Публикации Театральная деятельность как средство социализации обучающихся

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Театральная деятельность как средство социализации обучающихся
Автор: Камерцева Анжелика Анатольевна

Театральная деятельность
как средство социализации обучающихся
Современное общество ставит сложную задачу перед образовательной системой – воспитать не только широко образованных людей, но людей, обладающих ярко выраженными лидерскими качествами, способных самостоятельно принимать ответственные решения и эффективно функционировать в обществе.
Успех решения поставленной задачи напрямую связан с процессом социализации личности.
Социализация – это процесс усвоения ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих обществу, для полноценного взаимодействия личности с окружающим миром.
Начиная с раннего детства, ребенок сталкивается с новыми условиями, в результате чего он получает новые знания и навыки. Данный процесс продолжается на протяжении всей жизни. Всё новые и новые ситуации дают новый опыт.
Очень важно, начиная с ранних этапов развития, привить ребенку положительные ценности и взгляды, помочь усвоить новый социальный опыт и сформировать правильную модель поведения.
В современной педагогике проблема социализации детей постепенно выходит на первый план. Это связано с множеством факторов – быстрый темп развития общества и вместе с тем постоянно меняющаяся социальная ситуация развития ребёнка, увеличение социально-педагогических проблем и т.д.
Дополнительное образование играет важную роль в процессе социализации детей, являясь не только средством выявления, поддержки и развития творческого потенциала учеников, но и сферой, способствующей духовно-нравственному воспитанию личности.
Одним из наиболее эффективных средств воспитательно-образовательного процесса является театральная деятельность, способная развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, сформировать творческую активность, способствовать сокращению духовной отстраненности детей и взрослых.
Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театральная деятельность помогает формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность, в которых показано, что такое дружба, честность, смелость и т.д. Ребенок не только познает, но и выражает свое собственное понимание, что такое хорошо и что такое плохо. Театр дает возможность сформировать идеалы добра, верности, справедливости и любви, учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Театрализованные игры дают возможность не просто ознакомить детей с содержанием литературных произведений, но и воссоздать конкретные образы с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жесты, походка. Дети учатся понимать и глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Именно через разыгрывание сценок и постановку спектаклей ребенок осваивает социальный опыт и общечеловеческие ценности. Огромную силу составляет нравственность, которая усваивается через репертуар театра и эстетические переживания ребенка.
Репетиции спектаклей играют огромную роль в развитии выразительной стороны речи. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй.
Помимо развития психических функции, художественных способностей и творческого потенциала деятельность театрального кружка располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся - происходит развитие общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, стремление к творчеству в любой области, происходит формирование культуры общения, основных коммуникативных навыков, нравственных ценностей личности, способов работы в коллективе, самовоспитания, организованности и ответственности. Через взаимодействие в театральном коллективе ребенку становится проще адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Подготовка детского спектакля - это не только репетиции, это еще и работа над костюмами, декорациями и реквизитом. Здесь могут принимать участие дети, педагоги и родители, что открывает простор для межличностного творческого взаимодействия.
Театр способствует профилактике страхов и повышенной застенчивости, агрессивности и упрямства, чрезмерной обидчивости и конфликтности, помогает правильно строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, учит быть организованным, самостоятельным и ответственным.
Театр через приобщение к лучшим образцам литературного творчества прививается уважительное отношение к культурно-историческому наследию, помогает формированию патриотических чувств, гражданской ответственности, нравственных ценностей детей и подростков.
Занятия театральной деятельностью положительно влияют на проявление лидерских качеств обучающихся, так как подготовка к спектаклю требует активного взаимодействия личности и коллектива, что развивает уверенность, раскрепощенность, выявляет способность принимать решения и умение повести за собой.
Театр ценен еще и потому, что способен активизировать самостоятельное мышление ребенка, включить ребенка в социальные отношения. Дети не просто запоминают и затем автоматически воспроизводят полученные знания, но и успешно усваивают социальный опыт, а затем воспроизводят его в своей деятельности – в частности в умении взаимодействовать и общаться со сверстниками и взрослыми.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: театральная деятельность помогает не только всестороннему развитию ребенка, но является одним из эффективных способов успешной социализации обучающихся. Детский театр дает возможность получить социальный опыт, сформировать нравственные ориентиры и стремление соответствовать положительным идеалам. Участие в творческих постановках способствует не только духовно-нравственному развитию, но и помогает адаптироваться в социуме, формирует активную жизненную позицию, а также воспитывает чувство ответственности за свои поступки.