Публикации Педагогический опыт "Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогический опыт "Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира"
Автор: Аничина Анна Александровна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИРИРОВАННОГО ВИДА №99 г. ТОМСКАПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТПО ТЕМЕ:«Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира» Подготовила воспитатель Аничина А.А.2023г.Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира  Знания, не рождённые опытом, матерью всякой достоверности,бесплодны и полны ошибок.Леонардо да Винчи На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка, так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.АктуальностьСемилетние дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Тысячи почему?.... Почему Осенью опадают листья? Почему появляется радуга? Почему дует ветер? Почему замерзает вода зимой? Почему светит солнце? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и здорово находить ответы. Эксперимент поможет в доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложнейших природных процессов и явлений.Детское экспериментирование — познавательный и увлекательный приём практического исследования мира, нацеленный на создание наиболее благоприятных условий, в которых предметы и явления наиболее красноречиво проявляют свою скрытую природу.Поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.Роль педагога – удовлетворить детское любопытство и создать благоприятные условия для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.ЦельСоздание благоприятных условий для практических исследований обучающихся и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.Задачи экспериментальной деятельности1.Расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними;2.Обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата;3.Развитие речевых способностей;4.Развитие логического типа мышления; обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные стёкла, микроскоп);5.Формирование навыка коллективной деятельности.Формы сотрудничества с родителями-Родительское собрание в нетрадиционной форме (игротека-практикум «Поэкспериментируем!»)-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,-Подгрупповые тематические консультации: «Значение экспериментальной деятельности для детей»,«Организация домашней лаборатории»,«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ-Наглядная информация-Обмен опытомЗаключениеВ результате работы за учебный год , удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.Основная цель экспериментального обучения, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества и четко разработанные методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, а также создание дополнительных пространственных условий для реализации детского творчества и творческого потенциала детей и воспитателя. Наполняемости уголков экспериментирования в группе старшего дошкольного возраста.Содержание компонентов и оснащение уголка1. Стол для экспериментов с ёмкостями для воды и песка, фартуки, лодочки, формочки, совочки, сита для песка, прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки, мерные кружки, весы, щеточка и совок для подметания.2. Сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.3. Комнатные растения с указателями, паспорта растений и предметы по уходу за ними, ёмкости для проращивания семян, луковиц)4. Природный материал: глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья, кора, листья сыпучие продукты (сахар, соль, манка, пшено, пищевые красители, мыло, материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл5. Материалы по сезону, календари погоды и природы, макеты.6. Микроскоп, лупа, зеркальца, прозрачные и цветные стёкла, песочные часы, юла, волчок, прозрачные контейнеры для наблюдений за насекомыми, коллекции камней, материалов, тканей, виды бумаги7. Картотеки с описанием опытов8. Журнал опытов для зарисовки результатов9. Дидактические игры по экологии10. Литература по окружающему миру, иллюстрированные альбомы, валеологические игры и пособия