Публикации "Организация инструментальных ансамблей в художественной самодеятельности"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Организация инструментальных ансамблей в художественной самодеятельности"
Автор: Галкин Сергей Алексеевич

ГБ ПОУ «Борисоглебское музыкальное училище»Организация инструментальных ансамблей в художественной самодеятельности(методическая разработка)Преподаватель «Инструменты народного оркестра» Галкин С.А.2022 г. В развитии отечественной культуры огромную роль играет музыкальное искусство, которое возвышает и окрыляет человека, обогащает его духовный мир, помогает формировать его мировоззрение и эстетический вкус. Музыкальное искусство тесно связано с жизнью людей, оно оказывает большое влияние на их умы и души. Особый интерес к музыке проявляет молодёжь. Однако свои предпочтения молодые люди отдают, в большей степени, популярной и электронной музыке, не всегда позитивно влияющей на психо-эмоциональное и нравственное развитие личности. В то же время сегодня в отечественной музыкальной культуре остаётся актуальной традиция инструментального ансамблевого исполнительства, особенно поддерживаемая в последние годы средствами СМИ и положительно воздействующая на музыкальное воспитание молодёжи. Растущая популярность в молодёжной студенческой среде ансамблевого исполнительства как разновидности музыкального искусства обусловливается рядом объективных факторов, среди которых необходимо подчеркнуть следующие: • наличие инструмента у каждого исполнителя; • отсутствие у начинающего участника ансамбля ограничений в возрасте и специальном музыкальном образовании; • стремление молодых людей к достижениям и их публичной демонстрации, в том числе в сфере музыкального искусства; • доступность занятий благодаря созданию широкой сети государственных и частных учреждений культуры и образования всех уровней и типов; • развитие ансамблевого творчества в кружковой и факультативной внеаудиторной работе студенческих культурно-образовательных центров и клубов. Организационная и содержательная работа с коллективом в условиях функционирования культурно-образовательных центров строится на основе достижений таких наук, как: музыкальный менеджмент, музыкознание, эстетика, психология, педагогика, методика музыкального воспитания и обучения. Инструментальные ансамбли, являясь малой формой совместного музицирования, занимают значимое место в широкой концертной практике. При этом они могут быть разными по уровню подготовки исполнителей и по стилю исполнения. Занятия студентов в ансамбле культурно-образовательного центра способствуют расширению музыкальной культуры молодых людей, развитию их музыкальных способностей (мелодического, ритмического, тембрового, гармонического слуха; музыкальности в целом), а также воспитывают сценическую культуру, музыкально-художественный вкус, творческую инициативу и самостоятельность. Особенно необходимо подчеркнуть тот факт, что участие студентов в ансамбле влияет на развитие их исполнительских навыков, что положительно сказывается на самооценке личности и её творческом развитии в целом. Дело в том, что в процессе ансамблевого исполнения даже при имеющихся весьма скромных данных у каждого участника ансамбля появляется возможность самовыражения, публичной демонстрации собственных достижений. Это, в свою очередь, обусловливает стремление студенческой аудитории к освоению ансамблевого исполнительства. Развитие исполнительских навыков студентов (звукообразования, владения инструментом и т.д.), как и успешность творческой деятельности ансамбля в целом, во многом зависит от профессиональной организации его работы, позволяющей: 1) грамотно выстроить репетиционную и концертную деятельность коллектива для достижения высоких исполнительских результатов; 2) мотивировать стремление студентов к систематическим занятиям для совершенствования их исполнительских навыков; 3) оптимально организовать работу каждого участника с учётом его способностей и потребностей; 4) выстроить творческое взаимодействие участников ансамбля; 5) научить студента понимать и доносить смысл музыкального произведения слушателям с помощью различных исполнительских способов передачи художественного образа. В студенческом культурно-образовательном центре имеются особые условия для организации ансамбля с целью развития исполнительских навыков молодёжи. Здесь студенты могут не только систематически заниматься исполнительством, но и с успехом реализовать свои потребности через общение с музыкальным искусством, полноценное включение в интересный творческий процесс, коллективное участие в различных культурно-массовых мероприятиях. Эффективная организация работы ансамбля в культурно-образовательном центре может способствовать развитию исполнительских навыков студентов благодаря следующим возможностям: 1) подбору профессиональных кадров; 2) востребованности ансамбля в концертных и культурномассовых выступлениях культурно-образовательного центра и т.