Публикации Виктимология и её аспекты, рассматриваемые на уроках ОБЖ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Виктимология и её аспекты, рассматриваемые на уроках ОБЖ
Автор: Сафонов Всеволод Васильевич

Виктимология и её аспекты, рассматриваемые на уроках ОБЖ Виктимология_- это наука о поведении жертвы, так интерпретирутся данное понятие в толковых словарях русского языка.Рассматривая данный аспект на уроках ОБЖ, посвящённым теме «Криминогенные ситуации у учащихся всегда вызывает много вопросов, суждений, реплик и других форм словесного обсуждения.Перед изложением материала я стараюсь задать учащимся следующие вопросы: Что такое провокационное поведение? Что такое невнимательное поведение? Что такое аморальное поведение? Что такое преступное поведение? Все перечисленные виды поведения связаны с нарушением тех или иных норм. Попросить учащихся дать определение словосочетанию- правовые основы законодательства ( закона). Для чего необходимы законы? После ответов учащихся группируются основные понятия- _ преступление, уголовная ответственность, административная ответственность, аморальное поведение и даётся правовое обоснование данных терминов.Затем разделив классы на микрогруппы попросить написать примеры виктимного поведения из повседневной жизни, которые могут встречаться как у взрослых, так и у несовершеннолетних. Такими примерами могут быть оставление ключей в «надежных» местах (в почтовом ящике, электрощитке, передача через знакомых, и т.д.) и вообще неосмотрительное обращение с ключами от квартиры; поездки в лифте с незнакомыми людьми, демонстрация кошелька во время покупок; участие в розыгрышах лотерей на улице, махинации с ценными бумагами; вступление во взаимодействие с цыганами, ознакомление с паролями ль своих аккаунтов.Выступив перед другими микрогруппами со своим видением проблемы, выявляются общие факторы, свидетельствующие о виктимности поведения. Учитель, как модератор формирует общую тенденцию виктимности факторов, излагает их, и переходит к следующему этапу урока, который связан собственно с криминогенными ситуациями, а в конце урока при подведении итогов урока акцентирует внимание на виктимности поведения , как одной из причин возникновения криминогенных ситуаций. Таким образом, такой фрагментарный подход к изложению виктимологии делает урок интересным, запоминающимся и служит формированием компетенции безопасности школьника.