»Примечание: анализ эффективности реализации проекта предусматривает получение промежуточных и итогового продуктов совместной проектной деятельности с целью получения данных о динамике результативности.Образовательный эффект для дошкольников одель воспитанника)Кроме того, важно учесть динамику включенности воспитанников в исследовательскую деятельность! Для этого можно использовать следующую таблицу (табл.4).Таблица 4Динамика включенности воспитанников и родителей в проектную деятельностьПримечание: важно, чтобы количество увеличивалось и к окончанию достигло 100%, тогда можно говорить о достижении основной цели.Педагоги, вовлеченные в реализацию данного проекта, смогут изменить свою роль воспитателей в соратников. Деятельность в творческих группах поможет научиться работать в команде, сформируется собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Важно понимать, что даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма.Анализ ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающую пространство и себя в нем. Участие родителей в создании и реализации проектов вызовет интерес к познанию самих себя и детей, повысит их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.Список литературы:
  • Алексеева О.Д., Круглова Н.Г. «Кем быть?» // Ребенок в детском саду. -2018. - №3. - С.34.
  • Бакина М.В. Современные дети //Дошкольное образование. – 2016. - №4. - С.58.
  • Дыбина О.К. Играпуть к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. – 2017. - 7. - С.14.
  • Евдокимова Е.С. Технология проектирования в МДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 с.
  • Кузнецова С.В. Проектирование развития МДОУ. Методическое пособие / С.В.Кузнецова и кол. авт. М.: ТЦ Сфера, 2017. - 112 с.
  • Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова.- 2-е изд. испр. М.: Издательство «ГномиК», 2013. - 96 с.
  • Молева И.Д. Познаем окружающий мир через игру //Дошкольное воспитание. – 2017. - №7. - С.24.
  • Патранова И.Г. Проектный метод //Дошкольное воспитание.2011. - №3. - С.81.
  • Скоролупова О.А. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста / О.А. Скоролупова, Л.В.Логинова. - М.: «Издательство Скрипторий 2012», 2013. - 94с.
  • Солнцева О.Т. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. -2005. - №4. - С.33.
  • Шитова Т.К. Развитие фантазии, творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх // Ребенок в детском саду. – 2014. - №6. - С.33.