д.; 3) предоставлению специально оборудованных аудиторий для занятий; 4) высокому уровню технического оснащения репетиционныхи концертных выступлений; 5) обеспечению методического сопровождения учебной работы ансамбля; 6) реализации деятельностного и индивидуального подхода в обучении искусству; 7) созданию позитивного климата в творческом коллективе и т.д. Однако на практике существует ряд противоречий между: • потребностью молодежи в развитии собственных способностей, с одной стороны, и недоcтаточно использованными на практике возможностями организации ансамбля культурно-образовательного центра в эффективном развитии исполнительских навыков студентов, с другой стороны; • имеющимся педагогическим потенциалом организации коллектива в музыкальном развитии его участников, с одной стороны, и отсутствием теоретического обоснования необходимости организации ансамбля для развития исполнительских навыков студентов, с другой стороны. • широкой практикой организации молодёжных коллективов, с одной стороны, и практическим отсутствием научных исследований по влиянию организации ансамбля на развитие исполнительских навыков студентов, с другой стороны. Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: научно-методическое обоснование организации ансамбля как средства развития исполнительских навыков студентов. Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и внедрить содержание работы по организации инструментального ансамбля как средства развития исполнительских навыков студентов культурно-образовательного центра. Объектом исследования является процесс развития исполнительских навыков студентов. Предметом исследования является специфика организации ансамбля как средства развития исполнительских навыков студентов культурно-образовательного учреждения. Гипотеза исследования состоит в том, что организация ансамбля для развития исполнительских навыков студентов культурно образовательного центра будет эффективной, если: • будет выявлена специфика и разработаны основные этапы организации ансамбля как средства развития исполнительских навыков студентов; • в процессе развития исполнительских навыков студентов будут определены и реализованы возможности организации ансамбля; • индивидуальные и коллективные формы организации занятий ансамбля будут нацелены на развитие исполнительских навыков каждого студента и всего коллектива в целом; • организация репетиционной работы и отчётного выступления будет способствовать достижению обозначенной цели в развитии исполнительских навыков участников ансамбля. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования: • охарактеризовать инструментальный ансамбль; • изучить средства развития исполнительских навыков студентов и возможности организации ансамбля; • разработать основные этапы организации ансамбля для развития исполнительских навыков студентов в культурно-образовательном центре; • выявить специфику организации репетиционной работы и отчётного выступления ансамбля в культурно-образовательном центре для развития исполнительских навыков студентов; • провести апробацию и проанализировать её результаты при организации ансамбля как средства развития исполнительских навыков студентов в культурно-образовательном центре. Методологической основой работы являются: педагогические исследования в области обучения и воспитания (Лернер И.Я.,Макаренко А.С., Пидкасистый П.И., Щукина Г.И. и др.); труды по проблемам музыкальной педагогики и психологии (Бочкарев Л.Л., Ветлугина Н.А.,Готсдинер А.Л., Терентьева Н.А. и др.); работы в области музыкального воспитания (Асафьев Б.В., Баренбойм Л.А, Кабалевский Д.Б. и др.); музыкально-педагогические исследования по развитию исполнительских умений и навыков (Емельянов В.В., Уткин Б.И., Цыпин Г.М. и др.); теоретические положения о формировании певческих навыков(Переверзев Н.К., Самохина М.А., и др.); работы по методике преподавания, исследования по вопросам менеджмента в музыкальной культуре и образовании (Сайфулин Д.В., Тульчинский Г.Л. и др.).